Rambler's Top100


Ноло Т. Торлуин
Историческая шкатулка

Александр Невский и татары

Татаро-монголы не стали завоевывать Европу. Батый повернул на Восток – и обосновался в низовьях Волги. В Каракорум хан не поехал, ограничиваясь влиянием на политику верховных ханов. Почему старший в роде Чингизидов отказался принять верховную власть – неизвестно. То ли у него не было шансов, то ли новые земли Батыю чрезвычайно понравились, и он решил не возвращаться в Монголию. Его государство потомки назвали Золотая Орда. А русские князья стали невольными участниками монгольской политики. А там уж все зависило от них самих: станут ли они пешками в чужой игре или попытаются вести свою.

В Орду, на поклон к хану, отправились трое самых влиятельных князей Руси – великий князь Владимирский Ярослав Всеволодич, князь Галицкий и Волынский Даниил, князь Черниговский Михаил Всеволодич. Они с Ярославом не были братьями – но были родичами, а значит, по давнему обычаю Рюриковичей, соперниками. Соперничали они за Киев. Но впервые спор за земли был решен с помощью татар. Неизвестно, способствовал ли Ярослав гибели давнего соперника. Если и способствовал – счастья ему это не принесло. Хотя поначалу казалось, что гроза миновала – Ярослав собрал людей, похоронил мертвых, отстроил города... Одного из сыновей, Константина, он отправил в Кановичи – то есть в далекую Монголию... Жизнь налаживалась, и казалось, что с грозными властителями все ж таки можно поладить...

Константин Ярославич вернулся «с дарами», как говорилось в летописях – и с категорическим приказом главного «царя», как очень скоро стали именовать на Руси монгольских ханов. Уже тогда отношения Батыя с верховными ханами империи Чингизидов не были безоблачными – и вдова верховного хана решительно потребовала батыева данника с Руси к себе. Эта поездка закончилась трагически – Ярослав был отравлен. По пути домой отец Александра скончался.

Сам Александр, видимо, прибыл в Сарай последним из князей. Ему было о чем задуматься. И у него был выбор. С одной стороны, Александр, будучи сыном владимирского князя, автоматически становился вассалом Батыя и Золотой Орды. Но с другой стороны – Новгород татары миновали! Именно это время выявило в молодом князе весьма ценные качества – осторожность и терпение. Принимать решение Александр, судя по всему, не торопился. В конце концов Батый позвал новгородского князя сам. «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Так говорит предание. По преданию же, Батый, увидев Александра, сказал своим приближенным: «Нет подобного князю сему».

Преданию, разумеется, можно и не верить. Однако поведение Александра после возвращения из Орды вполне соответствует теплому приему у Батыя – до событий, круто изменивших его жизнь, Александр ведет себя так, как будто татар нет. Правда, сначала ему пришлось побывать в Монголии. И не симпатия Батыя, а именно эта поездка, по-видимому, и убедила его, что шансов избавиться от захватчиков нет.

Верховный хан принял достаточно неожиданное решение: Александру отдали Киев, Новгород и «всю русскую землю». Его младшему брату, Андрею, - великий владимирский стол. Решение это до сих пор ставит историков в тупик. Одни говорят, что целью подобного решения было поссорить братьев – ведь положение как Александра, так и Андрея тут же становилось крайне неустойчивым. Кто старше? Кто кому подчиняется?

Другие исследователи объясняют, что как раз в этом случае монголы поступили согласно своим обычаям. Обычай был таков: страна делится на две части – западную и восточную. Западной частью управляет старший сын – и при этом не может претендовать на верховную власть. Если имелось в виду именно это – чуждая Руси система власти так и не прижилась.

Однако есть и другие свидетельства. В частности, монах Плано Карпини, оставивший подробные воспоминания о своем путешествии в Каракорум, замечает, что раздел столов между братьями был произведен в соответствии с волей их отца. Великого князя Ярослава Всеволодича. Конечно, очевидцы событий отнюдь не всегда бывают правдивы... но если поверить монаху, получается совершенно другая картина. То ли Ярослав решил, что только старший сын сможет удержать за собой, а значит и за родом Киев, то ли были еще какие-то причины, то ли, как полагают некоторые, Андрей Ярославич был не младшим, а старшим братом Александра – и тогда решение вообще не вызывает вопросов...

Все это было бы не так важно – в конце концов, навязанная извне система рухнула всего через три года после возвращения братьев из Монголии – но история восхождения Александра на владимирский стол и обретения им великокняжеского титула по-своему загадочна и даже достойна пера драматурга силы и дарования Шекспира.

Александр, как уже было сказано, после возвращения из Монголии как будто забывает о существовании внешней власти и внешней угрозы. В Киев он не поехал – по-видимому, не желая соперничать с хозяином Южной Руси – Данилой Галицким, который, побывав у Батыя, решил, что татары ему категорически не нравятся и надо бы приискать союзников на Западе. И не только там – в 1250 году новоявленный Великий князь Владимирский Андрей Ярославич женится на дочери Даниила. По мнению большинства историков, оба князя готовят антиордынский союз.

