Rambler's Top100

Сквозь времена и поколения

Празднуя день рождения выдающегося русского художника Н.К. Рериха, Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха открыл две выставки, как бы знаменующие связь искусства начала века и искусства будущего. Это выставки объединения художников «Амаравелла», просуществовавшего с 1920 по 1930 год, и выставка «Одаренные дети», где самому младшему художнику шесть лет, самому старшему – тринадцать.

И хотя кажется, что эти выставки едва ни противоположны, все их посетители единодушно признают, что экспозиции производят удивительно целостное впечатление. И юные художники, и космисты начала века ставят перед собой общую задачу – воплотить на бумаге и холсте ту реальность, которая тоньше вещественной материи, передать зримо душевные состояния, выразить невыразимое. Вот лишь некоторые названия картин: «Симфония», «Беспредельность», «Космическая геометрия» («Амаравелла»); «Движение», «Нежность», «Колесо Жизни» (юные художники).

Несомненно, это сходство объясняется и принципами отбора картин, однако оно явственно свидетельствует о том, что конец нашего века – так же, как и его начало – это время напряженных душевных исканий молодого поколения (художникам «Амаравеллы» было около двадцати во время существования их содружества), что молодые мастера – как тогда, так и теперь – задают самые смелые вопросы о смысле бытия и природе мироздания, задают их – и находят ответы в своем творчестве. И не менее важно, что те же вопросы задают не только художники, но и их зрители, для которых эти картины – не просто произведения искусства, вызывающие эстетическое наслаждение, но и своего рода ступень в собственных духовных исканиях.

"АМАРАВЕЛЛА"

Содружество художников с этим странным названием, отчасти напоминающем слова санскрита, просуществовало недолго, не вынеся гнета репрессий. Почти все художники были вынуждены прекратить занятия искусством и смогли вернуться к творчеству лишь в 60-е годы. И всё же они успели сделать настолько много, что мы вправе говорить об особом месте «Амаравеллы» в русском авангарде: в отличие от большинства его представителей, для кого ломка традиционных художественных форм была лишь возможностью самовыражения и часто – эпатажа, художники «Амаравеллы» искали средства выражения творческой эволюции разума, целью их творчества было определение места человека во Вселенной и пути его духовного роста. Значительную роль здесь сыграла встреча в 1926 году с Николаем и Еленой Рерихами, во время визита этих выдающихся людей в Москву. Влияние этой встречи на творчество «Амаравеллы» было двояким: молодые мастера восприняли и философскую сторону рериховского учения о всечеловеческой Общине, и художественную смелость Рериха, отказавшегося от традиционной масляной живописи ради яркого звучания темперы.

Влияние изобразительного стиля Рериха особенно заметно в картинах Б.А. Смирного-Русецкого. Современники Рериха отмечали, что в его раннем творчестве все герои – будь то люди, животные или неодушевленные предметы – предстают как бы каменнотелыми, подобными живым изваяниям. Тот же дышащий камень – главный герой картин Смирного-Русецкого: созвездия оказываются углами небесных кристаллов, а незримые линии, соединяющие звезды, – гранями этих кристаллов («Космическая геометрия»); в форме кристалла предстаёт магический замок, где ожидает путника некая загадочная фигура в длинной одежде («Изумрудный замок»). Даже если тема картины никак не связана с камнем («Гимн заката», «Деревья на холмах») всё равно деревья предстают скорее одушевленными скульптурами, не тяжеловесными, но неподвижными.

Если мир Смирного-Русецкого – это своеобразное преломление мира реального, то творчество А.П. Сардана и В.Т. Черноволенко построено на чистой абстракции. Представленные на выставке несколько картин Сардана поражают виртуозной техникой миниатюры – они невелики по размеру, но настолько насыщены изобразительно, что кажутся очень большими. Мироощущение Сардана – светлая, юношеская любовь к природе («Весенняя серенада»), все его картины пронизаны светом, на многих присутствуют идущие из глубины лучи неведомого светила («Поэма морского дна», «Поэма утренней зари»). Колорит картин – радужное многообразие цветов, переливающихся и преломляющихся будто бы в гранях кристалла (одна из них так и называется – «Кристаллы – цветы земли»). От произведений Сардана исходит ощущение чистой и радостной музыки, и это неудивительно: мастер был не только художником, но и музыкантом.

