Мифология. Авторская программа |
Лекция 12. Древнейшие верования славян Проблемы изучения русского язычества: отсутствие фиксации высшей мифологии, которая лишь реконструируется по поучениям против язычества, спорадическим упоминаниям богов в летописях и “Слове о полку Игореве”, данным сравнительно-исторической лингвистики и фольклора. Несостоятельность представлений о “русских Ведах”, “Велесовой книге” и т.п. Тотемические верования. Культ волка (“лютого”) как прародителя: племена лютичей; Геродот о неврах (славянах), превращающихся на зимнее солнцестояние в волков (т. е. рядящихся в шкуры). Волкодлак (ю.-сл. вурдалак) — волк-оборотень, языческий жрец. Этимологическая близость слов “волк” и “волхв”. Волк как пожиратель чертей. Волки в свите светлого бога Ярилы (позднее — св. Георгия; ср. греч. Аполлона Ликейского-Волчьего). Медведь как хозяин иного мира. Табуированность его имени (“медведь” — “медоед”, другая форма имени — “бер”, т. е. “бурый” в слове “берлога”). Медведь как воплощение жизненных сил природы (в частности, по материалам сказок типа “Медвежье Ушко”), медвежья лапа в хлеву как оберег скота. Черты медведя у лешего и бога Велеса. Рогатая олениха (лосиха) как воплощение солнечного света: общеевропейский миф о двух оленихах, подательницах света и жизненных благ. Миф об олененке, приводимом оленихой на заклание, в сопоставлении с греческим мифом об Артемиде и Ифигении. Оленьи рога как оберег на кровле дома или в сенях. Рогатая кика (кичка) русских женщин — уподобление себя богине. Конь-солнце, его отражение в убранстве русской избы: “конек” на крыше символизирует полуденное солнце, подкова в сенях как оберег. Амулет в виде двух конских голов, означающий дневное и ночное движение солнца, защита в течение всех суток. Белый конь Ярилы и св. Георгия. Бык как общемифологический символ мужской силы, новогодняя игра “в бычка”; бык как ипостась Громовержца, “ильинский бык”. Петух, его соотнесение с огнем и любовной страстью. Заяц — “женишок”, заяц в “Повести о Петре и Февронии”; заяц как воплощение злого духа, черта. Собака, ее связь с миром мертвых и мудростью, приобщение к мудрости через ее мясо (“собаку съел”). Заимствованный из финно-угорской мифологии образ утки как творца мира и его отражение в белокаменной резьбе. Противопоставление сокола и ворона как света (молнии) и тьмы, молодости и старости (смерти), военной силы и мудрости. Белая лебедь как символ девушки, невесты; лебединые крылья русалок-вил, Девы Обиды в “Слове о полку Игореве”. Малые божества. Домовой как обобщенный образ умерших предков. Чуры как изображения умерших, их типологическая связь с гермами и Шивой Лингамурти (см. лекции 6 и 17); мольба к предку “чур меня (защити)!”. Место обитания домового — печь, подпечье; роль печи как канала между миром живых и иным. Другие малые божества дома; особенности образа овинника-сварожича. Банник, его связь с навьями, заложными покойниками, т.е. умершими преждевременной, неестественной смертью. Д.К.Зеленин о заложных покойниках и русалках. Б.А.Рыбаков о символике мироздания в серебряных уборах русских княгинь XII в., о резьбе на фронтоне русской избы. Б.А.Рыбаков о славянских капищах, их расположении, устройстве и проводимых ритуалах.
Литература: Баркова А. Л. Верования древних славян // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. I. М., 1996. С. 266 - 278. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. Клингер В. П. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |