Мифология. Авторская программа



Лекция 9. Скандинавские боги. Творение мира

“Старшая” и “Младшая Эдда”. Снорри Стурлусон и его “Эдда” как учебник поэтики. Возможные этимологии слова “Эдда”. Вопрос об относительной хронологии “Старшей” и “Младшей Эдды”. Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение “Эдды” к поэзии скальдов.

Космогония и космография. Представление о центре мира как средоточии блага: Мидгард — мир людей, Асгард — мир небесных богов. Ясень Иггдрасиль как мировая ось, задающая вертикальное членение мироздания (Асгард—Мидгард—Хель). Олени и карлики как воплощение четырех сторон света; олень как ипостась Бога Земли. Утгард (Ётунхейм) — мир великанов, находящийся “за пределами”, внешний. Север и восток как области смерти, обитель инеистых великанов (хримтурсов). Муспелль — страна огненных великанов. Тождество противоположностей в представлении о мире великанов. Ванахейм — обитель богов плодородия ванов. Противопоставление асов и ванов как небесных и хтонических богов; общеевразийский сюжет о победе небесных сил над хтоническими. Карлики-альвы и их мир (Альфархейм, Свартальфархейм).

Разделение представлений о мире мертвых: противопоставление Хель и Вальхаллы. Богиня Хель: тождество хозяйки смерти ее владениям. Черты богини смерти у Фрейи. Бог Один как предводитель мертвых воинов.

Типологическое тождество скандинавских космогонических мифов архаическим сказаниям народов Сибири. Великан-первопредок Имир (“близнец”) как двуполое существо, типологический аналог порождающей пары близнецов. Происхождение богов, кровное родство и вражда асов и турсов в сопоставлении с греч. олимпийцами и титанами, инд. дэвами и асурами и т.п. Сотворение асами мира из тела Имира как общемифологический мотив.

“Доделывание” богами людей как более архаический мотив, чем создание. Дерево как жизненная сила.

Один как бог вождей и воинов. Жертвоприношения воинов Одину; Один как губитель тех, кто ему служит; Один как повелитель валькирий. Один как бог смерти: волки и вороны Одина; его одноглазость как аналог слепоты богов царства мертвых. Вальхалла. Германские представления о Водане — главе Дикой Охоты. Ярость и мудрость Одина: одновременно и бешенство, и поэтический экстаз, вдохновение. Берсерки. Неразрывная связь понятий “мудрость” и “поэзия” в архаическом обществе; Один, говорящий стихами. “Женовидность” Одина, проявляющаяся в колдовстве: колдовство как женское занятие; “женовидность” как показатель сверхмогущества бога.

Один и синий цвет. Синий цвет как символ нижнего мира, севера, смерти. В исландских сагах синюю одежду носит либо идущий на убийство или праведную месть (а также подстрекающая к тому или другому), либо колдунья, либо явившийся среди людей Один. Общеевропейская традиция изображать волшебника в синем.

Один и шаманская инициация. Мудрость как вода в мифе об Одине, отдавшем глаз за право испить мудрости; одноглазость Одина как знак всеведения (анормальное выражение признака означает его сверхпроявление). Один, повесившийся на Иггдрасиле ради постижения мудрости, — типологическая аналогия с шаманскими инициатическими мифами. Мотив принесения богом себя в жертву и его трактовка. Индоевропейские мотивы в похищении Одином меда поэзии, сопоставление с мифом о Прометее.

Фригг — супруга всеведущего бога как богиня судьбы; царица богов как покровительница свадеб и замужних женщин (ср. Гера). Отголоски полиандрии (многомужества) в образе Фригг.

Тюр — оттесненный на второй план индоевропейский верховный бог. Однорукость Тюра в связи с одноглазостью Одина.

Тор как защитник мира людей. Черты архаического героя у Тора. Змееборчество Тора в сопоставлении с “основным индоевропейским мифом”. “Песнь о Трюме” и “Песнь о Хюмире”: трансформация мифа о культурном герое, добывающем волшебные предметы из иного мира. Эпические и сказочные мотивы в “Поездке Тора в Утгард”.

Ваны — божества плодородия и изобилия. Ньёрд — индоевропейский бог “низа” вселенной (корень Mr /Nr со значением нижнего мира, смерти, моря, мрака и т.д.); амбивалентность “нижнего” мира: Ньёрд как бог богатства и торговли. Брак Ньёрда с собственной сестрой и его детей между собой — частный случай снятия половых запретов для богов плодородия. Фрейя как наследница образа Богини-Матери: богиня любви и богиня смерти. Гипотеза о тождестве Ода и Одина, Фрейи и Фригг и позднейшем расщеплении образов. Фрейр, бог плодородия и света. Символика света в “Поездке Скирнира”: Герд как богиня света (общемифологический образ сияющих женских рук), Скирнир — “сияющий”, наградой ему служит меч, способный сразить огненного великана. Общность характеристик свата героя и противника героя.

 

Литература

* Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л., 1970. Раздел “Видение Гюльви”.

* Старшая Эдда: Песни о богах // Старшая Эдда. М.-Л., 1975. Или: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Эдда. Скандинавский эпос / Пер., предисл. и ком. С. Свириденко. М., 1917.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 137-152.

Мелетинский Е.М. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968.

Стеблин-Каменский М.И. Миф.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012