Мифология. Авторская программа |
Лекция 4. Египетская мифология Следы тотемических верований в культах номовых божеств. Сокол — символ Верхнего Египта, богов света; змееборчество богов-соколов; сокол как заместитель Громовержца. Коршун (Нехбет) как богиня-покровительница Верхнего Египта. Кот как воплощение бога Ра, богини Баст; почитание и бальзамирование кошек. Лев, его связь с пустыней, богиня Тефнут-Сохмет как львица; образ сфинкса. Волк (Упуат, или Вепуат) и шакал (Анубис), их связь с миром мертвых. Павиан и ибис как ипостаси бога Тота. Баран как воплощение бога Хнума, а также души “Ба”. Амбивалентность змеи. Благие змеи: Уаждет (богиня-покровительница Нижнего Египта), Рененут(-ет) — богиня плодородия, Меритсегер — покровительница фиванского некрополя; их связь с миром мертвых как источником изобилия. Змея “урей” на челе фараона как его божественная защита. Змеи-враги: Апоп, еженощно повергаемый Ра, Сет в некоторых мифах и другие враги солярных богов. Мифологическое тождество змея, бегемота, крокодила. Бык Апис: переплетение культа быка с культом фараона, умерщвление Аписов по аналогии с ритуальной казнью царей (через утопление, т.е. без пролития крови) и их бальзамирование. Апис как бог плодородия. Связь Аписа с Птахом, Ра, Осирисом, позднейшая трансформация в Сераписа. Священная корова как Богиня-Мать: миф о корове, рождающей солнце (т.е. творящей мир); корова как прародительница и поглотительница фараона. Нут: священная Корова, небо, океан и крыша мира одновременно. Миф о разделении земли и неба. Причины представления неба женщиной, а земли — мужчиной. Родство имен Нут и Нуну (изначальный океан, хаос). Космогонические системы. Гелиопольская Эннеада (девятка богов). Творение мира как творение земли. Общемировой мотив порождения мира братом и сестрой. Боги как первопредки. Р.Антес о связи гелиопольской космогонии с ритуалом интронизации в Древнем царстве. Отождествление фараона и Гора; Гор и Осирис как живая и мертвая ипостаси одного и того же бога. “Мемфисский теологический трактат”. Птах как бог, творящий силой Слова; источником мира является мысль, порожденная в сердце. Близость трактата к учению Филона Александрийского и евангельским представлениям о Логосе. Гермопольская космогония. Абстрактная Эннеада богов и богинь (символизирующих первозданный океан, бесконечность пространства, мрак, невидимое) во главе с Тотом. Тот как бог-демиург, победитель мрака. Тот как бог мудрости, магии, отсюда Тот как писец богов, “Владыка Истины”. Позднейший Тот-Гермес. Солярные сказания. Возвышение культа Ра. Ра как бог света. Отождествление Ра с Атумом. Дальнейшее слияние образов Ра и Амона. Амон-Ра как верховный бог. Змееборчество солнечных богов. Миф о Горе Бехудетском, повергающем врагов Ра. Трансформация змееборчества в мифе “Ра и змей почтенный”; имена Ра как описание его функций, а также отождествленных с ним богов. Инициатические мотивы в “Бое Ра с Апопом”; общемифологический образ змея—поглотителя воды. Мифы об удалении Ока. Око как символ жизненных сил бога и всей страны; удаление Ока приводит к владычеству смерти. Утрата Осирисом своего Ока и возвращение его ему Гором, благодаря чему Осирис воскресает для жизни в царстве мертвых. “Возвращение Тефнут-Хатхор из Нубии” и “Истребление людей”, где богиня Тефнут в образе львицы покидает Ра, что приводит (прямо или косвенно) к гибели людей, возвращение богини-Ока возвращает жизнь. Миф об удаляющемся и возвращающемся Звере как первая ступень мифа об умирающем и воскресающем боге.
Литература * Матье М.Э. Мифы древнего Египта. Л., 1940. Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифология древнего мира. М., 1977, с. 70-78. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |