Грезы наяву Творческий союз художников Августы Оранской и Дмитрия Небогатова – явление, удивительное многим. Глядя на их картины, мы словно переносимся в начало века, когда художники «Мира Искусства» расширяли привычные сюжетные и изобразительные рамки, смело обращаясь к наследию всех времен и народов. И теперь на наших глазах происходит как бы возрождение принципов «Мира Искусства» - но именно возрождение принципов, а не копирование или подражание. И это не случайно, как неслучаен успех картин Оранской и Небогатова, где бы они ни выставлялись. Начало века – время, когда человечество особо остро ощутило свою всемирность. Когда древняя история и культура перестали восприниматься как пыль седых веков, когда архаическая мифология вдруг была осознана как реальность сегодняшнего дня – и это сказалось во всех искусствах: в живописи, музыке, танце, театре. Достаточно вспомнить совместную работу Стравинского, Фокина и Рериха «Весна священная». И сегодняшний день – конец века и рубеж тысячелетий – не в меньшей степени пронизан поиском глубинных основ бытия. Поиском тех культурных ценностей, которые остаются неизменными на протяжении эпох и тысячелетий. И, как и в начале века, сейчас в культуре противоборствуют две крайности – внимательная любовь к прошлому, с одной стороны, и нигилизм, граничащий с бездуховностью, - с другой. Каждый носитель культуры. Будь он творец или зритель, делает свой выбор. И для тех, кто не мыслит настоящего и будущего без понимания прошлого, встреча с картинами Оранской и Небогатова – настоящий праздник. В творчестве этих художников, кроме тематического единства и сюжетной глубины, поражает одна особенность: почти полное стилистическое единство. Их излюбленные колориты – либо розовато-жемчужный, либо серо-синий, композиции будь они реалистичны или фантастичны – насыщены множеством символических элементов. Сходство творческой манеры подчас настолько велико, что только по подписям под картиной можно распознать двух художников. Явление удивительное. И объяснить его, вероятно, можно только одним – поразительным родством внутреннего мира авторов, глубоким душевным и творческим взаимопониманием, царящим между ними и являющимся источником их совместного творчества. Давайте пройдемся по выставке в Международном Центре Рерихов ( май 200 г.) и посмотрим их картины. Триптих А.Оранской «Жемчуг» вызывает в памяти греческий миф о рождении богини красоты Афродиты из морской пены. Перед нами несколько величавых обнаженных женских фигур в полосе прибоя. Центральная чем-то напоминает Венеру Боттичелли, но сходство это едва уловимое. Море здесь – не лазурная гладь, а седое, пенистое, его могучие волны выносят на берег жемчужные раковины. Розоватый цвет предрассветного неба перекликается с матовым свечением женских тел, застывших в целомудренной наготе. Левая часть триптиха – «Розовый жемчуг» - создает образ красоты величавой, чуть надменной, красоты европейской. Правая часть – «Черный жемчуг» - красоты маняще-губительной, мы видим нечто роковое в пристальном взгляде смуглянки с индийским знаком варны на лбу. Картина Д.Небогатова «Атлантида» повествует о временах, которые для многих людей до сих пор остаются мифическими. Перед нами высокие, статные люди, похожие – и не похожие на древних греков. Их взгляд спокоен и ясен. А вдалеке, За заливом – акрополь на скале. С картины веет чистым морским воздухом и ощущением спокойной гармонии великой цивилизации, чью тайну скрыли века. Совместная работа художников «Римлянка» - бесспорно, одно из лучших произведений на выставке. Перед нами воплощение самых романтических грез об античности. Пытаясь определить суть картины, мы можем сказать лишь «роскошь и великолепие». И это здесь во всем: в средиземноморской природе, в оглушительной лазури моря и неба, в убранстве усадьбы, в небрежно брошенных на столик драгоценных вещах – и в облике самой молодой красавицы, белая туника которой выделяется на фоне окружающей роскоши, выделяется своей простотой и изяществом. Картина наполнена радостью жизни, и это чувство передается зрителям. Праздник жизни, но совершенно другого рода, мы видим на картине Д.Небогатова «Пикник». Перед нами» галантный век», эпоха рококо. Сразу вспоминаются изысканно-ироничные картины Бакста, посвященные этому времени. Все атрибуты эпохи налицо – кринолины, камзолы, арапчата, прислуживающие полуобнаженным и совершенно обнаженным купальщицам; на заднем плане высится замок, похожий на праздничный торт. Здесь царит беззаботная фривольность и изящный флирт. Но когда художники переходят к теме начала ХХ века, то они становятся очень, очень серьезны. На выставке представлены два портрета В.Ф.Комиссаржевской кисти А.