Ноло Т. Торлуин Новый год по старинке Новый год - единственный праздник, который, как кажется современному русскому человеку, был всегда, вне зависимости от политической и экономической ситуации. Кажется, что всегда 1 января в русских домах сияли разноцветными огнями разукрашенные елки, приходили в дома бородатые деды Морозы в долгополых красных шубах с мешком подарков в сопровождении девицы-Снегурочки… Но это - лишь миф, рожденный нашим сознанием. В древности новый год по традиции отмечали 1 марта. С пятнадцатого века к народному новому году прибавился церковный, который торжественно праздновался первого сентября. А первое января было лишь одним днем в длинной череде праздников - от Рождества до Крещения. Называлось оно вечером Василия Кесарийского или щедрухой и отмечалось большим - по мере возможностей семьи - пиром. Главным блюдом считался кесарийский поросенок, обжаренный целиком. Современные россияне названия праздника уже в большинстве своем не помнят и поросят не жарят, но представить себе Новый год без новогоднего стола не никто не может. Все изменилось при великом энтузиасте всевозможнейших реформ - Петра Первом. Ему не понравилось путаница с новогодними праздниками, и он решил покончить с ней, как говорится, одним махом. В конце 1699 года ошеломленные россияне услышали следующий указ: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Народ инициативы Петра не одобрил. По России прокатился глухой ропот. Возмущались не только простецы. От многих "благородных", занятых "подобно черни предубеждениями", слышались даже и "хульные слова". "Как мог Государь переменить солнечное течение?" - спрашивали друг друга они, свято веруя, что Бог "сотворил свет в сентябре месяце". Понадобились специальные разъяснения официальных лиц и в частности, "придворного" святителя Петра Феофана Прокоповича, который подобные измышления просто высмеял. До бунтов дело не дошло. Лишь кое-где появились в народе листки с "бранными писаниями". Но Петр, не обращая на них никакого внимания, своим указом запретил праздновать Новый год "каким бы то ни было образом" 1 сентября. А 15 декабря 1699 года барабанный бой у Кремлевской стены привлек внимание москвичей. Толпы народа бросились на Красную площадь. А там уже был устроен высокий помост, с которого царский дьяк громко зачитал указ о "новом счислении лет". Однако инициативу императора - то есть, простите, тогда "всего лишь" царя Всея Руси - постигла судьба его новых реформ. После смерти Петра Великого все надолго забыли о чужеземном обычае украшать на Новый год дома елками. Да и не был этот праздник особенно популярным, уступая привычному Рождеству Христову. Так было не только в России, но и в Европе. Кстати говоря, придумал украшать елку на рождество никто иной как… Мартин Лютер, реформатор католического учения, приобретший огромную популярность в европейском мире. Возвращаясь однажды домой накануне Рождества, великий еретик возвел взор на небо, усыпанное яркими звездами. Казалось, что звезды сияют и на крышах домов, и на ветвях деревьев. Придя домой, он решил установить у себя дома маленькую елочку и украсить ее зажженными свечами. Детям это понравилось. Елка была видна с улицы на фоне окна, соседи пришли в восторг и решили не отставать. Дети, как известно, очень любопытны. И их очень волновал вопрос, откуда в доме вдруг появляется елка? Взрослые отвечали на него в меру своего разумения. Среди приносящих елку числились Младенец Иисус - по западному образцу, бабушка Зима, старичок-кулачок… Детям девятнадцатого века, как видно, больше всего импонировал именно старик с длинной бородой. Постепенно вместе с елкой он стал приносить детям и подарки. Однако как же его звали? А как кому нравилось. Святой Рупрехт, святой Николай, Санта-Клаус, Ёлкич, рожедственский или святочный дед… Однако все чаще и чаще на домашних праздников детям объясняют, что подарки им принес Дед Мороз. Трансформация мифа о Морозе - тоже одна из загадок национального сознания. В славянской мифологии повелитель холодов и метелей Мороз Морозович (или Иванович) не отличался ни добротой, ни склонностью дарить подарки. Чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей: "Погоди, Мороз идет, он тебя..." Мороза представляли в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. "Где он пройдет - там жди жестокой стужи", - говорили русичи. Но со временем образ Мороза кардинально изменился. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков, он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. В сказке Владимира Одоевского "Мороз Иванович", которая стала предвестием нынешнего новогоднего мифа, образ будущего деда Мороза еще далек от знакомого нам новогоднего персонажа: календарная приуроченность сказки - не Рождество и не Новый год, а весна (Мороз Иванович живет в колодце, оттого что "жарко становится"); не он приходит к детям, а дети приходят к нему; да и подарки его - это лишь плата за службу. И все же образ этот уже узнаваем: "добрый Мороз Иванович" - "седой-седой" старик, который как "тряхнет головой - от волос иней сыплется"; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает "горстью серебряных пятачков", однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. Заботясь о природе, он покрывает снегом озимые всходы; попечительствуя о людях, стучит в окошки, чтоб "не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать". Так начиналась для российских детей новая сказка. К началу ХХ века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа: "Дедушка-мороз внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки". До революции Дед Мороз был популярен только в городах. Он стал еще одним символом существования деревенской Руси и городской России - двух непохожих друг на друга миров, каждый из которых не интересовался тем, чем живет другой. Да и могло ли в патриархальной русской деревне, которая продолжала жить мифами предков, закрепиться столь явно чужое нововведение? Городские люди уже давно жили по-другому. И уже в начале двадцатого века большевики боролись со сказочным Дедушкой в рамках борьбы с религией. Превращенные в "религиозный хлам" Рождество, елка и Дед Мороз оказались в одном смысловом ряду: "Ребят обманывают, что подарки им принес дед-мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются "милой" елочкой и "добрым" дедом-морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала"… Происхождение этого "старорежимного" образа возводилось к "духу елки", которому первобытные люди вешали на деревья жертвы и "который превратился в деда-мороза"… Все это - типичные цитаты двадцатых годов. Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 28 декабря 1935 года, когда вышел номер "Правды" с установочной статьей Павла Постышева, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние - но не рождественские, как прежде, елки. Восьмиконечную вифлеемскую звезду (один из символов Рождества Христова), водружаемую на верхушку, было велено заменить на пятиконечную, желательно красную. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, что и привело к появлению Снегурочки. Перед войной с елкой и с Дедом Морозом встретились, наконец, крестьянские дети - питомцы новой, советской деревни, на свою беду привлекшей внимание властей, именовавших себя рабоче-крестьянскими. Такова - очень вкратце - история появления в России всенародно любимого праздника, которая дает немало пищи для размышлений о хрупкости традиций и о том, как легко иногда принимают дети то, что казалось дикостью их отцам. |
39 фильтры для очистки воды , фильтры для воды.49