Баркова А.Л.
Флоренция Медичи
Флоренция - "Цветущая" - была основана в 59 году до н.э. по указу Юлия Цезаря. Однако подлинный расцвет этого города относится к эпохе Возрождения, когда к власти в городе-республике пришла семья Медичи.
Флоренция Медичи - это город парадоксов. Одна из столиц европейской культуры - и город, где зародились банки да и политика в современном смысле слова. Бок о бок с наивысшими проявлениями гения гуманизма - интриги, убийства, подкупы. Рядом с вечными памятниками искусства - мраморная доска на площади отмечает место сожжения Савонаролы. Город, гордившийся своими республиканскими традициями, в итоге подчиняется семейству, захватившему единоличную власть.
Бывшие врачи, разбогатевшие на торговле и ставшие банкирами, Медичи достигают власти над республикой, причем внешне вполне демократично, - однако в результате они получают герцогский титул, а затем роднятся с австрийским и французским двором (из этого рода также вышли два римских папы - Лев Х и Клемент VII). При своем богатстве они становятся расточительными меценатами: Флоренцию XIV века называют столицей художественных школ, она превращается в центр европейской культуры, где творят Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Данте, Петрарка, Боккаччио, Макиавелли, Галилей, Челлини, Вазари, Брунеллески… Им обязана Флоренция своим расцветом: при правлении Медичи на площади Синьории Микеланджело возводит четырехметровую скульптуру "Давида" (1504 год, в 1873 году оригинал был заменен копией), а Челлини - утонченного "Персея".
Контрасты судьбы рода Медичи нашли зримое воплощение в двух памятниках искусства. Одним из них была статуя Донателло "Юдифь с головой Олоферна". Подобно тому, как род Медичи то терпел поражение, то вновь приходил к власти, так и "Юдифь" то красовалась на площади Синьории (обезглавленный Олоферн символизировал ниспровержение власти Медичи), то уступала место "Давиду" Микеланджело, поставленному при Медичи, то вновь (уже в ХХ веке) возвращалась на свое первоначальное место.
Еще ярче идея сочетания противоположностей в судьбе рода Медичи выражена Микеланджело в оформлении гробниц Джулиано Медичи, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Великий скульптор украсил саркофаг первого обнаженными скульптурами Дня и Ночи, второго - Утра и Вечера. Трудно более ярко подчеркнуть сочетание несочетаемых черт в характере этой семьи.
Столь же парадоксально оформление Палаццо Веккио ("Старый дворец"), где после одного из изгнаний Медичи из Флоренции был сооружен Салон Пятисот, предназначенный для заседаний Большого Народного Совета, - однако созданные позже аллегорические картины Вазари на стенах и потолке Салона повествуют о триумфальном возвращении герцога Козимо I Медичи. Среди мраморных статуй этого дворца особо выделяется работа Микеланджело "Гений, попирающий грубую силу". Рядом с дворцом находится не менее известный фонтан "Нептун" Амманнати, называемый также "Бьянконе" ("Белый гигант"), - беломраморный бог возвышается на колеснице, запряженной четверкой коней.
В 1560 году архитектор Джорджо Вазари по заказу семьи Медичи начинает строительство административного здания, которое затем стало одной из самых знаменитых картинных галерей мира - галереей Уффицы. В галерее представлены разнообразные школы живописи - флорентийская, венецианская и другие итальянские, а также богатая собрание фламандских полотен с широко известной серией автопортретов. Кроме живописи, в галерее есть залы, посвященные античной скульптуре, и богатейшая коллекция гобеленов.
Кроме Картинной галереи, занимающей третий этаж, в здании находятся Государственные архивы, где хранятся раритетные документы по истории города, а также Кабинет рисунков и гравюр, где представлена уникальная коллекция, начало которой было положено в XVII веке по инициативе кардинала Леопольда Медичи. В 1737 году последняя в роду Медичи - Анна Мария Людовика - передала галерею в дар городу.
Символом не только Флоренции, но и всей Тосканы, стал купол собора Санта Мария-дель-Фьори (собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках). Строительство храма велось под девизом: "воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки". Строительство собора началось в 1296 году, работами руководил Арнольфо ди Камбио - до самой своей смерти. И лишь в 1418 году строительство было возобновлено - уже по эскизам Брунеллески, создавшего тот абрис купола, который мы видим и по сей день.
Дух прошлого жив во Флоренции - каждый июнь в городе проходит своеобразный футбольный матч в средневековых костюмах, причем эта традиция восходит к 1530 году, а в Пасхальное Воскресенье перед собором Санта Мария-дель-Фьори устраивают "взрыв повозки" - действо, восходящее к эпохе крестовых походов.
Еще один парадокс Флоренции - ее связь с русской культурой. В этом городе жили Чайковский и Достоевский, Тарковский и Бродский, причем знаменитый поэт стал почетным гражданином Флоренции и обладателем премиального золотого флорина. Еще более удивительна связь с Флоренцией известного русского промышленника Демидова, который пожертвовал громадную сумму на реставрацию собора Санта Мария-дель-Фьори, и с тех пор его родовой герб красуется на фасаде этого памятника искусства.
|