Rambler's Top100



Грезы наяву

Творческий союз художников Августы Оранской и Дмитрия Небогатова – явление, удивительное многим. Глядя на их картины, мы словно переносимся в начало века, когда художники «Мира Искусства» расширяли привычные сюжетные и изобразительные рамки, смело обращаясь к наследию всех времен и народов. И теперь на наших глазах происходит как бы возрождение принципов «Мира Искусства» - но именно возрождение принципов, а не копирование или подражание. И это не случайно, как неслучаен успех картин Оранской и Небогатова, где бы они ни выставлялись.

Начало века – время, когда человечество особо остро ощутило свою всемирность. Когда древняя история и культура перестали восприниматься как пыль седых веков, когда архаическая мифология вдруг была осознана как реальность сегодняшнего дня – и это сказалось во всех искусствах: в живописи, музыке, танце, театре. Достаточно вспомнить совместную работу Стравинского, Фокина и Рериха «Весна священная». И сегодняшний день – конец века и рубеж тысячелетий – не в меньшей степени пронизан поиском глубинных основ бытия. Поиском тех культурных ценностей, которые остаются неизменными на протяжении эпох и тысячелетий. И, как и в начале века, сейчас в культуре противоборствуют две крайности – внимательная любовь к прошлому, с одной стороны, и нигилизм, граничащий с бездуховностью, - с другой. Каждый носитель культуры. Будь он творец или зритель, делает свой выбор. И для тех, кто не мыслит настоящего и будущего без понимания прошлого, встреча с картинами Оранской и Небогатова – настоящий праздник. В творчестве этих художников, кроме тематического единства и сюжетной глубины, поражает одна особенность: почти полное стилистическое единство. Их излюбленные колориты – либо розовато-жемчужный, либо серо-синий, композиции будь они реалистичны или фантастичны – насыщены множеством символических элементов. Сходство творческой манеры подчас настолько велико, что только по подписям под картиной можно распознать двух художников. Явление удивительное. И объяснить его, вероятно, можно только одним – поразительным родством внутреннего мира авторов, глубоким душевным и творческим взаимопониманием, царящим между ними и являющимся источником их совместного творчества.

Давайте пройдемся по выставке в Международном Центре Рерихов ( май 200 г.) и посмотрим их картины. Триптих А.Оранской «Жемчуг» вызывает в памяти греческий миф о рождении богини красоты Афродиты из морской пены. Перед нами несколько величавых обнаженных женских фигур в полосе прибоя. Центральная чем-то напоминает Венеру Боттичелли, но сходство это едва уловимое. Море здесь – не лазурная гладь, а седое, пенистое, его могучие волны выносят на берег жемчужные раковины. Розоватый цвет предрассветного неба перекликается с матовым свечением женских тел, застывших в целомудренной наготе. Левая часть триптиха – «Розовый жемчуг» - создает образ красоты величавой, чуть надменной, красоты европейской. Правая часть – «Черный жемчуг» - красоты маняще-губительной, мы видим нечто роковое в пристальном взгляде смуглянки с индийским знаком варны на лбу.

Картина Д.Небогатова «Атлантида» повествует о временах, которые для многих людей до сих пор остаются мифическими. Перед нами высокие, статные люди, похожие – и не похожие на древних греков. Их взгляд спокоен и ясен. А вдалеке, За заливом – акрополь на скале. С картины веет чистым морским воздухом и ощущением спокойной гармонии великой цивилизации, чью тайну скрыли века.

Совместная работа художников «Римлянка» - бесспорно, одно из лучших произведений на выставке. Перед нами воплощение самых романтических грез об античности. Пытаясь определить суть картины, мы можем сказать лишь «роскошь и великолепие». И это здесь во всем: в средиземноморской природе, в оглушительной лазури моря и неба, в убранстве усадьбы, в небрежно брошенных на столик драгоценных вещах – и в облике самой молодой красавицы, белая туника которой выделяется на фоне окружающей роскоши, выделяется своей простотой и изяществом. Картина наполнена радостью жизни, и это чувство передается зрителям.

Праздник жизни, но совершенно другого рода, мы видим на картине Д.Небогатова «Пикник». Перед нами» галантный век», эпоха рококо. Сразу вспоминаются изысканно-ироничные картины Бакста, посвященные этому времени. Все атрибуты эпохи налицо – кринолины, камзолы, арапчата, прислуживающие полуобнаженным и совершенно обнаженным купальщицам; на заднем плане высится замок, похожий на праздничный торт. Здесь царит беззаботная фривольность и изящный флирт.

Но когда художники переходят к теме начала ХХ века, то они становятся очень, очень серьезны. На выставке представлены два портрета В.Ф.Комиссаржевской кисти А.Оранской, изображающих великую актрису в разные периоды ее жизни. На одном мы видим хрупкую молодую женщину, стоящую у окна петербургского дома, за окном льет беспросветный дождь, и в глазах будущей актрисы, брошенной мужем, стоят слезы. Трагедия личной жизни женщины передана с щемящим сердце сочувствием.

