А. Баркова
"Александр. Невская битва"Сам Александр - замечательный! Это не ходячая икона-Черкасов, это действительно двадцатилетний князь, то взрослый не по летам, то еще по-детски веснущатый, то с нарочитой грозностью взора, то с искренне прорывающейся радостью. Живой. Красивый. Обаятельный. Харизматичный. Брячиславна. Приз зрительских симпатий!!! Где они нашли такую милую, непосредственную трогательно бледно-рыженькую "лисичку"?! Она не красива, но настально очаровательна, что в нее влюбляешься с первого взгляда. Ратмир. "Это да" :-))) Молодцы сценаристы, что придумали ему это вечное междометие (и когда пару раз "это да" Александр произносит с интонацией РАтмира - отдельно хорошо; чувствуется, что подцепил у друга). Финальный поединок Ратмира со Святославом-Дмитрием - шедевр. ПОединок длится очень долго (ИМХО, столько же, сколько все прочие события собственно битвы; надо потом проверить поминутно) - но не затянут ни капли! ПОтрясающая работа всех - актеров, операторов, мастеров по реконструкции. Когда РАтмир рассекает кольчугу противника, то в воздух летят колечки! - вы когда-нить видели ТАКОЕ внимание к деталям?! Это вам не Эйзенштейн с его стерильным льдом... О деталях. Я впервые в кино услышала звон кольчуг. Стоит герой в кольчуге, пошевелил рукой - ага, тихонько зазвенело. Ярославич в пластинчатом доспехе - дзвяк-дзвяк. Роскошная музыка под битву - и наложен лязг оружия и прочие громыхания. Татарский посол. От него пришли в полный восторг. Одной короткой сценой показаны ВСЕ политические игры Ярославича с Ордой. Красив посол (на мой вкус) до безумия, Ратмир отдыхает! Черные усы, свисающие чуть ниже аккуратно подстриженной полуседой бороды... - ах! Не буду пересказывать сцену, идите и смотрите, там каждое слово - на вес золота, и слов этих очень мало. Рыцари. Я-яаа, кароши. Шведский король. "Ах, какой типаж!" (с) - профиль из средневекового зала ГМИИ им. Пушкина. Принцесса - все реконструкторши умрут от филигранно сделанного костюма. Биргер - ууу, сволочь! Так крупными славянскими буквами на лице и написано :-))) О костюмах и прочем реквизите я писать не бу. Это надо видеть. Говорят, к работе над фильмом просто привлекли реконструкторов - и те выложились на полную. ДОмотканое полотно (или очень успешная его имитация), нашивки парчи у князя, украшения женщин, резные кресла, свадебные чары... праздник исторической этнографии. Недостатки? ЕСть и они, но неохота их выписывать. Финал смазан, не показано вече... прочее по мелочам или простительно. Да, вот бояре совершенно не знают, что такое "степенство". Фильмы Птушко бы пересмотрели, что ли %/ В целом. Какие задачи ставил перед собой Эйзенштейн? Сделать ходячий плакат и мобилизовать советский народ перед Великой Отечественной. И выполнил их на 5+ Какие задачи ставит этот фильм? Показать живого Садко Славича (похоже, реально звали его именно так), не сорокалетнего мифологического титана, а 20-летнего реального князя. Былой монументализм давно уступил место реализму... местами натурализму. Любители "правдоподобия", то есть именно натуралистичного изображения ранений и смертей, найдут в этим фильме всё, что надо. Но этого - в меру. Фильм - не про битву и даж не про подвиг. Фильм - про жизнь в 13-м веке. Про людей, а не ожившие портреты из учебника истории. Справился ли фильм с задачей? ИМХО, на 5- Но "минус" - простителен.
|
благодарим за помощь "Мифу" Любителям кино: кинотеатры, репертуар фильмов. |