Rambler's Top100


Ноло Т. Торлуин
Историческая шкатулка

Александр Невский - великий князь Владимирский

Как мы помним, при разделе русских земель между Александром Ярославичем и его братом Андреем, Александра обидели: он не получил Владимиро-Суздальскую Русь, на которую имел все права по рождению. Однако князь вовсе не вел себя как обиженный. Наоборот – проигнорировав "подаренный" великим ханом империи Чингизидов Киев, Александр вернулся в Новгород и занялся там внешней политикой боярской республики.

Александр, что интересно, чувствовал себя в Новгороде весьма уверенно: несмотря на постоянные разногласия с горожанами, князь ни разу не получил от новгородцев сакраментального совета убираться из города по добру по здорову, что для тех времен было в порядке вещей. Наоборот: Александр, конунг Хольмгарда, как именует Невского исландская сага, отправил послов к королю Норвегии с предложением о династическом браке. Дочь норвежского короля Хакона должна была выйти замуж за старшего сына Александра – Василия. Но на Русь пришли татары – и супружеский союз, выгодный и для Норвегии, и для Новгорода, так и не состоялся. Новгород беда миновала – темник Неврюй с войсками обрушился на Суздальские земли.

Предупреждаю сразу: этого суждения вы не найдете ни в одном историческом труде. Ни один историк, гадая о причинах трагедии, развернувшей на северо-восточных русских землях в самой середине тринадцатого века, не задумался о мотивации одного из главных действующих лиц – русского князя Александра Храброго, более известного потомству под прозвищем Невского. То есть задумывались, и не раз... но никому и в голову не пришло задаться простым вопросом – а так ли уж хотел Александр этой ноши, великокняжеского венца, который, по выражению Карамзина, был в то время венцом терновым? Ничего в действиях Александра не указывает на подобные намерения – наоборот, князь занят исключительно делами Северо-Западной Руси. И вдруг все меняется в одночасье.

Летопись сообщает о событиях 1252 года, как всегда, лаконично. «Пошел Александр в татары, и дал ему царь старейшинство над всею братией его». Тогда же на Русь обрушилась рать под командованием темника Неврюя. Это не было новым завоеванием: татары спешно прошли к Переяславлю-Залесскому и там встретились с войсками бывшего великого князя Андрея Ярославича. Русские были разбиты, переяславские земли разорены. Убита жена младшего брата Александра – Ярослава Ярославича. Его дети уведены в полон. Великий князь Владимирский Андрей Ярославич бежал. Сначала в Новгород – но вольные горожане дали пришельцу от ворот поворот. Тогда Андрей Ярославич проследовал дальше – в Швецию. Александр же вернулся во Владимир и принял на себя великое княжение.

Что же произошло? В отечественной историографии получила распространение следующая трактовка событий: мол, Александр, сидевший себе спокойно три года, вдруг сообразил: да что ж это я, а? Отцово наследство отняли, вместо Владимира и верховной власти сунули какой-то разоренный Киев, захолустье, можно сказать – а я в Новгороде прохлаждаюсь?! И пошел Александр в татары.

Будучи человеком разумным, он понимал, что аргументы насчет «обидели-оскорбили» на хана вряд ли подействуют – как-никак не родственники, хотя на тот момент Александр и считался приемным сыном Батыя. Поэтому новоявленный Каин приготовил жалобы посущественней: мол, дани Андрей не выплачивает и вообще ведет себя крайне нагло. Монголы сами считать не умели, но тут им открыли глаза – и обрушились на Русь войска Неврюя! Александр, по мерзости характера, нажаловался не только на брата, но и на его тестя, потому что вторая рать была послана на Даниила Галицкого, короля Галицко-Волынской Руси – хотя сам же Александр Киевом не интересовался! В общем, ценой предательства и братней крови купил себе Александр отцовский стол...

Так как эта трактовка получила очень уж большое распространение, опровергать ее мы будем по порядку. И прежде всего – забудьте, пожалуйста, о пресловутом побратимстве между Александром Невским и сыном Батыя Сартаком. Я охотно верю, что ЭТОТ человек ради спасения собственной страны и людей пошел бы и на такое – но никаких фактов в нашем распоряжении не имеется. Побратимом Сартака Александра сделал историк Лев Гумилев. А так как жил знаменитый исследователь в двадцатом веке, свидетелем событий тринадцатого века он быть не мог. И никаких таких новых летописей не находил. Выдумка это, выдумка. Никаких реальных оснований под собой не имеющая. Однако весьма и весьма популярная. Впрочем, во всей этой истории факт братания между злейшими врагами – отнюдь не самое страшное.

Куда страшнее другое – сам факт, что Александр ради каких-то личных целей предал брата и навел татар на Русь. Неврюева рать, по мнению все тех же историков, принесла народу бедствия, ненамного уступающие по масштабу Батыеву нашествию. И это предательство противоречит даже не истории – оставим ее пока в покое, многострадальную. Это противоречит Мифу об Александре Невском, росшему и укреплявшемуся на протяжении всей жизни нашего отечества. Мифу о государе, способном пожертвовать за свой народ и жизнью, и бессмертной душой. Даже историки самодержавного толка, охотно признающие, что ради блага Отечества можно предать брата, пасуют и теряются перед другим фактом – что можно Отечество предать ради... а собственно ради чего? Неужели у Александра не было другого способа добиться власти? А вы знаете – был!

