Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

БУДДЫ

Будда в тибетской живописи всегда имеет человеческий облик. Цвет тела Будды обычно золотой. На его голове видим возвышение (скрт. “ушниша”), между бровями знак (скрт. “урна”). Он всегда в монашеском одеянии. Его монашеский плащ красно-коричневого цвета, правое плечо иногда обнажено. Часто он изображается в плаще, наброшенном на оба плеча, с открытой грудью: на тибетских полотнах это нередкий случай.

Будда также определяется полным отсутствием украшений.

Таков тип Будды, созданный школой Гандхары, проникший во все последующие художественные школы.

В этой коллекции есть несколько полотен, изображающих Просветленного.

На картинах: табл. 1, 2, 3, 4 и 5 – Будда представлен окруженным шестнадцатью архатами (мы используем термин “таблица” вместо “иллюстрация”, сохраняя терминологию научных изданий начала XX века). Прежде чем описывать каждое полотно детально, необходимо короткое вступление, которое позволит нам более полно оценить художественное и религиозное значение образов.

“Архат” означает “заслуженный, достойный”. Этот титул относится к тем членам Общины, кто достиг четвертой ступени на пути к нирване. Помимо обладания сверхъестественными возможностями, архаты более не подвержены перерождению. Значение того, что есть архат, часто выражается следующей формулой: “Разрушивший перерождение, живущий чистой жизнью, делающий то, что должно быть сделано; после его сегодняшней жизни не будет последующей”.

Собрание шестнадцати архатов неизвестно в собственно Индии, но их культ широко распространился по Тибету и Китаю. В буддийских текстах, переведенных на китайский около IV века, мы встречаем группу четырех архатов, а именно: Пиндолу, Махакашьяпу, Рахулу и Кундопадханью, соотносящихся с четырьмя основными сторонами света. Эта группа четырех великих архатов, вероятно, возникла по аналогии с четырьмя царями – стражами четырех основных сторон света. В дальнейшем к каждому из этих архатов постепенно добавились четверо других, так что в итоге получилось шестнадцать. Первый из этих архатов, Пиндола, был широко почитаем в Китае. Это подтверждается огромным количеством легенд о нем. Вероятно, его культ достиг Китая морем в середине V века. Первое упоминание о собрании шестнадцати великих архатов находится в коротком махаяническом тексте, озаглавленном “Рассказ о сроке существования Закона, изложенный великим архатом Нандимитрой”.

В этом тексте рассказывается, как великий архат Нандимитра, перед тем как уйти в конечную нирвану, собрал всех монахов и монахинь и поведал им о существовании шестнадцати великих архатов и их будущих воплощениях. Мы приводим краткий пересказ этого текста ради его замечательной красоты.

Долгом великих архатов является хранить Закон после смерти Учителя, Будды. Поскольку Просветленный возложил на них дело сохранения Закона, они продлили свои жизни и остались на земле. Каждый из этих архатов живет в определенном месте, сокрытом от простых смертных, в молчании оберегая Закон. Когда в сознании благочестивых людей рождается добрая мысль или когда они совершают похвальные деяния, тогда архаты показываются им. Когда жизнь людей на южном материке Джамбудвипа достигнет десяти лет, то наступит время войн и разрушений. Благой Закон исчезнет. После этого придет время, когда люди будут жить сотню лет. Люди снова устремятся к добру, и шестнадцать архатов появятся в мире. Они будут проповедовать Закон и спасут множество людей. В эпоху, которая придет затем, люди будут жить шестьдесят тысяч лет. Закон распространится по всему миру. После этого придет время, когда люди будут жить семьдесят тысяч лет. В эту эпоху Закон исчезнет. Шестнадцать великих архатов со своей свитой вновь появятся на земле. Своей магической силой они возведут ступу, украшенную Семью Драгоценностями. Под этой ступой они поместят все, что осталось от земного тела Татхагаты Шакьямуни, Архата, Совершенного Будды. Во главе великолепной процессии они совершат обход ступы, осыпая ее цветами и воскурив благовония в знак почитания. Когда ритуал восторженного созерцания будет завершен, все они поднимутся в воздух и, обратившись лицом к ступе, произнесут такие слова:

“Хвала Просветленному, Татхагате Шакья, Архату, Совершенному Будде! Некогда мы получили приказ оберегать Закон и совершать похвальные деяния для блага людей и богов. Чаша Закона полна, цикл причинности завершен. Ныне мы прощаемся, чтобы уйти в нирвану, не имеющую конца”. Согласно прежней клятве, поднимется пламя и поглотит их тела. Подобно угасающему пламени светильника, их тела бесследно исчезнут. Ступа уйдет в землю. Закон Просветленного исчезнет навсегда. (Одним из основных положений буддизма является учение о том, что в разные эпохи людям нужны разные аспекты Учения, и, наконец, Учение Будды должно смениться другим. – Прим. перев.) Появится огромное количество пратьекабудд (т.е. будд, заботящихся лишь об индивидуальном спасении. – Прим. перев.). Затем придет время, когда человеческая жизнь достигнет восьмидесяти тысяч лет и община пратьекабудд, в свою очередь, уйдет в нирвану. После этого Будда Будущего, Татхагата Майтрейя, Самьяксамбудда, снизойдет в мир.

Остальной текст содержит описание будущего мира, подобное тем, которые мы находим в сутрах о приходе Майтрейи (cр. Maitreya-Samiti – восточноиранская версия, изданная Е. Леуманн (Страсбург, 1919, часть 1, стих 113 и след.; а также П. Демивилль, Бюллетень Французской Дальневосточной Школы, ХХ. IV, с. 158–170). Мы намерены посвятить специальное исследование культу Майтрейи.

Теперь обратимся к детальному изучению картин.

На полотне №1 мы видим Просветленного окруженным шестнадцатью великими архатами в присутствии двух его ближайших учеников – Шарипутры и Маудгальяяны, которые изображены стоящими по обе стороны трона; перед троном мы видим Хэшана и Дхарматалу, двоих “поддерживающих Учение”. Владыка Будда сидит в центре на лотосовом троне (скрт. padmаsana). Перед троном находится Колесо Закона с различными подношениями на неком подобии алтаря. В нижних углах полотна мы видим четырех царей-стражей четырех основных сторон света. Отметим необычную позу Вирудхаки, царя юга, в левом углу. Колорит картины красно-золотой на зеленоватом фоне. Верхняя одежда архатов желтая с золотой вышивкой, нижняя – красная.

Нижеследующая схема облегчит нам описание. Ее номера не совпадают с соответствующими в тибетском списке архатов. Мы будем все время упоминать место архата в тибетском списке.

1. Архат Ангаджа. Этот старец живет на горе Тисе (Кайласа). Его атрибуты – веер и курильница. В тибетском списке он первый.

2. Бакула. Этот старец живет в Уттаракуру, на севере. Его атрибут – крыса, изрыгающая драгоценность. В тибетском списке он девятый. (Этот атрибут служит достаточным доказательством того, что Бакула – это пришедший из китайских списков Накула. На санскрите Накула означает “мангуста”, а также “кошелек”, поскольку кошельки делались из шкурки животного. – П. Пелио.)

3. Ваджрипутра. Он живет на Цейлоне (Симхаладвипа). Он держит веер в левой руке, правая поднята. В тибетском списке он пятый.

4. Бхадра. Этот старец живет на Ямунадвипе. Обычно его атрибут – книга; на нашей картине он в медитации. В тибетском списке он шестой.

5. Канакабхадрадваджа. Он живет в Апарагодани. Изображен в медитации. В тибетском списке он восьмой.

6. Рахула. Он живет на Приянгудвипе. Его атрибут – корона. В тибетском списке он десятый.

7. Калика. Он живет на Тамрадвипе. Его атрибуты – два золотых брелока (обычно это серьги. – Прим. перев.). В тибетском списке он четвертый.

8. Пиндолабхарадваджа. Он живет в Пурвавидехе. Его атрибуты – книга и чаша. Мы уже отмечали, что этот архат был широко почитаем. Отсутствие места не позволяет нам привести легенды о нем. В тибетском списке он двенадцатый.

9. Аджита. Он живет на горе Учира. Он изображен в медитации, голова покрыта полой плаща. В тибетском списке он второй.

10. Пантхака. Он живет на небе Траястримшас. Его атрибут – книга. В тибетском списке он тринадцатый.

11. Ванаваси. Он живет в пещере Саптапарни. Его атрибут – веер. В тибетском списке он третий.

12. Нагасена. Он живет на горе Випулапаршва. Его атрибуты – ваза и жезл кхаккхара. В тибетском списке он четырнадцатый.

13. Канакаваста. Он живет в Кашмире. Его атрибут – петля. В тибетском списке он седьмой.

14. Гопака. Он живет на горе Ватса. Его атрибут – книга. В тибетском списке он пятнадцатый.

15. Кудапантхака. Он живет на горе Гридхракута, его изображают в медитации. В тибетском списке он одиннадцатый.

16. Абхеда. Он живет в Гималаях. Его атрибут – ступа. В тибетском списке он шестнадцатый.

Эту группу шестнадцати архатов дополняют Хэшан и Дхарматала, называемые в Тибете “поддерживающими Учение”. Двое последних пришли из народной религии Китая, это подтверждается тем, что их считают способными повелевать Драконом и Тигром – двумя широко распространенными символами даосизма. Едва ли можно сомневаться, что они были привнесены в группу шестнадцати архатов в Китае и что обновленная группа пришла в Тибет из Китая. В Тибете их не считают архатами: это становится ясно по их одеяниям. Упасака Дхарма обычно изображается длинноволосым, в мирской одежде. На нашей картине он представлен стоящим, держащим сосуд и веер. Отметим нечто вроде струны (это может быть дым от благовоний в сосуде), которая связывает с ним маленькую фигуру дхьяни-будды Амитабхи, изображенную приподнятой над алтарем. Сбоку от него изображен тигр – его любимое животное. Дхарматала, или Дхарматрата, был прославленным хинаянистским ученым, составителем Уданаварги, санскритского стихотворного варианта палийской Дхаммапады. “Хэшан” – это транскрипция китайского “huo-shang”, которое, в свою очередь, восходит через посредство хотанской формы к санскритскому “upadhyаya”, “наставник”. Этот титул – обычное в китайском буддизме название монаха. В Тибете имя Хэшан относится к китайскому монаху, который прибыл в Тибет во время правления Трисонг Дэцена для проповеди махаяны. В тибетском буддизме его полное имя – Хэшан Махаяна. На нашем полотне он представлен держащим четки и раковину. Вокруг него видим играющих детей. Хэшана обычно представляют ламы во время своих религиозных танцев.

Картины №2 и №3 принадлежат к группе из семи полотен, представляющих Будду, окруженного великими архатами. Среднее, где несомненно был изображен Просветленный, утрачено. Обе картины прекрасно исполнены. На полотне №2 мы видим архатов Канакаватсу и Кудапантхаку; с ними Хэшан. Относительно всех деталей см. описание картины №1. В верхних углах изображены Зеленая Тара и богиня Ситатапатра. В нижних углах мы видим Вирудхаку и Дхритараштру (стражей сторон света. – Прим. перев.). Вирудхаке прислуживает кумбханда (разновидность горного духа. – Прим. перев.). Сбоку от Дхритараштры – играющий гандхарва (небесный музыкант. – Прим. перев.) (школа Шигацзе). Картина №3 представляет архатов Пантхаку и Абхеду; с ними сидящий Дхарматала, он держит зонт. В верхних углах изображены Белая Тара и богиня Ушнишавиджая. В нижних углах мы видим Вирупакшу и Вайшравану. Нага (божество-змей. – Прим. перев.) преподносит Вирупакше раковину. Якша преподносит Вайшраване корзину фруктов.

Полотно №4 особенно интересно своей техникой. Наличие верблюда и двух мужчин в монгольской одежде, преподносящих цветы и фрукты, кажется, указывает на восточнотибетское происхождение нашего полотна. Его стиль очень отличается от других, уже описанных. Мы полагаем, что эта картина кисти художника из Дердже. Из архатов представлены: Аджита, изображенный сидящим на троне, странно выглядящее существо преподносит ему фрукты; Калика, изображенный сидящим на троне, перед ним пара туфель и столик с чашей, два человека, возможно монголы, преподносят ему цветы и фрукты; Ванаваси, сидящий на подушке, лесной житель преподносит ему корзину фруктов. В верхних углах полотна изображены Тара и Авалокитешвара.

Мы считаем, что полотно №5 по стилю принадлежит к той же группе, что и полотно №4. Мы видим Просветленного сидящим на лотосовом троне. В левой руке он держит чашу для подаяния, правая рука – в позе касания земли. Перед троном изображен алтарь, на нем – Колесо Закона. Спинка трона богато украшена. На ее верху мы видим орла Гаруду. Перед алтарем два божества, одно преподносит Колесо Закона, другое – нечто вроде раковины. Вверху картины мы видим будду будущего, Майтрейю, с двумя цветами, на которых стоят сосуд с амритой и Колесо Закона, и будду Дипанкару. Просветленного сопровождают двое его великих учеников – Шарипутра и Маудгальяяна.

Картина №6 представляет Шакьямуни сидящим на лотосовом троне. Левой рукой Будда держит чашу для подаяния, правой делает знак касания земли. Цвет тела золотой, монашеский плащ покрывает оба плеча, оставляя грудь открытой. Плащ желтый, нижнее одеяние красное с золотой вышивкой. Внутренний круг нимба над головой зеленый, внешний – сиреневый; сияние вокруг тела синее с желтым, пронизанное золотыми лучами. Перед троном видим Колесо Закона и пруд с лотосами. Будда окружен Восьмью духовными сыновьями. Наверху картины изображены дхьяни-будда Амитабха, Вайдурья-раджа, будда медицины, богиня Магзорма, устрашающая форма Шридеви. Она изображена держащей чашу капала и потрясающей булавой. Справа изображена богиня Мачиг-пал Лхамо, милостивая форма Шридеви. Эта богиня держит знамя и корзину, полную фруктов.

В нижней части картины изображены Кубера, бог богатств, едущий на белом льве, держащий знамя и мангусту, изрыгающую драгоценность, цвет его тела золотой, эта форма Куберы по-тибетски называется “zNam-sras-gser-chen”; Махакала, в ипостаси “Защитник Жилища”, и богиня Васудхара, шакти Куберы. Цвет тела богини золотой. Она изображается держащей в пяти руках меч, колесо жизни, книгу, цветок и корзину с фруктами, шестая рука – в знаке щедрости.

Илл.1
Будда и 16 архатов

Илл.2. Архаты
Илл.3. Архаты
Илл.4. Архаты
Илл.5
Будда с учениками

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100

благодарим за помощь "Мифу"
39Собственник Аренда офисов,складов - аренда склада ответственное хранение. Подмосковье - склады.