ГЬЯЛБА ЦЗОНКАПА
Следующая серия картин (№30–36) изображают Гьялба Цзонкапу в различном окружении. Эта серия картин – работа современного художника, принадлежащего к школе Шигацзе. Все семь картин пришли из монастыря Ронгпуг, где недавно побывала восходящая на Эверест экспедиция.
Подобно Падмасамбхаве, образ Гьялба Цзонкапы твердо установился в тибетской иконографии. Великий Реформатор всегда узнаваем по своему известному носу, и нам сообщали, что это было характерной чертой лица Цзонкапы. Его противники называли его “Большеносый амдосец”. Это единственный пример портретного искусства, который мы можем найти в тибетской живописи.
Образы Гьялба Цзонкапы чрезвычайно многочисленны. Он один из “четырех светил” северного буддизма (Шакьямуни, Нагарджуна, Атиша и Цзонкапа) и часто предстает в триаде с Нагарджуной и Атишей. Часто Реформатор изображен с двумя своими главнейшими учениками – Гьялцаб-дже и Кхайдуб-дже. На образах он одет в желтую шапку своей секты и красно-коричневый монашеский плащ, часто покрытый золотым рисунком (иногда цвет плаща желтый). На двух цветах лотоса, обычно изображаемых позади него, находятся меч и книга.
Картина №30.
Гьялба Цзонкапа изображен сидящим на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак касания земли и держит стебли двух цветов лотоса с мечом и книгой. Левая рука держит чашу для подаяния.
Вокруг центральной фигуры мы видим сцены из юности Цзонкапы. На одной из этих сцен родители Цзонкапы приводят своего сына к некому ламе, возможно ламе Ролби Дордже, который взял Цзонкапу в ученики и дал ему имя Кунга Ньингпо.
Отметим образ Ямантаки, идама секты гелукпа, и образ Будды в окружении шестнадцати великих архатов.
Картина №31.
Гьялба Цзонкапа изображен сидящим на лотосовом троне перед прудом, из которого поднимается на цветке лотоса чаша для подаяния. Правой рукой он делает знак аргументации, в левой держит книгу, завернутую в ткань по тибетскому обычаю.
Позади него видим два цветка лотоса с мечом и книгой. Центральная фигура окружена многочисленными нравоучительными сценами, служащими иллюстрациями к житию Цзонкапы.
Картина №32.
Гьялба Цзонкапа изображен в центре. Правой рукой он делает знак бесстрашия и держит стебли двух цветов лотоса с мечом и книгой. Его левая рука держит книгу. Вокруг центральной фигуры представлены многочисленные сцены из монастырской жизни.
Картина №33.
Цзонкапа изображен в середине сидящим на лотосовом троне. Правой рукой он делает знак щедрости и держит цветок лотоса с мечом на нем. Его левая рука держит сосуд с амритой и стебель лотоса с книгой на нем.
Вокруг центральной фигуры – многочисленные нравоучительные сцены. Отметим в левом углу изображение одиннадцатиликого Авалокитешвары, которому поклоняются четыре монаха.
Картина №34.
Гьялба Цзонкапа изображен с атрибутами Ваджрасаттвы. Он держит перед грудью ваджру и колокольчик. Позади него – обычные цветы лотоса с мечом и книгой.
Вокруг центральной фигуры – многочисленные сцены, возможно взятые из жития Цзонкапы. Отметим изображение Ямантаки в сопровождении бодхисаттвы Манджушри и Акшобхъи. Ниже идама видим различные формы Ямы, бога смерти.
Картина №35 (табл. 17).
Цзонкапа представлен как тантрический лама.
Его руки скрещены перед грудью, он держит колокольчик и барабанчик. Позади него видим два цветка лотоса с мечом и книгой на них. Перед лотосовым троном изображено Колесо Закона.
Вокруг центральной фигуры – многочисленные изображения тысячи Татхагат, бодхисаттвы Манджушри, Бхайшаджьягуру, Амитаюса и Майтрейи. Над центральной фигурой видим Ямантаку. В правом углу изображен Цзонкапа, проповедующий множеству учеников. Отметим золотую нить, которая связывает Реформатора и его учеников с бодхисаттвой Манджушри, который изображен окруженным восьмью бодхисаттвами и десятью Татхагатами.
Картина №36.
Гьялба Цзонкапа изображен в середине. Правой рукой он делает знак аргументации и держит стебель цветка лотоса с мечом. Левой рукой он держит чашу для подаяния.
Вокруг центральной фигуры написаны многочисленные сцены из жития Цзонкапы, образы тысячи Татхагат, Ваджрапани и Манджушри.
В нижнем углу слева – дхармараджа Сронгцен Гампо, окруженный придворными, одетыми в меховые шапки и шубы.
Картина №37.
Эта картина представляет ламу Дулдзин Дагпа Гьялцан. Он был учеником Гьялба Цзонкапы и известен своей ученой деятельностью по всему Тибету.
На этой картине он изображен сидящим на троне, обильно задрапированном вышитой тканью. Он одет в обычное платье ламы. В руках он держит ваджру и колокольчик.
Перед троном изображен столик, на котором стоят барабанчик, сосуд, чаша для подаяния и ваза с цветком лотоса.
Картина работы художника из Дердже или Кхама.