Rambler's Top100
Альвдис Н. Рутиэн

Ржавые шпили Питера



Друзья-питерцы, когда вы будете это читать, прошу: не сердитесь на меня. Если мои слова покажутся вам злыми (а я постараюсь, но не знаю, выйдет ли), помните: они такие не от желания унизить ваш город, и уж совсем не от мысли превознести Москву, а только от болевого шока, такого, когда замер и двинуться не можешь: что же сотворили с прекраснейшим городом России!

Город без имени. Он был Санкт-Питербурхом, он был Петербургом, недолго, но ой как ярко был Петроградом, и Ленинградом он тоже был. И всякий раз у него было настоящее. И будущее. Оно было разным, он менялся сам и менял страну, но даже перестав быть столицей, он гремел.
Сейчас… он попытался влезть в свои пеленки. Получилось, гм, как получилось. Название говорит само за себя. Огрызок имени.
Самая главная питерская руина, заметная из любой точки страны.
Выше Александрийского столпа.

Памятников истории в Питере сами знаете сколько. В центре – на каждом шагу. Отчего он и именует себя культурной столицей. Только вот хочется эту «культуру» написать через cool…
Я, грешна, привыкла к вылизанным особнячкам Замоскоречья. Берут, знаете ли, двухэтажный домик -надцатого века, евроремонтят, а вместо купеческого двора пристраивают современную махину бетона и тонированного стекла. Получается от «здорово» до «ужасно», но я об отношении. Раз старина – сохраним, подкрасим и подстроимся.
Состояние старинных домов в Питере меня шокировало. Причем это же самый-пресамый центр! Дома последний раз красили при Сталине, если не при царе, шпили и башенки – см. заголовок, все как один.
Великолепие Петербурга и убожество Питера.
Это не бедность. Это страшнее. Это безразличие.
И это на каждом шагу.
Памятников старины – как гуталину у дяди Матроскина. И ими – снобятся.
Да, знаю, нет такого слова в языке, но «гордиться» здесь не годится, потому что гордится человек гордый, сиречь имеющий чувство собственного достоинства; тут же самые разные люди уважать себя не умеют и не пытаются, пальцы веером кидают: «Питерцы культурнее москвичей» и рассказывают, как к ним «знакомые с Мурманска на водочку приезжали».
Ребят, мне не жалко: пусть питерцы будут культурнее нас! Но для начала они, может, научатся литературному языку?
Снобизм питерцев – от музейных сотрудников до продавщиц в ларьках – меня поразил. В том самом, старинном значении этого слова: поранил. Очень больно. И начисто подорвал мою веру в облагораживающую силу искусства. Ведь эти люди живут в красивейшем городе, некоторые из них работают в лучших музеях нашей страны! – и где культура? «С Мурманска» не завезли?
Я несколько раз сталкивалась с тем, что питерцы не знают значения слова «вежливый». То есть их лексический запас не включает такие окказионализмы как «добрый день», «пожалуйста», «извините». Что в ларьке, что в музее. Удивишься: «Почему вы говорите невежливо?» – в ответ получишь куда более недоумённое: «Я вам не хамлю!»
Немая сцена, нервный стресс.
К середине второго месяца жизни в cool-турной столице я завязала узелок: среднестатистический питерец невежливость от отсутствия хамства не отличает.
…а я привыкла, что в магазине продавец здоровается с тобой первым. И неважно, какой магазин: гипермаркет или масенький в полуподвале.
…я привыкла, что музейный охранник, жестко запрещая тебе что-то, начинает со слова «извините».
О музеях. Если одним словом, то это будет слово «сволочи».
Извините за резкость.
Они работают до ШЕСТИ вечера!! Все! Где у вас совесть, мерзавцы?!
Музеи – это единственное ценное, что осталось посреди вашей невской ржавчины, мы в музеи к вам едем, кормим вас, гадов, – а вы нам что оставляете? Звери алчные, пиявицы ненасытные!
Хотя вру. Были б они алчные – работали б до восьми. До десяти б работали. Что, скажете, пусто будет в залах Эрмитажа, работай он до восьми хотя б?!
Вот то же самое наплевательство.
Добавлю крик души о Петергофе. А туда, между прочим, еще доехать надо. Фонтаны выключают в те же шиш часов, при  том что билет в парк – двести рублей. Просто за то, чтобы походить. Без экскурсии.
Впрочем, оно и к лучшему, что без нее. Во дворце экскурсия оказалась принудительной. И я почувствовала себя в брежневском детстве: словно из пародии явившая тетенька с монотонным голосом, бегом нас провела, вопросы задать не дала… Спасибо, я лучше в Интернете посмотрю, а то вопросы-то остались. Эту, извините, сонную лягушку я б заспиртовала и студентам с факультета музейного дела показывала: атавизм профессии.
Отдельная песня – азиаты. Наглющие! В Москве азиат тих и виноват по умолчанию, реже – весел и приветлив, причем всегда – дешев. А тут… не стану расписывать подробности, но сравнить пришлось. Мда..

