Rambler's Top100
На главную
научной страницы На главную
портала “Миф” К другим работам
по общей теории эпоса

Баркова А.Л. Функции "младших героев" в эпическом сюжете

ВСТУПЛЕНИЕ

Отправной точкой для исследования послужило наблюдение над исключительными особенностями былины “Илья Муромец и Калин-царь” в русском эпосе: если все другие былины имеют достаточно определенный сюжет и в вариантах разнятся детали, то здесь перед нами практически два (или даже три) сюжета, не сводящиеся в единый. Это, во-первых, былина о ссоре Ильи с Владимиром и бое с войском Калина (Далее: [“былина о ссоре и бое”]), и, во-вторых, былина “Илья, Ермак и Калин-царь ”(Далее: [“былина о Ермаке”]), которая начинается непосредственно с военных действий. Коротко обрисуем ее сюжет.

Калин-царь отправляет посла в Киев, угрожая Владимиру, но киевские богатыри отказываются выступить на защиту города, объясняя это тем, что они устали от сражений. На битву просится Ермак, племянник Владимира или Ильи Муромца; юноше семнадцать, а чаще двенадцать лет. Далее действие переносится на богатырскую заставу, где богатыри посылают Ермака разведать численность войск Калина, а он ради собственной чести вступает в бой с врагом. Проходят сутки или трое, Илья Муромец решает остановить Ермака, причем вариантов мотиваций два: либо Илья боится, что Ермак “пересядется”, то есть надорвется, либо Илья фактически ревнует Ермака к славе: “Ты сегодня пообедал, / Дай нам хоть поужинать!”. Во всех случаях Илья налагает на Ермака “храпы”, причем подходит к богатырю сзади, иначе Ермак примет его за татарина и убьет. Теоретически от этой внезапной остановки сердце Ермака должно разорваться, однако смерть молодого героя происходит далеко не во всех былинах. Если описанный выше сюжет отличается завидной устойчивостью [Астахова. С. 463], то варианты финала крайне разнообразны, и их мы рассмотрим позже.

К былине о Ермаке примыкает сюжет ([Далее: Самсоновский вариант]), в котором рядом с Ильей Муромцем действует его дядя Самсон, а сам Илья оказывается в роли младшего богатыря. Былина начинается с посольства Калина-царя, далее Илья Муромец едет к Самсону, прося помочь, и, пока Самсон собирает богатырей, Илья бьется. Во время боя Илья попадает в последний из трех подкопов, он пленен, но срывает путы, сражается телом татарина, а вовремя подоспевшие Самсон с дружиной завершают разгром вражеского войска. В ряде записей былина начинается с того, что Илья по навету бояр посажен в погреб, Апраксья кормит его три года, затем подступает Калин-царь, Илья освобожден и едет биться.

Несмотря на то, что герой первой былины – юный Ермак, ни в одном сказании более не фигурирующий, а герой второй – Илья Муромец, “старый казак”, центральный персонаж русского эпоса, сюжеты обоих сказаний чрезвычайно сходны. В обоих случаях где-то в отдалении есть дружина, которую возглавляет дядя основного персонажа, и эта дружина почему-то бездействует (варианты мотивации мы разберем позднее, но их многообразие очевидно свидетельствует о вторичности). Бой приходится принимать одиночке. Когда ему приходится совсем туго, то дружина спешит ему на помощь; впрочем, эта помощь почти излишняя – герой-одиночка способен одолеть вражеское войско сам. Обратим внимание, что с обоими героями связана тема гибели – в первом случае Ермак гибнет от излишней заботы Ильи, во втором – промедление богатырей чуть не стоит Илье жизни, и спасают Муромца отнюдь не они, а его собственная ярость, удесятерившая силу.

Итак, за внешним несходством двух былин стоит общность сюжетных схем. Совершенно иначе обстоит дело с “былиной о ссоре и бое”. Завязка былины: Илья Муромец обливает вином подаренную Владимиром шубу, произнося при этом угрозы в адрес Калина-царя, за это богатырь посажен в погреб по навету бояр; от смерти его спасает Апраксья. Далее – бой Ильи с вражьим войском с уже упомянутым мотивом подкопов, плена, боя телом татарина. Важно отметить, что большинство сказителей сосредотачивают свое внимание на первой половине былины, а про обстоятельства боя не помнят – Илья просто разбивает татар. Причину этого невнимания к подробностям батального эпизода нам предстоит выяснить.

Принципиальная разница между этим сюжетом и двумя предыдущими состоит в том, что “былина о ссоре и бое” моногеройна. К ней не применим вопрос, почему бездействовали другие богатыри, пока Илья бился, – их отсутствие объясняется сюжетной необходимостью, выделением Ильи как единственного защитника Киева. Иное дело – бьющийся “трое суточек” богатырь, которому почему-то не спешат помогать старшие товарищи во главе с дядюшкой. Мы полагаем, что такой богатырь выступает в роли “младшего героя”, причем юный Ермак собственно “младшим героем” и является, а центральный герой русского эпоса Илья Муромец оказывается именно в роли “младшего”, не будучи им.

Термин “младший герой” не связан с возрастной оценкой персонажа, хотя подавляющее большинство таких богатырей – юноши или мальчики (почему мы и приняли этот термин). “Младший герой” – это герой, младший по статусу в богатырском сообществе (спутник, помощник, слуга) либо по роли в сюжете (нуждающийся в помощи, в частности – в спасении из заточения), нередко эти две черты сочетаются. При этом “младший герой” совершенно необязательно будет второстепенным персонажем: как мы видели на примере былины о Ермаке, такой герой является центральным в сюжете. Во всех случаях “младший герой” сопоставляется с главным, а не противопоставляется ему. Это означает, что главный и “младший” герои исходно выступают вместе, они пытаются совершить один и тот же подвиг, который и служит мерилом сопоставления их силы (как правило, они это делают по очереди). Встреча главного и “младшего” героев не описывается или выносится в отдельное сказание. В тех случаях, когда эти два героя враждебны друг другу, между ними практически никогда не происходит поединка, им приходится прибегать к достаточно сложным способам устранения соперника. Независимо от наличия или отсутствия этой враждебности “младший герой” гибнет очень часто (это достаточно надежный критерий выделения образа), не менее часто с ним связан мотив “едва-не-гибель” [Гринцер. 1974. С. 229 и др.]или “смерть с последующим воскрешением”.

Главного героя эпического сказания окружает множество персонажей, взаимоотношения с которыми и составляют, собственно, сюжет. Ряд этих персонажей давно описан в науке – это враг, героиня, конь-помощник, эпический государь. Гораздо хуже обстоит дело с образом спутника героя, или “младшего героя”. Многие ученые обрисовывают тип эпического героя вообще, не сосредотачивая внимания на том, действует ли он одиночно, или в паре. Этот подход правомерен, однако отсутствие внимания к проблеме взаимоотношения героя с его спутником обедняет анализ самого центрального персонажа, ряд важных черт его образа при этом теряется.

В настоящей работе мы попытаемся осветить эту почти неисследованную эпосоведческую проблему, попытаемся охарактеризовать различные типы “младшего героя”, выявить те сюжетные ходы и мотивы, которые с ним устойчиво связаны. Исходным материалом нам послужат русские былины; в качестве сопоставительного будут привлечены все виднейшие памятники мирового эпоса (и ряд второстепенных).

Мы полагаем, что существуют четыре различных типа “младшего героя”, не сводящиеся к единому первоисточнику. Это сильный “младший герой”, слабый “младший герой” (нередко он является заместительной жертвой), “младший герой” с чертами волшебного помощника (так же часто оказывающийся заместительной жертвой); наконец, как мы видели на примере самсоновского варианта былины, в положении “младшего героя” может оказываться центральный герой эпоса. С каждым из этих типов будет связан определенный набор функций и сравнительно устойчивые схемы комбинации мотивов. Анализу каждого из этих типов мы посвятим отдельную главу.




Вступление

Глава I
Теоретический инструментарий

Глава II
Сильный “младший герой”

Глава III
Слабый “младший герой”

Глава IV
Герой-помощник

Глава V
Герой в заточении

Глава VI
Факультативные реализации
мотивов

Заключение
“Младший герой”среди других эпических персонажей

Библиография



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100

.