Rambler's Top100
Баркова А.Л.

Тассили-Адджер

Плато Тассили-Адджер в Северной Сахаре - одна из древнейших и самых больших художественных галерей в мире. Этот горный массив сейчас - труднодоступное место, где можно пробираться лишь узкими ущельями. (На языке туарегов "Тассили" означает "речное плато"; сейчас вместо рек - только высохшие долины.) Однако шесть-восемь тысяч лет тому назад эти ущелья и проходы представляли собой своего рода улицы с многочисленными обитателями. Об этом свидетельствуют глубокие впадины у подножия скал, служившие естественным убежищем для первобытных жителей. Обитатели исчезли, но следы их пребывания остались в виде сотен и сотен росписей. В 1933 году ученые обнаружили в каньонах Тассили многочисленные наскальные изображения животных: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, а также странных человекоподобных существ. В 1957 году туда была организована научная экспедиция профессора Анри Лота, который так писал об этом в своей книге "В поисках фресок Тассили": "То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни изображений людей и животных. Одни рисунки располагались особняком, другие представляли собой сложнейшие ансамбли. Рядом с крошечными изображениями людей величиной в какие-нибудь несколько сантиметров находились и рисунки гигантской величины. На других фресках мы увидели лучников, вступивших в борьбу за обладание стадом быков; и воинов, бьющихся на палицах; стадо антилоп; людей в пирогах, преследующих бегемотов; сцены плясок, пиршеств и т. п. Короче говоря, мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства. Некоторые рисунки поражали своим мастерством. От таких росписей не отреклась бы ни одна когда-либо существовавшая художественная школа". Плотность этих фресок в некоторых случаях такова, что на шестистах квадратных метрах располагается до пяти тысяч изображений в двенадцать исторических слоев.
В период неолита Центральная Сахара была одним из самых населенных центров первобытного общества; в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные культуры: охотники сменяли скотоводов, а последних - всадники или колесничие. Эти доисторические обитатели Сахары навсегда запечатлели себя на фресках. Самые древние изображения - нарисованные лиловатой охрой маленькие фигурки со схематически изображенными туловищами и круглыми, всегда преувеличенно большими головами. Чаще всего головы увенчаны рогами или какими-то другими украшениями, возможно перьями. Самое большое изображение "круглоголового" достигает шести метров, рядом с ним - небольшие фигуры женщин, протягивающих руки по направлению к гиганту, как бы моля его о чем-то. Этот тип "круглоголовых" людей в набедренных повязках со спадающими вниз концами встречается также в более поздних слоях. И хотя на смену лиловатой охре приходит красная, а туловища фигурок становятся более вытянутыми, форма головы остается прежней. В нескольких более поздних слоях встречается изображение "дьяволят" - пляшущих рогатых человечков. При изображении дьяволят наряду с лиловатой охрой применялась и желтая. В следующих слоях размеры фигур стали больше, а их выполнение - искуснее. Конечности, ранее обозначавшиеся контурами, утолщены, при этом нет четких разграничений между плечом и предплечьем, голенью и бедром. Пальцы рук и ног лишь обозначены, а всегда небольшие груди у женщин расположены одна над другой.
У самых поздних "круглоголовых" изображены браслеты на руках и щиколотках, пояса, украшения на голове и плечах (перья, головные уборы), а также рисунки на груди, животе, бедрах и руках, которые можно принять за татуировку. Эти украшения, изображенные в виде правильно расположенных точек, удивительно напоминают татуировку у современных племен Верхнего Нила или центральной Африки; таким образом, они, несомненно, подтверждают негроидное происхождение фресок, а это свидетельствует о том, что некогда негроиды жили гораздо севернее, чем в наши дни. Благодаря этому ученые могут судить о происхождении африканцев и истории заселения ими континента.
Фрески Тассили многое сообщают нам о быте древних африканцев: они жили в конусообразных хижинах, мужчины охотились (в основном, с луком), женщины растирали зерно на каменных зернотерках; быки использовались в частности для верховой езды, причем женщины садились позади мужчин; из домашних животных известны также козы, кони и собаки; неоднократно встречается изображение танцев и других ритуальных действ.
Постепенно первобытные художники переходят от чисто антропоморфных изображений к образам животного мира: все с большей тщательностью изображают сцены, где появляются слоны, носороги, антилопы, муфлоны. Об изображениях быков Анри Лот пишет: "Бык, воспроизведенный на стенах десятки тысяч раз, был излюбленным сюжетом периода скотоводства. Чаще всего изображены целые стада, которых пасут пастухи. Быки, видимо, выполнены с натуры с большим мастерством. Великолепно переданы очень пропорциональные формы туловища, часто покрытого пятнами, нанесенными красками различных тонов, в основном белой". Встречаются и фантастические животные, например антилопа с туловищем слона.
Но художественные достоинства фресок Тассили остались бы достоянием лишь истории искусства, не заинтересуйся ими сторонники палеоконтакта (то есть доисторических встреч со внеземными цивилизациями). Сам Анри Лот назвал одну из гигантских мужских фигур великим богом марсиан. Это изображение мужчины с круглой головой, в центре которой - двойной овал (уфологи видят в этом гермошлем с проводами) и в странном облачении, напоминающем скафандр. Скептики, однако, отвергают мысль о скафандре, утверждая, что это изображение жреца в ритуальном одеянии, с тыквой на голове. Их оппоненты возражают: почему у "жреца" плотно примыкающий воротник с горизонтальными складками? "Круглоголовые" встречаются на многих фресках Тассили. То, что искусствоведы называют перьями на шлемах, сторонники палеоконтакта однозначно считают антеннами, а упомянутое слитное изображение плеча и предплечья, бедра и голени - скафандром. Уфологии приводят и такое доказательство того, что перед нами изображения космонавтов в скафандрах: этим рисункам аналогична японская скульптура догу, созданная на другом конце планеты примерно в то же время. В таком случае плато Тассили становится местом действия фантастического романа из первобытной жизни, местом, притягивающим всех тех, кто верит в контакт с внеземным разумом.
Литература:
А. Лот "В поисках фресок Тассили". М., 1976.




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100