Побуждение к духовной практике Созданная благодаря заслугам живых существ и тибетского народа эманация Арьи Манджушри проявилась как Трисонг Дэцен, бодхисаттва и дхармараджа. С просьбой построить храм, называемый Самье, Спонтанное Исполнение Безграничных Желаний, и с намерением распространять и разъяснять Дхарму в Тибете он пригласил Лобпона-бодхисаттву и принял обет бодхичитты. Дабы показать созревание и освобождение пробужденного ума, он пригласил Падмасамбхаву, великого учителя из Уддияны. Дабы показать, что необходимо распространять упомянутое и способствовать его процветанию, он пригласил пандиту Вималамитру. Дабы показать высшую полноту и самосовершенство учений о просветлении тела, речи и ума, он воздвиг достославный Самье и провел ритуалы освящения и наделения. Так он распространял Дхарму Будды здесь, в Тибете, и благодаря ему учение и практика Сутры и Тантры засияли как восходящее солнце.Благодаря силе его намерения и сострадания в Тибет прибыл великий видьядхара, известный под именем Падмасамбхава, эманация трех кайя. В течение всего своего пребывания в Тибете Падмасамбхава даровал великому царю и другим своим главным ученикам, а также всем счастливым людям бесчисленные глубокие и обширные наставления. Из множества наставлений, которые он дал мне, Цогъял из рода Карчен, я записала здесь сжатое изложение всех учений об условном смысле, побуждающих к духовной практике. МАХАКАРУНИКА САМАТИ А Гуру Падма сказал: Цогъял, необходимо практиковать учение, которое дает освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделенное свободами и достоинствами. Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно, как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы. Причина такой трудности - в том, что шесть классов существ подобны груде зерна. Существа ада, голодные духи и животные - это нижняя половина груды. Асуры - верхняя половина, а боги и люди - самая верхушка. Если сравнить число людей и существ других форм, то покажется, что обрести человеческое тело просто невозможно. Попробуй-ка, Цогьял, пересчитать существ шести миров! И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, если, несмотря на такие трудности, благодаря прошлым заслугам удается обрести человеческое тело, очень трудно практиковать святую Дхарму, если не обладаешь совершенными органами чувств, если ты глух, слеп или нем. Если родишься в семье с ложными нигилистическими взглядами, то не придешь к учению Будды. Ныне мы родились в цивилизованной стране, где существует Дхарма Будды. Мы обрели то, чего трудно достичь, - драгоценное человеческое тело - и, поскольку наши органы чувств пока невредимы, можем встретиться с возвышенными учителями, можем войти в учение Будды, практиковать святую Дхарму и общаться с братьями по Сангхе. Если в это время мы не станем практиковать учения, несущие освобождение и Просветление, то это драгоценное человеческое тело пропадет зря. Не возвращайся с пустыми руками, побывав на острове сокровищ! Нужно переплыть океан, пока есть судно, - не упусти лодку человеческого тела! Мы стоим на грани между счастьем и страданием - не создавай беду своими руками! Настало время, когда разделяются дороги, ведущие вверх и вниз, - не бросайся в пучину низших миров! Настало время показать разницу между мудростью и глупостью - не лопочи и не глазей, как слабоумный! Настало время для увеличения заслуг - не связывай себя делами и иди налегке! Настало время увидеть, кто велик, а кто ничтожен, - не ищи Просветления в выгоде и славе! Я постоянно испытываю жалость к существам, которые покидают эту жизнь с пустыми руками! И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, я говорил об этом всем, но никто не слушает. Как только Мара Смерти схватит тебя, уже не будет возможности освободиться. Разве можно быть довольным жизнью, когда смерть приходит ко всем неожиданно и внезапно? Разве можно быть довольным своим потомством и богатством, когда ничто из этого не поможет на пороге смерти? Разве можно быть таким самоуверенным, когда тебя сопровождают только добрые и дурные