В.Т. Черноволенко – наиболее философствующий из всего содружества. Возможно, это объясняется и возрастом художника – мы видим картины, созданные в 60-е годы, это не юная радость жизни, а самоуглубленное размышление пожилого человека. Колорит картин – темно-синие, серо-голубые, изумрудные цвета, сквозь которые, словно нити бус, проходят вереницы светлых точек. Кружево линий и цветовых пятен на этих картинах напоминает то ли аркады и стрельчатые окна готики, то ли строение живой клетки под микроскопом – и едва ли это случайно: художник говорит о тех внутренних движениях, которые суть основа всякого духовного бытия.

На некоторых его картинах человек присутствует как смутный силуэт, однако этого оказывается вполне достаточно, чтобы идея была ясно воплощена. Так, на картине «Сокровище» мы видим несколько фигур, склонившихся в поклоне перед плывущей в золотом свете то ли ладьей, то ли колыбелью; на картине «Лучистые мысли» – две фигуры в венцах, их головы окружены нимбами, перед ними расстилается озеро, через которое перекинут сияющий мост, а в вышине вырастает сверкающее видение. Особенно глубока по своему философскому содержанию картина «Подвиг незримый»: на переднем плане неподвижно застыл силуэт размышляющего человека, а в вышине бушуют протуберанцы светлого пламени – мысли? плоды духовных деяний? или неведомые силы, направляющие работу духа? – трудно сказать.

Мир светлых и гармоничных абстракций Сардана и Черноволенко сменяется трагично надломленными построениями С.И. Шиголева и П.П. Фатеева. У обоих даже светлые цвета выглядят мрачными, а мир духовных поисков предстает скорее как путь испытаний и утрат, чем просветленных обретений. «Идущего» Шиголева порывы неведомого ветра бьют со всех сторон, валят с ног, и человек хотя и идет, но гнется. Творчество Фатеева наиболее дисгармонично: всюду острые углы, похожие на иглы языки пламени, стрельчатые арки... Даже в природе художник не находит умиротворения – такова картина «Облако, пронзенное стрелой». В безысходных серо-зеленых тонах написана работа «Боль», где мы видим нечто, напоминающее две сжимающие и давящие руки. Пронзительный крик души – так можно охарактеризовать творчество этого художника.

Из картин Т.А. Михайловой сохранились единицы. Особенно хочется отметить портрет Фатеева, написанный тонкими мазками, напоминающими манеру его самого. Художник изображен уже старым, изнуренным жизненными тяготами. Его фигура словно тонет в темно-коричневом пламени. Странная деталь: глаза написаны несколько асимметрично, он это не кажется ошибкой – скорее, это проявление способности видеть мир иначе.

Одаренные дети

«Невероятно», «потрясающе» – вот слова (не считая междометий), постоянно звучащие на этой выставке. Многие работы выглядят настолько профессионально, что в юный возраст их создателей просто не верится. А в тех случаях, когда перед нами рисунок несомненно детский, он восхищает не только юным жизнелюбием, но и недетской глубиной мысли.

Рассказ обо всех юных художниках буде слишком длинным, и поэтому мы остановимся на нескольких. Александр Семочкин (12 лет) свободно творит и в абстрактном жанре, и в реалистическом. Его картины «На радостной ноте», «Движение» насыщены полнозвучием цветов, которые то вьются по спирали, то вырываются мощными протуберанцами, то вспыхивают, словно лучи прожекторов. Созданные им портреты языческих богов и героев – работы уверенного рисовальщика, владеющего при этом исторической этнографией; однако, они более иллюстративны и ожидаемы в сравнении с абстрактными композициями.

Самый юный художник – Гриша Мисюра (6 лет) – график-пейзажист. Создавая виды родного Петербурга, он очень точно воспроизводит форму знаменитых зданий, многие из которых он рисует с низкой точки зрения, что очень необычно для детского творчества, обычно строящего композицию «с птичьего полета».

Религиозная тема присутствует в творчестве многих юных художников. Особенно впечатляет большая графическая композиция Павла Ахметьева (12 лет) «Голгофа», где беснующаяся толпа предстает и в исторической ипостаси, и во вневременной.

Юным космистом можно назвать Жамал Жунусову (13 лет), лучшая из картин которой - «Колесо жизни» - это универсальные символы Мироздания, присущие еще древнейшему искусству. И их возраждение в творчестве современной девочки как нельзя лучше знаменует связь времен и поколений.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010

Rambler's Top100

благодарим за помощь "Мифу"
керамогранит оптом 49