Rambler's Top100

СКАЗКА ОБ ИТАЛИИ

29 ноября в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась экспозиция, заслуживающая названия уникальной. Это выставка одной картины – «Венеры Урбинской» Тициана, хранящейся в галерее Уффицы во Флоренции и привезенной в Россию Президентом Италии Карло Чампи, и выставка итальянского рисунка XVI-XVIII веков «От Карпаччо до Тьеполо» из фондов ГМИИ. Собственная экспозиция будет работать два месяца, «Венера» покинет нас 15го января.

Итальянские выставки расположены в зале Микеланджело, и это глубоко символично. С одной стороны, это объединение живописи, рисунка, и скульптуры, а с другой – трех видов коллекций: копия, подлинник и привозная картина. Но еще важнее воплощенный здесь принцип одновременно и контраста, и взаимодополнения: трагичный, строгий Микеланджело и жизнелюбивый, полноцветный Тициан – это две крайности, а между ними – рисунок, сочетающий графичность одного и радость жизни другого.

Италия... Когда мы произносим это слово, то представляем себе волшебный край под лазурным небом, мир песен, любви и радости, мир, где нет места ничему уродливому или даже просто некрасивому. Этот сказочный образ сложился в нашем сознании во многом под впечатлением искусства эпохи Возрождения. И потому, идя на эту выставку, мы ожидаем встречи с чем-то чудесным, сверхъестественным – и вместе с тем, жизненным. И такая встреча происходит.

«Миф и реальность» – в этих словах можно выразить всё впечатление от экспозиции. Что такое галерея Уффицы для большинства любителей искусства? – нечто безнадежно далекое. А «Венера» из ее собрания – здесь. Выставка ренессансного рисунка – явление не менее уникальное, поскольку как экспонат он чрезвычайно хрупок, боится и влаги, и света, а потому выставляется крайне редко. Так сочетание мифа и реальности воплощено в самом принципе выставки.

Но едва мы начинаем рассматривать рисунки и картину, как это впечатление только усиливается.

Итальянскими художниками столь детально проработан рисунок человеческого тела, что это вызывает восхищение перед ним, как перед чем-то сверхъестественным. Одухотворенность телесной красоты, о которой всегда говорят в связи с Ренессансом, здесь особенно ощутима, поскольку не дополнена более ничем – ни перспективными построениями, ни сложными драпировками, ни цветом. Художнику достаточно нескольких мазков кистью, поверх них – быстрые штрихи пером, и возникает образ прекрасного тела. В таких набросках мастерство видно особенно ярко. Недаром Микеланджело называл рисунок отцом всех видов ремесел и считал его синонимом самого слово искусство. Особое восхищение вызывают эскизы, на которых беглый рисунок пером передает не только очертания фигур, но и настрой будущей картины – например, трагизм в «Оплакивании Христа» Карриччи. Впрочем, на выставке есть работы и иного рода – деталированные столь тщательно, что превращаются в декоративную композицию, а фигуры оказываются только элементом орнамента («Наказание Марсия» Фаринати).

О «Венере Урбинской» написано настолько много, что нам ничего не остается, как выразить свое собственное впечатление от встречи с нею. С нею – с Венерою, не с картиной; полагаю, что многие, кто постояли под ее пристальным взглядом, согласятся со мной.

Если в итальянском рисунке реальность оказывалась мифической, то здесь наоборот – миф обретает бытие, а картина оживает.

Всё здесь строится на контрасте: античная богиня – и современное художнику убранство дворца с совершенно будничными служанками; контраст света и тени – картина поделена почти пополам темными драпировками; контраст мягкого, нежного образа златокудрой красавицы и ее испытующего, внимательного, пронзительного взгляда, устремленного прямо на зрителя, где бы он ни стоял; контраст божественной целомудренной наготы и вполне человеческого кокетства (серьги в ушах, колечко на мизинце)... Контраст символов и их значения: в руке Венеры – розы, атрибут богини (собственно, по ним современники и узнавали, что это именно Венера, а не просто donna nuda – обнаженная модель), но эти розы прописаны совершенно условно и кажутся безжизненными; в ногах Венеры свернулась собачка – маленькое очаровательное существо, в котором только специалист распознает символ верности. Верность – и Венера, ветреная богиня? – более чем странное сочетание. Недаром современники полагали, что этот символ относится не к богине, а к знатной венецианке, послужившей моделью художнику. Так кто перед нами – женщина или богиня? Чему нам верить – ее лукавой полуулыбке или пристальному взгляду? Реальность и миф сплетаются нерасторжимо, так что неясно, где вечное искусство сменяется бытовой повседневностью. Это ощущение только усиливается, когда замечаешь, что позолота роскошной рамы сильно потерта, – это кажется еще одной бытовой деталью картины, совершенно равноправной со служанками и колечком.

И за всем этим встает еще один символ, еще одно сочетание реальности и мифа – то, что эта странная особа будет с нами в такой мифическо-реальный час, как смена тысячелетий.



благодарим за помощь "Мифу"
Зажигательные латинские танцы или чувственные ритмы Востока - это украшение любого торжества, будь то свадьба, корпоратив, день рождения или просто вечеринка. Шоу-балет "La Blanche" исполняет танцы в самых разных стилях - от утонченного китайского до канкана и хипхопа. Танцевальное шоу этого ансамбля - блистательное зрелище, которое запомнится надолго.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
портал "Миф" (с) 2005-2012

Rambler's Top100