дела? Сейчас у нас есть возможность выбирать что угодно, но люди заявляют, что не могут практиковать Дхарму. Всегда готовые надрываться ради пропитания и одежды, они заявляют, что у них нет времени для духовной практики. Неутомимые в сансарной суете, они жалуются, что не могут перенести малейшие трудности в том, что касается Дхармы. Они способны непрерывно терпеть мучения, но заявляют, что не могут провести хотя бы лето или зиму в блаженном состоянии духовной практики. И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, чрезвычайно важно упражняться в духовной практике, пока еще молод. Когда состаришься и захочешь послушать учения, твои уши не будут слышать. Захочешь учиться, но внимание уже притупилось и память отказывает. Люди, в молодости не проявляющие никакого интереса к практике Дхармы, - просто глупцы! И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, если сейчас не достигнешь освобождения, то только глубже погрузишься в страдания бытия, где бы ни произошло твое следующее перерождение. Если не будешь жить в ритодах, то, где бы ни был твой дом, ты поселишься в темнице сансары. И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, ничто другое не поможет тебе перед лицом смерти, поэтому поступай так: найди учителя, который воплощает учение махаяны, получи устные наставления, включающие истинное постижение природы ума. Найди надежное место для затворничества, где есть всё необходимое, и оставайся там. Практикуй с неиссякаемыми упорством. Если не избавишься от отвлечения, будет трудно достичь чего-либо с помощью духовной практики! И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, разве ты не слышала, что все твои предки умерли? Самый главный корень благих качеств - всем сердцем воспринять непостоянство, поэтому никогда не забывай угрозы смерти! Самый главный корень дурных деяний - вера в то, что всё вечно, поэтому вырви его! Если мысль о непостоянстве поистине влилась в твой поток бытия, все благие качества пути освобождения нагромоздятся горой. Поэтому зароди внутреннее убеждение о бесполезности любых мирских дел! Отбрось бессмысленную суету этого мира! Твердо вступи на путь освобождения! Не цепляйся за материальное! Пойми: всё, что отвлекает, есть Мара! Пойми, что желанные объекты чувств - просто обман! Всегда ощущай, что медлить нельзя! Если так поступать, идам дарует сиддхи, дакини пошлют благословение, будды дадут уверенность и ты быстро достигнешь Просветления - всё это произойдет потому, что непостоянство воспринято всем сердцем. И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, вообще сансара не имеет ни начала, ни конца, но ты как человек должна пережить и ее начало, и ее конец! Пусть твоя сила, власть и способности велики - они не смогут одолеть Мару Смерти. Обеспечь себе ныне благополучие в следующих жизнях: ведь страдания адов невозможно пережить! Голод и жажда голодных духов нестерпимы. Тяготы животных ужасны. Перемены в жизни людей чаще всего ужасны. Постоянная борьба асуров невыносима. Падение богов ужасно. Все существа вращаются в этом порочном круге и не могут спастись от волн рождений и смерти. Ничто не имеет смысла, если не выберешься из пучины шести классов существ, а для этого необходимо развить в себе силу недвойственного осознавания! И еще сказал Гуру Падма: Цогьял, если желаешь освободиться от сансарного бытия, поступай так: Твои привязанность и неприятие - это заблуждение, ошибочное мышление. Отсеки его! Вера в "я" - корень и основа сансары. Вырви его! Спутники и родственники - цепи, которые тянут тебя вниз. Разруби свои узы! Мысль о врагах и демонах - пытка для ума. Отбрось ее! Безразличие пресекает жизненную силу освобождения. Оставь его! Зависть - буря, которая разрушает всё благое. Устрани собственные ошибки! Родной край - темница демонов. Избегай его, как яда! Грубые слова - отравленное оружие. Сдерживай язык! Неведение - самое темной из омрачений. Зажги светильник учебы и размышления! Всё воспринимаемое тобой - иллюзия. Пусть она освободится сама собой! Поступая так, ты отвратишься от сансарного бытия! |