Из союза этого, кстати говоря, ничего хорошего не вышло ни для Северо-Восточной Руси, не для Южной. Но нас сейчас интересует Александр. Он-то чем занят в это время? Оказывается, Александр Ярославич задержался во Владимире – по-видимому, на свадьбе брата. А заодно поджидает митрополита Всея Руси. Поджидает, как покажет время, не зря – митрополит Кирилл, ставленник Даниила Галицкого, после свидания с Невским становится его верным сторонником. Неудивительно – именно в это время Даниил начинает поиски западных союзников. А западные союзники – это значит католики. Православный священник с подобным поворотом дела, понятное дело, согласиться не мог. Александр же после поездки в Орду прекратил всякие переговоры с папским престолом. Еще бы – по всем сведениям, политиком Александр был трезвым и расчетливым. Королевская корона его не прельщала.

Дождавшись Кирилла, Александр повез его в Новгород. Да-да, именно в Новгород. Причины, по которым киевский князь полностью проигнорировал свое новое и весьма почетное, несмотря ни на что, назначение, остаются неизвестными до сих пор. В одной из летописей есть свидетельство, что в Киев Александр в конце концов собрался, однако новгородцы его умолили остаться – «татар ради». Их можно понять – отношения у Александра с великим городом были весьма сложные, но при этом ему ни разу не указали путь, то есть не выгнали с княжения – факт по тем временам уникальный. Александр не потерял Новгорода даже тогда, когда отсутствовал на Руси и никак не мог повлиять на ситуацию. Впрочем, верить этому свидетельству или нет – опять-таки наш выбор.

Подведем итоги: за два с половиной года, когда, казалось бы, на Руси все пришло в относительный порядок, Александр не обнаружил ни малейшего желания бороться за оба великокняжеских стола, на один из которых имел право по старшинству, на второй – по ханскому повелению. Он не поехал в Киев, не настаивал и на передаче ему Владимирского стола. Наоборот – он полностью погрузился в новгородские дела. И прежде всего – в переговоры с северными соседями.

Худой мир лучше доброй ссоры – именно этой истиной определялась политика Александра. Каждая его война – и крупная, и локальная – заканчивалась победой и... мирным договором, весьма для новгородцев выгодным. И через двести лет они будут заключать мир «как при князе Александре Ярославиче». Однако судя по всему Александр, прославленный в потомстве своими победами, при любой возможности заключал договоры не после войны, а вместо нее. Так получилось с норвежцами.

Об обмене посольствами между Александром, конунгом Хольмгарда (то есть новгородским князем) и норвежским королем Хаконом вскользь упоминают русские летописи и весьма подробно рассказывается... в исландской саге, которые достаточно подробно излагают историю норвежской королевской династии. Переговоры начал Александр. Целью их было установление границы между землями, с которых собирали дань посланники норвежского короля и новгородцы. Сага гласит: «Той зимой, когда конунг Хакон V сидел в Трондхейме, прибыли с востока из Гардарики послы конунга Александра из Хольмгарда. Звался Микьял и был рыцарем тот, кто предводительствовал ими. Жаловались они на то, что нападали друг на друга управляющие конунга Хакона на севере и восточные кирьялы, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов, так как они постоянно вели войну с грабежами и убийствами. Были там назначенные встречи и было принято решение, как этому положить конец».

Метод решения проблемы был весьма типичным для Средневековья. Конунг Александр через своих послов просил руки дочери конунга Хакона Кристины. Не для себя – для старшего сына Василия. Для наследника. Король Хакон отнесся к предложению крайне благосклонно... пока, как говорится в той же саге, «не пришли татары на землю конунга Хольмгардов». И весьма выгодное для властителя Северо-Западной Руси сватовство расстроилось. Александр спешно выехал в Орду, а оттуда вернулся Великим князем Владимирским.

Как так случилось – мы попытаемся разобраться в следующей программе. Пока же запомним одно: Александр все это время вел себя как правитель Новгорода. Он явно не собирался покидать вольный город. И поневоле закрадывается крамольная с точки зрения исторической науки мысль: не собирался ли Александр на севере Европы искать выгодных союзов, чтобы потом противостоять Орде во главе великой Новгородской республики, выведя ее из-под влияния Владимиро-Суздальской Руси и заодно вместо народной, а вернее сказать боярской демократии насадить прямое княжеское правление?

благодарим за помощь "Мифу"
Рекрутинговое агентство
Солидные компании предпочитают, чтобы им осуществляли подбор персонала солидные рекрутинговые агентства. Петербургское кадровое агентство "Рекруто" сотрудничает с десятками ведущих компаний Северной столицы. Ищущим работу компания "Рекруто" поможет составить и отправить резюме. Агенство имеет эксклюзивное право размещать информацию о вакансиях в Петербургском университете.




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Ноло Т. Торлуин (с) 2004-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100