БОДХИСАТТВЫ Вслед за Ю.Н.Рерихом мы начнем наше рассмотрение образов бодхисаттв с группы восьми бодхисаттв, изображения которых нам уже встречались (ил. 6 и 7). Их атрибуты непостоянны, что очень затрудняет идентификацию. В сборнике “300 бурханов” эти бодхисаттвы изображены следующим образом (ил.13): № 146 Ваджрапани с ваджрой и колокольчиком, № 145 Манджушри с мечом и книгой на лотосе, № 147 Авалокитешвара с лотосом, правая рука в варада мудре, № 149 Вишкамбхин с солнцем на лотосе, левая рука в непонятной мудре, № 148 Кшитигарбха с чинтамани, левая рука в варада мудре, № 150 Акашагарбха с солнцем на лотосе, левая рука в варада мудре, № 152 Самантабхадра с ваджрой и лотосом, № 151 Майтрейя с лотосом, левая рука в абхая мудре. Обращает на себя внимание, что лишь Манджушри сидит в позе лотоса. Особое место среди бодхисаттв занимает бог долгой жизни Амитаюс (Бесконечная жизнь), образующий вместе с богинями Ушнишавиджаей и Белой Тарой триаду богов долголетия. Амитаюс принадлежит к Йога-тантре, изображается в одеждах бодхисаттвы, сидящим в медитации, держа в руках сосуд с эликсиром бессмертия, из которого растет дерево ашока, считающееся деревом жизни. Снизки шариков, которые украшают сосуд, – это изображение пришедших из даосизма магических пилюль бессмертия. Ритуалы, связанные с Амитаюсом, возникли еще в индийском буддизме. Согласно одному из преданий, его культ был принесен в Тибет Падмасамбхавой, который спрятал содержащий описание практики этого бога манускрипт в пещере, где его обнаружил в XIV веке махасиддха Тангтонг Гьялпо, который прожил 125 лет и получил наставление в видении, посланном Падмасамбхавой. Другие ученые-ламы возводят возникновение и преподавание учения Амитаюса к Атише. Следует отметить, что стремление к долголетию не противоречит основе основ буддизма – непривязанности к жизни, поскольку из шести форм бытия (боги, асуры, люди, животные, голодные духи – преты, мученики адов) только воплощение в человеческом теле дает сущности возможность приближаться к Просветлению. Жизнь человека достаточно длинна, чтобы можно было успеть сделать многое на пути духовного роста, но достаточно коротка, чтобы бездействие на этом пути не оказалось роковым. Боги и асуры (старшие братья богов, аналог греческих титанов) живут многие тысячелетия в наслаждении, они не ведают страданий и не думают о необходимости спасения; жизнь трех низших форм бытия состоит только из страдания, в то время как в человеческой жизни страдание достаточно велико, чтобы задуматься об Учении, но не чрезмерно. Рождение в теле человека – величайшее благо, которым надлежит активно пользоваться. (Не следует путать райские миры богов и асуров с Сукхавати, Тушитой и другими “чистыми землями”. Согласно буддийской космологии, мироздание состоит из трех уровней: арупадхату – “Мир, лишенный форм”, обитель духовного начала, рупадхату – “Мир форм”, мир, населенный духовными сущностями, пребывающими в блаженстве, камадхату – “Мир страстей”, сансара. Каждый из уровней состоит из многих миров. Сукхавати находится в мире Акаништха, на переходе из рупадхату в арупадхату; в то время как миры богов и асуров находятся в камадхату, высший уровень которого занимает Мара.) В практике тибетского и центральноазиатского буддизма одно из важных мест занимает “церемония получения долгой жизни”. В начале ХХ века она проводилась в монастырях еженедельно. Проводящие ее монахи были людьми чистой морали, воздерживающимися от вина и мяса. Церемония была долгой и сложной, и мы здесь отметим лишь ряд ее моментов, отсылая интересующихся к полному описанию. После подношений статуе Амитаюса лама соединяет свою грудь с его грудью ваджрой, тем самым соединяя их духовные сущности. Он взывает: “О Амитаюс, царствующий в пяти храмах сияния! О владыки четырех сторон света, зенита и надира! И особенно вы, будды и бодхисаттвы, молю вас всех: благословите меня и исполните мою просьбу, даруя мне дух бесконечной жизни и смирения на обиды. Прошу вас послать дар жизни вечной и сойти ко мне. Я молю вашего благословения, о будды трех времен (Дипанкара, Шакьямуни, Майтрейя)”. В результате обряда вода в ритуальной чаше превращается в напиток бессмертия амриту. Хор монахов поет: “Да будет жизнь постоянна, как адамант, победоносна, как знамя царя, да будет она тверда и сильна, как орел, и длится вечно. Да буду я благословен даром жизни вечной и да исполнятся желания мои”. Лама, ведущий обряд, становится воплощением Амитаюса, он раздает воду-амриту и “пилюли жизни” собравшимся и произносит: “Жизнь, которую вы теперь получаете, так же верна, как ваджра. Примите ее с благоговением. Поклоняйтесь Амитаюсу, богу бесконечной жизни, главе правителей мира. Да придет слава его и добродетель и всяческое счастье!” На картине №15 изображены три божества долгой жизни (ил. 14). Эта картина принадлежала семье Рерихов. В центре – Амитаюс в своей обычной ипостаси, внизу – Ушнишавиджая и Белая Тара. Внешний круг их сияния обрамлен радугой. Перед троном Амитаюса – лютня, раковина и зеркало в чаше, стоящей на лотосе; перед троном Тары – Триратна и слоновые бивни, перед троном Ушнишавиджаи – Триратна и серьги. Картина работы бурятского художника XIX в. Картина №16 аналогична предыдущей. Перед троном Амитаюса в синей чаше зеркало, лютня, раковина, плод бильвы и лента. Работа бурятского художника XIX в. Картина №17 – на тот же сюжет, но чаши с подношениями перед троном нет. Работа монгольского художника рубежа XIX–XX вв. Среди бодхисаттв особое место занимает Ваджрапани – гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает “Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани – единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура (также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Классическое его изображение можем видеть на ил. 26 внизу*6. Образ Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры. В “Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной ипостасью Манджушри. В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям. Картина №18. Одиночное изображение Ваджрапани. Бодхисаттва изображен в обычной ипостаси, однако с иконографическими ошибками: в левой руке крюк и петля отсутствуют, с плеч свисает гирлянда отрубленных человеческих голов, которая не входит в его атрибутику. Изображение сильно потемнело. Картина работы бурятского художника XVIII в. Илл. 13. Восемь бодхисаттвИлл. 14. Ушинишавиджая, Амитаюс и Белая Тара ![]() |
Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика
Предисловие
Будды
Дхьяни-будды
Идамы
Бодхисаттвы
Майтрейя
Авалокитешвара
Манджушри
Женские божества
Падмасамбхава
Гьялба Цзонкапа
Библиография
А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР
Предисловие | Будды | Абсолютные будды | Идамы | Бодхисаттвы |
Майтрейя | Авалокитешвара | Манджушри | Женские божества | Цзонхава |
Дхармапалы | Младшие божества | Шамбала | Библиография | Словарь |