Оранской, изображающих великую актрису в разные периоды ее жизни. На одном мы видим хрупкую молодую женщину, стоящую у окна петербургского дома, за окном льет беспросветный дождь, и в глазах будущей актрисы, брошенной мужем, стоят слезы. Трагедия личной жизни женщины передана с щемящим сердце сочувствием. На другом портрете мы видим великую актрису в зените славы. Она сидит у окна, и перед ней столик с белыми лилиями и горящей свечой – символами душевной чистоты и творческого горения. Призрачным силуэтом на картине вырисовывается чайка – это не просто знак одной из лучших ролей Комиссаржевской, но и символ трагической судьбы и актрисы, и ее героини. А в глазах – печаль. Блоковская тема воплощена в одной из лучших картин Д.Небогатова «Здесь на синей земле». Композиция этой картины фантастична – здесь нет линии горизонта, образы парят в невесомости, подчас вырастая из ничего. В центре картины – Незнакомка, героиня Блока, его Дама – женщина с огромными голубыми глазами и пепельными волосами, одетая в синее. Ракурс фигуры ее несколько напоминает «Незнакомку» Крамского, и это, видимо, сознательная цитата, становящаяся основой для со- и противопоставления двух образов – реальной незнакомки и Дамы, женщины-мечты. Вокруг Незнакомки кружится звездный вихрь – и застывает перстнями на ее руке. Нам вспоминаются строки драмы Блока «Незнакомка» - история женщины-звезды, упавшей метеором на Землю. И еще один персонаж драмы перед нами – Голубой Рыцарь, изображенный художником как человек в голубом плаще, опирающийся на рыцарский меч с блистающим перекрестьем – и при этом под плащом хорошо виден обычный пиджак. Кто этот человек, пребывающий одновременно в двух временах, в реальности и мечте? – не сам ли это Блок? Не станем задавать художнику этот вопрос – пусть тайна останется тайной. Еще одна картина на тему поэзии Серебряного века – это портрет Зинаиды Гиппиус, созданный Оранской. В фантастической композиции этой картины нет ни одной лишней детали, и каждая прописана с виртуозным мастерством. В центре картины стоит поэтесса, величавая и непреклонная, ее облик прописан с большим портретным сходством. Шахматный пол под ее ногами превращается в рябь свинцовых вод Невы, и мост разведен – назад дороги нет. За спиной Гиппиус разгорается лилово-розовое пламя над Петроградом, и Медный Всадник стоит на сполохах этого пламени – скалы под ним нет, символ Петербурга завис над бездной. Левая половина картины спокойна: это не мятущийся Петроград, это невозмутимый Париж – мы видим Эйфелеву башню и Нотр-Дам. Две половины судьбы поэтессы. А в вышине – вечное: купола и распятие. Особое место в творчестве А.Оранской занимает картина «Княгиня Милосердия», посвященная трагической судьбе вел. кн. Елизаветы Федоровны – святой женщины, основательницы Марфо-Мариинской обители, отдавшей жизнь заботе о больных и умирающих. Мы видим на картине два ее образа – живой женщины, не пережившей еще убийства мужа, и призрак святой в белом монашеском одеянии. Среди роящихся вокруг нее образов – и пейзаж Марфо-Мариинской обители, и погибший супруг, и фотографии членов царской семьи, словно превращающихся в летящих белых лебедей, тонущих в синеве небес. Глубокой скорбью веет от этой картины. Фантастическим преломлением темы рубежа веков являются картины Д.Небогатова «Женщина-Ночь» и «Совы на снегу». На обеих женщины в одежде начала века постепенно превращаются в загадочную ночную птицу, и тем самым их таинственная, мистическая сущность становится явной. На картине «Женщина-Ночь» одежда сменяется оперением, на картине «Совы на снегу» это колдовство передается через многофигурную композицию – в центре сидит женщина в мехах, которые превращаются в перья, рядом – две совы с человеческими головами и две огромные снежные птицы. Так через зримые образы художник передает вечную загадку женской натуры. Неспешное философское размышление царит в картине А.Оранской «Раздумье». Казалось бы, перед нами просто пейзаж окрестностей Хотьково – холмы, перелески, вечерний туман, восходящая луна над собором, но введение в картину женской фигуры в длинной одежде и головном платке заставляет задаться вопросом, кто эта женщина и куда она идет? Ища ответ на этот вопрос, зритель надолго замирает перед картиной, и в душе сам собою встает вечный вопрос о смысле жизни. Поразительна и еще одна деталь: всякий, кто бывал в окрестностях Радонежа, Хотьково, Сергиева Посада, знает, что и по сей день эти святые места пронизаны исключительной Силой, идущей из земли, - и именно это ощущение смогла передать художница. Последняя картина, о которой хочется сказать, - это удивительный синтез творчества двух художников в портрете Оранской кисти Небогатова. Мы видим Августу Васильевну сидящей в кресле, а вокруг нее клубятся причудливые, фантастические образы, столь любимые ею и Дмитрием. Удивительная выставка, удивительные художники. |
благодарим за помощь "Мифу" Депрессия ставновится одним из бичей современного общества. Причины депрессии различны: душевные травмы, полученные в детстве, утрата близкого человека и многое другое. Лечение депрессии у взрослых - это совместная деятельность психотерапевта и пациента, помогающая исцелиться душе. |