В 1251 году умирает очередной великий хан. И Батый тут же сажает на монгольский престол – точнее говоря, на белый войлок, согласно обычаю – своего ставленника. Некоего Менгу. И только теперь грозный завоеватель Руси имеет возможность решить все так, как ему хочется. Он и вызвал Александра. Тот, вроде бы, не замечен в контактах с католической церковью – наоборот, весьма резко отверг предложения о дружбе, союзе и объединении церквей... Стоп. А вот тут начинается самое интересное. Забудем о современности и тем более об историках. Сосредоточимся на главном. В контактах с католиками Александр не замечен. А в контактах с европейскими державами? Напомню еще раз: накануне нашествия Неврюя Александр собирался женить сына на норвежской принцессе!

А теперь поставьте себя на место Батыя. Дела наконец решены, и решены в его пользу – новый великий хан ставить палки в колеса не будет. Можно сосредоточиться и на собственных владениях. А там... а там творится Чингизхан знает что. Южная Русь: Даниил Галицкий совершенно явно что-то такое затевает. Не очень хорошее. Андрей, великий князь Владимирский, женат на дочери Даниила – и, опять-таки по слухам, поговаривает о том, что чем татарам служить – лучше бежать куда подальше. И наконец, князь Новгородский переговаривается с норвежцами и собирается женить сына на их североевропейской принцессе... Да. Похоже, русские данники пошли в разнос. Забыли, кто тут главный? Пора напомнить...

Предположим, что Батый посылает трем сильнейшим князьям Руси весьма настоятельное приглашение прибыть в свою ставку. Александр подчиняется – он, как мы помним, предпочитает всюду, где можно, решать дело миром. Вдруг и здесь получится? Тем более что путь знаком – богатый обоз, подарки, лесть, разговоры... может, и сладится. Гордыня в число многочисленных достоинств Александра, по-видимому, не входила. Андрей решает бежать (или дать бой, а бежать потом – вдруг получится?). Даниил Галицкий отбился от карательного отряда – его черед пришел через шесть лет, когда неумелого татарского воеводу заменили на искусного полководца, существенно увеличив количество вверенных его попечению войск – и Галицко-Волынская Русь легла под копыта татарской конницы...

У нас получается следующая картина. Александр пришел улаживать дело самолично - и Новгород продолжал жить и процветать. Андрей бежал - и окрестности Переяславля и Владимира были разорены дотла, жители либо разбежались, либо убиты. Все труды по восстановлению хозяйства пошли прахом. Даниил Галицкий решил отбиваться – и отбивался. Тем более что от собственно Орды его земли лежали достаточно далеко. А вот Владимиро-Суздальская Русь была у хана под боком...

Но почему же Батый отдал ярлык на великое княжение - говоря по-современному, назначил на высокую должность - Александра? Не потому ли, что только про него - на тот момент - было точно известно, что на союз с католической церковью он ни в коем случае не пойдет, а католическая церковь попытается воспрепятствовать любому союзу, не освещенному подчинением папскому престолу? Или выбирать было попросту не из кого? Или все слухи, зафиксированные в летописях и Житие, попросту были правдой - и Батыю действительно нравился этот храбрый и уклончивый, дипломатичный и безрассудный, искусный в ратях и искусный на пирах князь, и он старался не задевать русского Искандера без особой на то нужды? Житие Александра, конечно, не документ, а восхваление - но вряд ли для современников и тем более для потомков симпатия Батыя и его же восхищение могли служить безусловным комплиментом, так что тут автор Жития вряд ли кривил душой против известной ему истины… Одно несомненно - если она была, эта приязнь, Александр пользовался ею в полной мере и без всяких угрызений совести. Потому что Александр - даже в интерпретации его же злейших врагов - остается блестящим политиком.

Судите сами: сватовство к дочери короля Хакона расстраивается - после того, как на землю Александра, Конунга Хольмгарда, пришли татары - но сам договор с норвежцами не пострадал и лег в основу всех взаимоотношений Норвежской державы и Новгородской республики! Столь же долговечными оказались и другие договоры, заключенные при Александре. Двести лет - даже во времена средневековья - срок немалый… Наконец, даже если принять, как непреложный и безусловный факт, нашествие Неврюя как результат усилий Александра, предавшего при таком раскладе и брата, и собственную родину, - где следы осуждения в летописях? Их нет. А они были. По крайней мере, обо всех случаях приглашения татарского войска как главного аргумента в решении династических споров мы знаем из тех же самых летописей, которые столь сочувственны и благоговейны к Александру Ярославичу.

Осуждения и не могло быть, на самом-то деле. Александр все-таки стал великим князем Владимирским. Наверняка вопреки собственным желаниям - не будем забывать, что большую часть жизни Александр провел в Новгороде и имел право считать новгородскую республику своей родиной - при полном, надо сказать, одобрении вверенных его попечению новгородцев. Именно с Новгородом и связаны самые яркие события его недолгой жизни. Битвы и победы, ссоры и споры, восстания и примирения… Господин Великий Новгород, кстати говоря, так и не простил Суздальщине, что она отняла у них князя Александра. Пройдет всего лишь полтора века - и новгородцы, сдержанно пожелавшие князю Александру "увидеть лицо Господа, ибо потрудился и за Псков, и за Новгород, и за всю Руськую Землю", решительно возразят набирающим силу москвичам своим, особым, Новгородским Житием Александра: "Это не ваш князь вовсе, а наш! Александр Новгородский!"

благодарим за помощь "Мифу"

Изучая репертуар театров Петербурга обращаешь внимание на небольшой, но очень выразительный театр "Мир", наследующий традиции русского психологического театра, заложенные М.Чеховым. Оригинальность и импровизация делают каждый спектакль уникальным зрелищем.




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Ноло Т. Торлуин (с) 2004-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100