Мифология. Авторская программа


Лекция 3. Эпос и мифология

Эпическая установка на достоверность — причина трансформации образов: со сменой типа мышления, системы ценностей меняется и представление о герое. Историю эпоса можно рассматривать как историю самоописания человека.

В ходе трансформации эпических образов можно выделить четыре типа, иначе говоря, четыре поколения героев. Это, разумеется, не исключает существования переходных типов, а также совмещения черт различных поколений в одном образе.

Эпический герой — наследник образа первопредка, лишенный, однако, магических способностей (только в чрезвычайно архаических сюжетах герой прибегает к магии). Главный герой архаического эпоса также амбивалентен, он в родстве со своим врагом, откуда неизбежность ссоры лучшего из богатырей с эпическим государем или богатырским племенем.

В центре архаического эпоса стоит инициация героя, в ходе которой он получает от своих иномирных родственников предметы и качества, делающие его богатырем. Патрон инициаций — владыка иного мира, как правило, неподвижный исполин (первое поколение героев, в то время как архаический герой — главный герой эпоса — второе). Большинство сказаний о боях архаического героя с чудовищами также содержат инициатические мотивы, однако образ чудовища ближе к архаическому герою, чем к великанам первого поколения.

Герой архаического эпоса сражается, побуждаемый чувством личной ненависти к врагу, ему чужд патриотизм — он сражается с врагами мира людей только потому, что они его личные противники. Архаический герой нередко предстает губителем своих товарищей (эта черта сохраняется и в классическом эпосе, вплоть до литературного — например, Роланд).

С приходом ранней государственности к эпическому герою предъявляются моральные требования, иномирность воспринимается решительно негативно. Раннегосударственный герой (третье поколение) — это идеальный человек, воплощение эпических норм. Наряду с ним существует архаический герой, образ которого подвергается существенной редакции: последовательно смягчаются аморальность и анормальность, появляется патриотизм и т.п. В раннегосударственном эпосе многие архаические мотивы проходят через отрицание: например, брак с хозяйкой иного мира превращается в отвержение любви богини.

С закатом эпической эпохи на первый план вновь выходит герой-трикстер, прямой наследник образа первопредка, однако теперь его хитрость воспринимается как знак физической слабости. Такой герой (четвертое поколение) — обыкновенный человек, предпочитающий мирную жизнь боям.

 

Литература

* Баркова А.Л. Четыре поколения эпических героев // “Человек”, 1996, №6; 1997, №1.

Баркова А.Л. Отличительные черты архаических героев...

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1969.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

 

Семинар
Анализ русских сказок на основе книги В.Я.Проппа “Исторические корни волшебной сказки”.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012