На другом портрете мы видим великую актрису в зените славы. Она сидит у окна, и перед ней столик с белыми лилиями и горящей свечой – символами душевной чистоты и творческого горения. Призрачным силуэтом на картине вырисовывается чайка – это не просто знак одной из лучших ролей Комиссаржевской, но и символ трагической судьбы и актрисы, и ее героини. А в глазах – печаль.

Блоковская тема воплощена в одной из лучших картин Д.Небогатова «Здесь на синей земле». Композиция этой картины фантастична – здесь нет линии горизонта, образы парят в невесомости, подчас вырастая из ничего. В центре картины – Незнакомка, героиня Блока, его Дама – женщина с огромными голубыми глазами и пепельными волосами, одетая в синее. Ракурс фигуры ее несколько напоминает «Незнакомку» Крамского, и это, видимо, сознательная цитата, становящаяся основой для со- и противопоставления двух образов – реальной незнакомки и Дамы, женщины-мечты. Вокруг Незнакомки кружится звездный вихрь – и застывает перстнями на ее руке. Нам вспоминаются строки драмы Блока «Незнакомка» - история женщины-звезды, упавшей метеором на Землю. И еще один персонаж драмы перед нами – Голубой Рыцарь, изображенный художником как человек в голубом плаще, опирающийся на рыцарский меч с блистающим перекрестьем – и при этом под плащом хорошо виден обычный пиджак. Кто этот человек, пребывающий одновременно в двух временах, в реальности и мечте? – не сам ли это Блок? Не станем задавать художнику этот вопрос – пусть тайна останется тайной.

Еще одна картина на тему поэзии Серебряного века – это портрет Зинаиды Гиппиус, созданный Оранской. В фантастической композиции этой картины нет ни одной лишней детали, и каждая прописана с виртуозным мастерством. В центре картины стоит поэтесса, величавая и непреклонная, ее облик прописан с большим портретным сходством. Шахматный пол под ее ногами превращается в рябь свинцовых вод Невы, и мост разведен – назад дороги нет. За спиной Гиппиус разгорается лилово-розовое пламя над Петроградом, и Медный Всадник стоит на сполохах этого пламени – скалы под ним нет, символ Петербурга завис над бездной. Левая половина картины спокойна: это не мятущийся Петроград, это невозмутимый Париж – мы видим Эйфелеву башню и Нотр-Дам. Две половины судьбы поэтессы. А в вышине – вечное: купола и распятие.

Особое место в творчестве А.Оранской занимает картина «Княгиня Милосердия», посвященная трагической судьбе вел. кн. Елизаветы Федоровны – святой женщины, основательницы Марфо-Мариинской обители, отдавшей жизнь заботе о больных и умирающих. Мы видим на картине два ее образа – живой женщины, не пережившей еще убийства мужа, и призрак святой в белом монашеском одеянии. Среди роящихся вокруг нее образов – и пейзаж Марфо-Мариинской обители, и погибший супруг, и фотографии членов царской семьи, словно превращающихся в летящих белых лебедей, тонущих в синеве небес. Глубокой скорбью веет от этой картины.

Фантастическим преломлением темы рубежа веков являются картины Д.Небогатова «Женщина-Ночь» и «Совы на снегу». На обеих женщины в одежде начала века постепенно превращаются в загадочную ночную птицу, и тем самым их таинственная, мистическая сущность становится явной. На картине «Женщина-Ночь» одежда сменяется оперением, на картине «Совы на снегу» это колдовство передается через многофигурную композицию – в центре сидит женщина в мехах, которые превращаются в перья, рядом – две совы с человеческими головами и две огромные снежные птицы. Так через зримые образы художник передает вечную загадку женской натуры.

Неспешное философское размышление царит в картине А.Оранской «Раздумье». Казалось бы, перед нами просто пейзаж окрестностей Хотьково – холмы, перелески, вечерний туман, восходящая луна над собором, но введение в картину женской фигуры в длинной одежде и головном платке заставляет задаться вопросом, кто эта женщина и куда она идет? Ища ответ на этот вопрос, зритель надолго замирает перед картиной, и в душе сам собою встает вечный вопрос о смысле жизни. Поразительна и еще одна деталь: всякий, кто бывал в окрестностях Радонежа, Хотьково, Сергиева Посада, знает, что и по сей день эти святые места пронизаны исключительной Силой, идущей из земли, - и именно это ощущение смогла передать художница.

Последняя картина, о которой хочется сказать, - это удивительный синтез творчества двух художников в портрете Оранской кисти Небогатова. Мы видим Августу Васильевну сидящей в кресле, а вокруг нее клубятся причудливые, фантастические образы, столь любимые ею и Дмитрием.

Удивительная выставка, удивительные художники.



благодарим за помощь "Мифу"
Депрессия ставновится одним из бичей современного общества. Причины депрессии различны: душевные травмы, полученные в детстве, утрата близкого человека и многое другое. Лечение депрессии у взрослых - это совместная деятельность психотерапевта и пациента, помогающая исцелиться душе.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
портал "Миф" (с) 2005-2012

Rambler's Top100