Баркова А.Л. “ГЕСЭР” (“Гесэриада”) - героический эпос тибетцев, монголов и бурят. “Илиадой” Центральной Азии назвал его Ю.Н.Рерих. Ни одна версия исторического прототипа героя не может считаться безусловно доказанной (в число претендентов вошли тибетский князь Госыло, Чингиз, Александр Македонский, а этимология тибетского имени героя Кесар, по одной из версий, возводится к титулу “цезарь”). Важно отметить, что тибетская биография Гесэра (Гесера, Гэсэра) вобрала в себя многие местные легенды о родоначальниках - детях священных гор, супругах богинь, победителях чудовищ. Не исключается также влияние на “Гесэриаду” перевода “Рамаяны”, так как многие черты биографии героев совпадают (впрочем, это может быть и типологическое сходство). Время формирования тибетского эпоса - XIII-XV века. Затем, с распространением ламаизма на север, эпос попал к монголам и бурятам, где подвергся “вторичной архаизации”. Гесэр превратился в сына верховного бога Хурмаса (Хормусты), переродившегося на земле, чтобы одолеть чудовищ, которые возникли из кусков тела сброшенного на землю Атай Улана. Детство Гесэра, как и большинства эпических героев, проходит в бедности. Пройдя инициацию на вершине мировой горы и получив от Хурмаса оружие и доспехи. Гесэр завоевывает руку красавицы Другмо (по-бурятски: Урмай), победив в свадебном испытании своего злого дядю (традиционный эпический мотив вражды дяди и племянника). Если в тибетской “Гесэриаде” главный подвиг героя - война с хоринскими ханами, то в монгольской и бурятской версиях эта тема отходит на задний план, уступая место сражениям богатыря с чудовищами. Многие из этих поединков Гесэр выигрывает лишь благодаря волшебным предметам, дарителем которых часто выступает прародительница богов и демонов Манзан Гурмэ. Некоторые подвиги Гесэра имеют инициатический характер, например, его проглатывает исполинский тигр и герой рассекает его изнутри. Примечательна также история временного поражения Гесэра, которого враг превращает в осла (в монгольском эпосе героя спасает жена врага, в бурятском — жена самого Гесэра, похищенная чудищем). О Гесэре говорят как об “искоренителе десяти зол в десяти странах света”. В народном сознании монголов Гесэр перестал быть просто эпическим героем, превратившись в одного из божеств-защитников и получив свою ламаистскую иконографию. Новое звучание сказаний о Гесэре приобрело в начале XX века на фоне ожидания прихода воителя из легендарной Шамбалы, который должен был уничтожить зло. В настоящее время сцены из “Гесэриады” разыгрываются во время праздников. Лит.: Дамдинсурен Ц. Исторические корни “Гесэриады”. М., 1957; Козин С.А. Гесериада. М., 1935; Козин С.А. Эпос монгольских народов. М., 1938; Рерих Ю.Н. The epic of King Kesar of Ling // Рерих Ю.Н. Избранные труды. М., 1967. |