Rambler's Top100


Ирэна Бленд

Загадки альтиста Данилова


Музыка играет в романе особую роль. Конечно, это роман о Музыканте. И разумеется, почти все в его жизни так или иначе пронизано музыкой. Но и сам роман Владимира Орлова можно петь, так гармонично сложены в нем слова в предложения.
Что такое музыка сфер и как она звучит?
Идея мировой музыки - musica mundana. Космологический компонент музыкального искусства занимает центральное положение в философско-эстетических взглядах древнегреческих мыслителей-пифагорейцев. Согласно Пифагору, Солнце, Луна и планеты, располагаясь на небосклоне, соединяются в музыкальные созвучия. Так рождается чудесная музыка - musica mundana, без которой мир распался бы на части.

Каждая планета солнечной системы имеет свой собственный тон, ее расстояние от Земли соответствует определенным музыкальным интервалам: вечное кружение планет и есть гармония, или музыка, сфер. Вселенная, которую пифагорейцы представляли в виде гармонически настроенного космоса, наполнена музыкой. Все мироздание, природа, человек, согласно пифагорейцам, построены по законам музыкальной гармонии, и эта гармония образует единство мира. У пифагорейцев, Гераклита и позднее у Платона (пифагорейское учение о гармонии сфер Платон развивает в "Тимее"), Вселенная - это гармонически настроенный и издающий божественную музыку космос.

Итоги многовековому развитию античной науки о музыке подвел в своих трудах римский философ-неоплатоник Боэций, приверженец учения пифагорейцев о гармонии.

В эпоху Ренессанса, в эстетике Дж. Царлино, В. Галилея и др., античное учение о гармонии возрождается в его первоначальном виде, как учение, освобожденное от средневековых символов и аллегорий, как искусство, воскрешающее идеалы древних греков.

Но поистине второе рождение пифагорейско-платоновская концепция музыки сфер получает в трудах выдающегося астронома, математика, физика и философа И. Кеплера. В 1619 г. он пишет трактат "Гармония мира", в котором дает яркую картину гармонического устройства Вселенной. В гармонической шкале небесных движений, писал ученый, скрыто сохраняется архетип мироустройства. Каждая планета, считает Кеплер, соответствует определенному музыкальному ладу и даже тембру человеческого голоса (Сатурну и Юпитеру присущ басовый регистр, Марсу - тенор, Земле и Венере - альт, Меркурию - дискант).

Мировая гармония царит не только во Вселенной, она, по Кеплеру, запечатлевается как образ мировой гармонии в человеческой душе.

В эпоху романтизма пифагорейско-кеплеровское представление о гармонии становится основой мироощущения: мир для романтиков - это музыкальная Вселенная. Выдвинув лозунг синтеза всех искусств, романтизм провозглашает высшим "безграничнейшее из всех искусств" (Ф. Шеллинг), имеющее своим предметом "бесконечное" - музыку. Для романтиков музыка - "душа" всякого искусства и предельное проявление духа. Она пронизывает все сферы жизни, связывая воедино материю с духом, землю с небом, единичное с универсальным. Она - отражение порядка и красоты Вселенной, тончайшая стихия, объединяющая все мироздание.***

И диссонансом музыке сфер - "тишизм" Земского. "Истина вне слов" — известный дзэнский постулат. Но не может быть истины музыки вне музыки, вне звуков и гармоний. Хотя и это выражение - истина вне слов - весьма изящно обыгрывается Орловым в составлении музыкального словаря Данилова. Не желая, чтобы его просветили демоническим рентгеном, выискивая невосторженные мысли, Данилов придумал себе красивый выход из положения. Истина - вне слов. Но - в Музыке.

История написания "Альтиста Данилова" загадочна. В 1972 году Владимир Орлов принес в журнал маленький рассказ об истории любви домового к смертной женщине. Времена тогда были реакционные, суровые, цензура резала все, что хоть как-то выбивалось из общей серой массы. Рассказ не прошел. А автор обиделся. И написал "Альтиста Данилова". Уже не просто о домовом (хотя есть там и домовые, есть), а о Демоне. И как ни странно - роман напечатали! Как его проспала бдительная цензура - уму непостижимо. С тех пор роман многократно переиздавался и переводился на множество иностранных языков. А недавно компания НТВ-Кино объявила о том,что готовится к производству художественный фильм. Посмотрим?

А в завершение - реальная история, случившаяся со мной в мае 1991 года. Навещая престарелую родственницу в больнице, услышала от нее рассказ о недавно умершем пациенте этой же больницы, "сумасшедшем скрипаче, которому на голову упала люстра". А потом мир начал стремительно меняться, словно взял девизом "Ничто не слишком!". Да и имя нового демона-координатора оказалось у всех на устах достаточно скоро: Кавказ, Кармадон...

Примечания
*И. А. Суханова. Разновидности интертекста в романе В. Орлова "Альтист Данилов" Аллюзии.
** А.Л. Баркова. Мифологические универсалии в тибетской иконографии.
*** Гнилова Т.Н., Диссертация.
[1] Дулам С. Монгол домог зvйн дvр. Улаанбаатар. 1989. С. 180.
[2] Tucci G., Heissig W. Les religions du Tibet et de la mongolie // Traduit de l' allemand par R. Sailley. Paris: Payot, 1973. C. 443.
[3] Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, 1991. С. 29.

страница 1, 2

благодарим за помощь "Мифу"
Цифровое пианино
Хочется заниматься музыкой, но в квартире нет места для пианино? Выход прост: на сайте Musicpalace.ru недорого купить цифровое пианино. Здесь есть синтезаторы Casio, Yamaha, Rolanad - со скидкой. Также есть большой выбор гитар и барабанов по выгодной цене.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012