Rambler's Top100


Ноло Т. Торлуин
Историческая шкатулка

Алексей Михайлович Тишайший

Царствование Михаила Романова – одно из самых незаметных в русской истории. И тем не менее одно из самых значительных. Удалось сделать главное – восстановить целостность страны и разрушенное хозяйство, не допустить иноземного завоевания. Строились новые укрепления на юге. А территория государства, несмотря на все потери, даже увеличилась за счет новых земель в Сибири. Однако царствовал Михаил Федорович не так долго, как мог бы. Он не отличался крепким здоровьем. Судя по всему, русский царь страдал водянкой. 12 июня 1645 года в церкви ему сделалось дурно. Чувствуя, что умирает, царь велел позвать царицу и сына, шестнадцатилетнего Алексея. Михаил Федорович благословил сына на царство и, обращаясь к дядьке царевича, боярину Борису Ивановичу Морозову, наказал: «Тебе, боярину нашему, приказываю сына и со слезами говорю, как ты служил нам, так и теперь служи». Михаил Федорович, самый тихий и незаметный из русских государей, умер в тот же день.
Царем стал Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим.
 
Прозвище второго царя династии Романовых для меня лично – совершеннейшая загадка. Алексей Михайлович, хотя и был очень набожен, особой кротостью нрава не отличался. Бывало, приходил в ярость и награждал придворных весьма крепкими словами, а то и тумаками. А главное – царствование его тихостью и благостью никак не отличалось.
Медный и соляной бунты, восстание Степана Разина, наконец, раскол – все это произошло в царствование Алексея Михайловича Тишайшего. При нем же была присоединена Украина, одержана победа в долгой войне с Польшей, составлен первый полный свод законов – так называемое Уложение. И реформы Петра Великого на самом деле начались при его отце – просто Алексей Михайлович не считал нужным торопиться и тем более ломать устоявшиеся традиции Московского царства. Каким же был второй государь из династии Романовых?
 
Фигура Алексея Михайловича столь же противоречива, сколь и его царствование. Алексей отличался живостью ума, был широко образован, вид имел царственный. В общем, пошел не в отца, а в деда, патриарха  Филарета. Одной из главных черт Алексея Михайловича, которую отмечают и современники, и потомки, была его непритворная набожность.
Царь выстаивал службы каждый день, строго соблюдал все посты, стоял в церкви часов по пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полуторы тысячи.
Начинал и заканчивал день молитвой. Подданные Алексея любили. Нравился он и иностранцам, обретавшимся при московском дворе. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют», – так отозвался один из них о русском царе. Впрочем, все эти личные достоинства не сделали его царствование более легким.
 
Историки относятся к второму Романову на русском престоле двояко. Одни считают Московское государство времен Алексея Михайловича отсталым, прогнившим, лапотным. Другие – процветающей и сильной державой, которую погубил первый русский император. В любом случае, фигуры Алексея Тишайшего и Петра Великого обычно противопоставляются. Между тем не так уж и разнились меж собой Алексей Михайлович и Петр Алексеевич. Отец был спокойнее и добрее, сын – нетерпеливее и властнее. Алексей Михайлович вводил полезное из иностранных обычаев постепенно, Петр Алексеевич рвался напролом. Оба были религиозны, однако Тишайший твердо следовал всем установлениям церкви, а Великий отменил патриаршество и впервые в русской истории фактически поставил Русскую православную церковь в зависимость от государства. Но именно при Алексее Михайловиче свершилась главная реформа семнадцатого века – церковная. Главный раскол – не на сторонников Запада и русской самости, а на сторонников и противников реформы патриарха Никона – произошел именно при Алексее Михайловиче. На этом фоне некоторые чудачества его сына смотрятся уже не так вопиюще.
 
К семнадцатому веку Восточные патриархаты – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и иерусалимский – пришли в глубокий упадок.  И Московское царство, какие бы смуты в нем не происходили, превратилось в главный оплот Православия. Это был воистину Третий Рим. Русская православная церковь считалась преемницей церкви Византийской. Однако авторитет греческого православия был еще очень высок. И посему было решено привести церковные книги и обряды в соответствии с ее догматами. Возможно, реформаторы и сами не подозревали, к какой буре это приведет.
Церковная реформа, приведшая к расколу, названа именем патриарха Никона. Это не случайно – именно Никон был самым ярым сторонником приведения русского богослужения и священных текстов в полное соответствие с канонами греческого православия. Совсем молодой царь познакомился с Никоном в 1646 году, когда тот приехал в Москву по делам своего монастыря. На царя сильный и страстный характер приезжего монаха произвел столь сильное впечатление, что Никон в Москве и остался. Карьера понравившегося царю простого монаха была стремительной: сначала – архимандрит Новоспасского монастыря, затем – Новгородский митрополит. В 1651 году Никон возвратился в Москву и приобрел полное влияние. После смерти патриарха Иосифа Никон был избран на его место. И церковная реформа началась.
 
Никон был человек энергичный, волевой и, кроме того, пользовавшийся полным доверием Алексея. Патриарх, как когда-то Филарет, дед Алексея, официально именовался великим государем, и царь искал его советов не только в церковных, но и в государственных делах. Но были у Никона и недостатки – неукротимое властолюбие и жестокость. Идея исправления церковных книг, на первый взгляд чисто формальном, была воспринята обществом в штыки.    
 
В конце 1653 года во дворце в присутствии царя патриарх и священнослужителей указал на различия в печатных русских книгах по сравнению с греческими и древними славянскими рукописями и задал вопрос: "Следовать ли новым нашим печатным требникам или греческим и нашим старым?" Большинство отвечало, что необходимо следовать греческим книгам.
Именно так издревле принимались судьбоносные решения в христианской церкви. Когда-то именно из-за неприятия решения Вселенского собора произошел раскол единой христианской церкви на православие и католичество. То же случилось и на Руси. Ведь большинство русских христиан были неграмотны. А реформа предполагала не только исправление ошибок в книгах, но и изменение устоявшихся обычаев.
 
Собор архиереев в Константинополе подтвердил решение Московского собора. А приехавший в Москву антиохийский патриарх Макарий торжественно объявил в Успенском соборе, что надобно креститься тремя перстами, и проклял тех, кто крестится двумя. Однако когда исправленные богослужебные книги дошли до рядовых монахов и попов, то большинство из них пришло в ужас.
Двоеперстие заменилось троеперстием, все богослужебные чины стали короче. Изменилась литургия. Хождение на крестных ходах было установлено против солнца. Имя «Исус» было исправлено на «Иисус».
Подвергся правке даже текст Символа веры! Многие пришли к убеждению, что прежнюю православную веру пытаются заменить другой.
Новые книги отказывались принимать к действию и служили по старым. И тогда Никон обрушил на ослушников жестокие репрессии.
 
Собор 1666 года признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Новоисправленные книги и новые обряды должны были быть приняты беспрекословно всею русской церковью. Ревнители "старой веры" подвергались отлучению и объявлялись еретиками и раскольниками. Но это мало помогало.
Наоборот – к раскольникам присоединялись и те, кому вопросы веры были безразличны, однако государственные порядки были очень не по душе.
Раскол охватил все слои общества. На стороне официальной церкви – сила, власть и главное - соборное решение, подтвержденное другими православными церквями. На стороне раскольников – традиции и нехитрая мысль: если старинные обряды отныне – ересь, значит, и в предыдущие столетия церковь была еретической? А как же признанные святые? Князья Борис и Глеб, Креститель Руси Владимир и Александр Невский, Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий – они что, тоже были еретиками? Староверы, как их назвали, провозгласили: грядет царствие Антихриста. И никониане – слуги его.
 
Вожди старообрядцев были личностями яркими и мужественными. Яростный обличитель новой веры протопоп Аввакум, сожженный в срубе, чьи записки много лет спустя будут признаны одним из шедевров древнерусской литературы. Прославленная Суриковым боярыня Морозова – она была сослана в монастырь и умерла от голода. И еще многие – знаменитые и безвестные. И на место умерших, убитых, замученных вставали новые. Старообрядческая церковь пережила все гонения. Она существует и сейчас.
 
Судьба Никона тоже оказалась незавидной. Как уже говорилось, этот патриарх был отчаянно честолюбив – и в итоге за это поплатился. Он мечтал о подчинении светских властей церковным. И царю это решительно не нравилось. По своему обыкновению, Алексей Михайлович долго тянул с разрывом. И в итоге первым на разрыв пошел патриарх. Он, бросив свой престол, уехал в основанный им Новоиерусалимский монастырь. Может быть, Никон ожидал, что Алексей в память прежней дружбы станет его уговаривать остаться, но этого не произошло. Началась долгая переписка между двумя бывшими друзьями, которая их окончательно поссорила. Закончилось все тем, что в декабре 1660 года судьбу Никона и его патриаршества решили патриарх Антиохийский Макарий и патриарх Александрийский Паисий, приехавшие в Москву. На суде, отказавшись от всяких посредников, Алексей лично выступил с обвинениями против Никона. После долгих препирательств патриархи решили, что Никон должен быть лишен патриаршества и священства и быть отныне простым монахом. Местом заточения для него назначен был Ферапонтов Белозерский монастырь.
 
И реформа, и ее вдохновитель пережили Алексея Михайловича Тишайшего. И тем не менее реформа была успешна. До сих пор Русская православная церковь следует заветам Никона.

  

История - наука, которая никогда не стареет. Настоящее неумолимо скатывается в прошлое, чтобы стать предметом произведений ученых и яростных споров всех, кто не безразличен к событиям минувших лет и хочет разобраться в хитросплетениях прошлого, чтобы понять что-то в настоящем. Так замыкается круг.
"Историю государства Российского", как и другие исторические аудиокниги MP3, можно слушать бесконечно. Несмотря на то, что прошло уже двести лет, и многие положения Карамзина устарели, его неподражаемый стиль словно стирает пыль времен, делая события вновь актуальными, яркими и зримыми для потомков.
Иногда случается так, что именно историк заново открывает давно забытые страницы бытия. Так в свое время случилось с Николаем Михайловичем Карамзиным. Его "История государства Российского" вышла небывалым по тем временам тиражом, даже светские дамы, не отличавшиеся склонностью к чтению, бросились увлеченно читать многотомный труд знаменитого писателя. Неудивительно, что в эпоху возвращения к слушанию книг его произведения озвучили тоже.
"Оказывается, у меня есть Отечество!" - воскликнул граф А. Толстой-Американец, прочтя Карамзина.




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Ноло Т. Торлуин (с) 2004-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013

Rambler's        Top100