Нет, потом я привыкла к ржавым шпилям и грязным стенам. Воображение подключить несложно – и видеть дом таким, каков он был сто лет назад. А на фоне светлого невского заката ржавчина и не заметна.
И вот тогда я смогла увидеть Питер и полюбить его. Впрочем, не Питер. Петербургские улицы – и улицы ленинградские. На петербургских улицах дерево встретишь раз в километр, а сад (то есть десяток деревьев) – событие, небо дают по карточкам, зато фотокарта забьется еще до первого перекрестка. А на ленинградских улицах неба и зелени столько, сколько, наверное во всей Москве!
Небо Питера… бог мой, в этот город стоит приехать, чтобы только увидеть небо! Петропавловка, ранние сумерки, золотом сияет шпиль, пламенеют алым стены, и во весь горизонт, буквально на все четыре стороны – небо, небо, небо! Свинцовые облака, жемчужная голубизна, они меняются, движутся, смотришь – сердце замирает, была б верующей – наверное, начала б молитву читать.
Ездя к Петропавловке каждый день, я так и не смогла понять, что она – центр города. Выучила, но не поняла. В центрах столько неба не дают.
И понятно, почему символом Петербурга стала вертикаль. Два нержавых шпиля – Петропавловский и Адмиралтейская игла – звучат так мощно, что остальной город не более чем приложение к ним.

Конец поэзии, возвращаемся в двадцать первый век.
Я постараюсь обойтись без бранных слов, но не уверена, что смогу.
Начнем этак художественно, издалека.
Римский поселянин не ведал высокой судьбы тех мраморных руин, подле которых довелось ему построить свою скромную хижину, и безжалостно довершал он те разрушения памятников былого, что творило неумолимое время. Он возводил свои убогие постройки из древних камней, нимало не задумываясь о тех героях и тиранах, что некогда царили в сокрушенных им зданиях.
Проще говоря: эти скоты иллюминировали свою телебашню!!
Ночь. Нева.
Золотой шпиль Петропавловки. А за ним брюликами блестит и переливается эта дура. Ярче. Эффектнее, чем какая-то там крепость.
Гламурненько.
Мерзавцы, вы хоть какое-то уважение к своему городу имеете?! Вон какой ор подняли из-за проекта башни Газпрома – нарушит, зараза, исторический облик, а то что каждую ночь этот самый облик насилуется в особо извращенной форме – мелочи жизни?!
Ведь это хуже искажения облика – это жутчайшая безвкусица. Это именно стразики тех нищих, кто пытается походить на богатых и поэтому носит стекляшки; это же на уровне папуасов – шоб блестело! Coolтура…

…поезд Сампитербурх–Москва медленно набирал скорость между бетонных заборов. На одном из них было выведено:
ПИТИР – КРУТОЙ КИШЛАК

2012



Миф.Ру советует
Ушедшие обычаи и немифические драконы, традиции и современность - культура народов мира как она есть, без прикрас и с научным оттенком. На сайте "kultu-rolog.ru" мы найдем интересные и актуальные материалы по культурологии, статьи и исследования по различным темам, новейшие издания и весь спектр мнений. Для расширения кругозора рекомендовано однозначно.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010

Rambler's Top100