Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

МАНДЖУШРИ, или МАНДЖУГХОША

Завершая наш краткий обзор бодхисаттв, почитаемых в буддизме махаяны, упомянем бодхисаттву Манджушри, или Манджугхошу. В этой коллекции нет картин, посвященных этому бодхисаттве, но он регулярно появляется в париваре Авалокитешвары и на картинах, изображающих Гьялба Цзонкапу, духовным наставником которого он был. Манджушри, также называемый Вагишвара, “Владыка Речи”, является покровителем запредельной мудрости, которая постигается благодаря бесчисленным дхарани и магическим формулам.

Его главное святилище находится в Китае, в провинции Шанси, на пятиглавой горе Утайшань. Говорят, что с нее он несколько раз удалялся в Непал; считается, что эта гора сотворена им. Культ Манджушри с горы Утайшань известен в Тибете; а китайский путешественник И-цин, посетивший Индию в VII веке, отмечал тот факт, что святилище Утайшань тогда было известно индийцам. Культ Манджушри особенно популярен в восточных областях Тибета, и Великий Реформатор тибетского буддизма Гьялба Цзонкапа, родом из Амдо, находился под духовным покровительством бодхисаттвы трансцендентного знания.

Бесчисленны легенды о том, как бодхисаттва наставлял известных философов. Одна из этих легенд повествует о том, как пандит из Бенареса по имени Дхармашри Митра, великий мудрец, живший в монастыре Викрамашила, не мог объяснить мистическое значение некой священной формулы. Ученый пандит решил отправиться к бодхисаттве Манджушри, ибо объяснить ее мог только он. Путешествие обещало быть очень долгим – не менее года пути на север Гималаев. Пандит избрал дорогу через Непал. Во время странствия он увидел крестьянина, который пахал, запрягши в плуг льва и тигра. Ученый спросил странного крестьянина о дороге в Китай, и пахарь ответил: “Сегодня слишком поздно, чтобы ты продолжил свой путь; проведи ночь в моем доме”. Дхармашри последовал его совету и пошел с ним. Внезапно плуг исчез и чудесным образом из земли вырос большой монастырь. Во время проведенной в этом монастыре ночи Дхармашри понял, что его хозяином был сам бодхисаттва, и утром попросил его объяснить магическую формулу, что тот и сделал.

Эта легенда поразительно напоминает многочисленные истории о св. Николае, столь популярные в России.

На тибетских картинах часто встречаются следующие ипостаси бодхисаттвы:

Манджугхоша. Бодхисаттва сидит, скрестив ноги, на лотосовом троне. На нем обычное облачение бодхисаттвы. Его тело желто-охристое. В правой руке у него пламенеющий меч, левой рукой он держит голубой лотос, на котором лежит книга, символ его глубоких знаний. Отметим, что Гьялба Цзонкапа, его духовный ученик, всегда изображается с теми же двумя атрибутами, обычно находящимися на лотосах позади него.

Этот бодхисаттва под именем Джамбьянг Карпо изображается сидящим скрестив ноги на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак щедрости, левой – аргументации. Позади него видим меч и книгу на двух голубых лотосах.

Другая форма бодхисаттвы – оранжевая; цветы лотоса отсутствуют. В его правой руке меч, левой он держит книгу перед грудью.

В ипостаси Симханада-Манджушри он изображается сидящим на лотосовом троне, находящемся на спине льва. Он одет в облачение бодхисаттвы; его левая нога опущена. Бодхисаттва потрясает мечом и держит лотос с книгой. На некоторых картинах он изображен делающим знак наставления. В этой форме он часто изображается вместе со своей шакти Сарасвати (пришедшая в буддийский пантеон из Индии богиня красноречия. – Прим. перев.).

В ипостаси Манджушри-Джнянасаттва бодхисаттва сидит со скрещенными ногами, одетый в обычный наряд бодхисаттвы. У него четыре руки, которые держат меч, стрелу, лотос с книгой и лук.

Кроме этих форм, известна и тантрическая ипостась, трехглавая и восьмирукая, под именем Дхармадхату Вагишвара. Его атрибутами являются меч, стрела, ваджра, книга, лук и колокольчик.

Мы уже указывали, что идам Ямантака является тантрической формой бодхисаттвы. Один из его эпитетов – Кумара, “принц”, и очень возможно, что изначальной ипостасью бодхисаттвы был принц, держащий лотос. В этой ипостаси его тело зеленое. Многие выдающиеся исторические деятели Тибета считались воплощением этого бодхисаттвы, среди них Тхонми Самбхота, создатель тибетского алфавита, и владыка Трисонг Дэцен, царственный покровитель Падмасамбхавы.

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100