Rambler's Top100


Баркова А.Л.

Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время

I.Шаманский миф.

1.Шаманский миф (повествование о странствии шамана в ином мире) есть источник мифа, сказки. Чем архаичнее произведение любого из этих жанров, тем больше общих черт с другими жанрами, и наоборот – чем больше общего, тем ближе сюжет к шаманскому мифу.
2.Место действия шаманского мифа (и сюжетов, восходящих к нему) – иной мир – мир хозяев стихий, мир совершенного знания (мудрость мертвых), мир совершенства вообще (охотник бьет без промаха). Древнейшая форма хозяина иного мира – всемудрая прародительница, чьи функции в сказке перешли к Яге. Сюжет шаманского мифа – инициатические странствия героя в ином мире и его брак с хозяйкой.
3.Со сменой мышления в конце первобытности иной мир начинает оцениваться негативно (хозяин превращается в змея-вредителя), а сюжет брака в ином мире – в отвержение героем любви богини.
II.Эпос.
1.Если эпический сюжет начинается с отлучки героя из дому, то далее он так или иначе развивается по клише шаманского мифа.
2.В русском эпосе есть былина об инициатическом странствии - "Илья и Святогор": горы - типичная форма иного мира, центральное звено сюжета – поглощение и изрыгание (в роли поглотителя представлен гроб), в результате чего герой возрастает силой (Илья получает мощь Святогора) и получает магическое оружие (ср. бурятский эпос). Любовные отношения Ильи с женой Святогора – форма брака в ином мире.
3. В раннегосударственном эпосе герой, связанный с иным миром, вызывает двоякое отношение: он и желанен (как самый могучий защитник) и гоним (поскольку он необычный человек). На этот исходный мифологический конфликт затем может быть наложен социальный ("Ссора Ильи с Владимиром"). Страх перед магической силой героя приводит к изгнанию его из мира людей (мотив гибели богатырей).
III.Роман (на примере "Евгения Онегина").
1. Клише шаманского мифа (или его отдельные элементы) очень часто встречаются в литературе.
2. Анализ "Онегина" с точки зрения воспроизведения клише:
Завязка – отлучка и подразумеваемая недостача (герой должен встретить героиню, обрести духовную силу).
Деревня – мир, лишенный лжи и "мишуры",- аналог иного мира.
Татьяна – совмещение чистой и глубокой русской души и европейской образованности – "милый ИДЕАЛ" – аналог хозяйки иного мира.
Ленский – тянется к ложным ценностям (Ольга), посему неизбежна гибель.
Аналог ложного героя, который обязательно наказан или убит.
Настоящая любовь Татьяны и Онегина – аналог отвержения героем любви богини (сюжет воспроизводится во всех подробностях мифа).
Онегин в начале IX гл. – духовно изменившийся и потому чуждый свету. Его духовная сила не находит применения. Аналог судьбы архаического героя в раннегосударственном эпосе. Неудивительно, что именно в "Евгении Онегине" базируется понятие ТИПИЧЕСКОГО.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100