Мифология. Авторская программа |
Лекция 9. Скандинавские боги. Творение мира “Старшая” и “Младшая Эдда”. Снорри Стурлусон и его “Эдда” как учебник поэтики. Возможные этимологии слова “Эдда”. Вопрос об относительной хронологии “Старшей” и “Младшей Эдды”. Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение “Эдды” к поэзии скальдов. Космогония и космография. Представление о центре мира как средоточии блага: Мидгард — мир людей, Асгард — мир небесных богов. Ясень Иггдрасиль как мировая ось, задающая вертикальное членение мироздания (Асгард—Мидгард—Хель). Олени и карлики как воплощение четырех сторон света; олень как ипостась Бога Земли. Утгард (Ётунхейм) — мир великанов, находящийся “за пределами”, внешний. Север и восток как области смерти, обитель инеистых великанов (хримтурсов). Муспелль — страна огненных великанов. Тождество противоположностей в представлении о мире великанов. Ванахейм — обитель богов плодородия ванов. Противопоставление асов и ванов как небесных и хтонических богов; общеевразийский сюжет о победе небесных сил над хтоническими. Карлики-альвы и их мир (Альфархейм, Свартальфархейм). Разделение представлений о мире мертвых: противопоставление Хель и Вальхаллы. Богиня Хель: тождество хозяйки смерти ее владениям. Черты богини смерти у Фрейи. Бог Один как предводитель мертвых воинов. Типологическое тождество скандинавских космогонических мифов архаическим сказаниям народов Сибири. Великан-первопредок Имир (“близнец”) как двуполое существо, типологический аналог порождающей пары близнецов. Происхождение богов, кровное родство и вражда асов и турсов в сопоставлении с греч. олимпийцами и титанами, инд. дэвами и асурами и т.п. Сотворение асами мира из тела Имира как общемифологический мотив. “Доделывание” богами людей как более архаический мотив, чем создание. Дерево как жизненная сила. Один как бог вождей и воинов. Жертвоприношения воинов Одину; Один как губитель тех, кто ему служит; Один как повелитель валькирий. Один как бог смерти: волки и вороны Одина; его одноглазость как аналог слепоты богов царства мертвых. Вальхалла. Германские представления о Водане — главе Дикой Охоты. Ярость и мудрость Одина: одновременно и бешенство, и поэтический экстаз, вдохновение. Берсерки. Неразрывная связь понятий “мудрость” и “поэзия” в архаическом обществе; Один, говорящий стихами. “Женовидность” Одина, проявляющаяся в колдовстве: колдовство как женское занятие; “женовидность” как показатель сверхмогущества бога. Один и синий цвет. Синий цвет как символ нижнего мира, севера, смерти. В исландских сагах синюю одежду носит либо идущий на убийство или праведную месть (а также подстрекающая к тому или другому), либо колдунья, либо явившийся среди людей Один. Общеевропейская традиция изображать волшебника в синем. Один и шаманская инициация. Мудрость как вода в мифе об Одине, отдавшем глаз за право испить мудрости; одноглазость Одина как знак всеведения (анормальное выражение признака означает его сверхпроявление). Один, повесившийся на Иггдрасиле ради постижения мудрости, — типологическая аналогия с шаманскими инициатическими мифами. Мотив принесения богом себя в жертву и его трактовка. Индоевропейские мотивы в похищении Одином меда поэзии, сопоставление с мифом о Прометее. Фригг — супруга всеведущего бога как богиня судьбы; царица богов как покровительница свадеб и замужних женщин (ср. Гера). Отголоски полиандрии (многомужества) в образе Фригг. Тюр — оттесненный на второй план индоевропейский верховный бог. Однорукость Тюра в связи с одноглазостью Одина. Тор как защитник мира людей. Черты архаического героя у Тора. Змееборчество Тора в сопоставлении с “основным индоевропейским мифом”. “Песнь о Трюме” и “Песнь о Хюмире”: трансформация мифа о культурном герое, добывающем волшебные предметы из иного мира. Эпические и сказочные мотивы в “Поездке Тора в Утгард”. Ваны — божества плодородия и изобилия. Ньёрд — индоевропейский бог “низа” вселенной (корень Mr /Nr со значением нижнего мира, смерти, моря, мрака и т.д.); амбивалентность “нижнего” мира: Ньёрд как бог богатства и торговли. Брак Ньёрда с собственной сестрой и его детей между собой — частный случай снятия половых запретов для богов плодородия. Фрейя как наследница образа Богини-Матери: богиня любви и богиня смерти. Гипотеза о тождестве Ода и Одина, Фрейи и Фригг и позднейшем расщеплении образов. Фрейр, бог плодородия и света. Символика света в “Поездке Скирнира”: Герд как богиня света (общемифологический образ сияющих женских рук), Скирнир — “сияющий”, наградой ему служит меч, способный сразить огненного великана. Общность характеристик свата героя и противника героя.
Литература * Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л., 1970. Раздел “Видение Гюльви”. * Старшая Эдда: Песни о богах // Старшая Эдда. М.-Л., 1975. Или: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. Эдда. Скандинавский эпос / Пер., предисл. и ком. С. Свириденко. М., 1917. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 137-152. Мелетинский Е.М. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968. Стеблин-Каменский М.И. Миф. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |