Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

Юрий Рерих
Тибетская живопись


ДХЬЯНИ-БУДДЫ

Буддизм махаяны знает пять будд созерцания, иначе говоря, трансцендентных. Они вечно пребывают в медитации и никогда не были бодхисаттвами. Они соотносятся с пятью элементами (скрт. skandha) и пятью чувствами. Каждый из этих трансцендентных будд правит в течение мирового периода и является лишь святым, погруженным в глубокую медитацию. Каждому из пяти будд созерцания соответствует земной будда и бодхисаттва. Последний называется дхьяни-бодхисаттвой и рассматривается как духовный сын будды созерцания. Каждый из дхьяни-будд имеет свой цвет, мудру, сторону света и ездовое животное. Будет полезно представить это следующей таблицей:

земные будды (манушибудды)

будды созерцания (дхьяни-будды)

бодхисаттвы созерцания (дхьяни-бодхисаттвы)

Кракуччханда

Вайрочана

Самантабхадра

Канакамуни

Акшобхъя

Ваджрапани

Кашьяпа

Ратнасамбхава

Ратнапани

Шакьямуни

Амитабха

Авалокитешвара – Падмапани

Майтрейя

Амогхасиддхи

Вишвапани


будда созерцания

цвет

мудра

сторона
света

ездовое животное

Вайрочана

белый

поучения

центр

лев

Акшобхъя

синий

касания земли

восток

слон

Ратнасамбхава

желтый

щедрости

юг

конь

Амитабха

красный

медитации

запад

лебедь

Амогхасиддхи

зеленый

бесстрашия

север

гаруда

Согласно системе Калачакры, пять будд созерцания эманировали из Адибудды, Изначального Будды в этой системе.

На картинах будды созерцания обычно изображаются одетыми в монашеский плащ, лишенными каких-либо украшений. Иногда они представлены со своими шакти, то есть женскими ипостасями. Когда они представлены в такой форме, то на них диадемы и обычное облачение бодхисаттвы.

Сэр Аурел Стейн и д-р Брайнерд Спунер обнаружили в Сархи-Балоле несколько фигур бодхисаттв, в диадемах которых находятся маленькие фигуры будд, сидящих в медитации. Кажется, этот факт свидетельствует о том, что уже художники Гандхары приняли идею трансцендентальных будд. Как бы то ни было, обычай помещать дхьяни-будду в диадему бодхисаттвы восходит к гандхарскому периоду.

Группа пяти будд созерцания представлена на картинах № 16 и 18.

Картина №7.

На этой картине изображен рай Сукхавати.

Дхьяни-будда Амитабха изображен сидящим в медитации, его руки сложены на коленях, держа чашу для подаяния. Цвет его тела красный. Будда созерцания сидит на лотосовом троне. Перед троном видим пруд, в котором на цветке лотоса покоится Колесо Закона. Вокруг будды созерцания изображены восемь главнейших бодхисаттв, держащих в руках цветы лотоса.

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100