Мифология. Авторская программа |
Лекция 13. Боги древних славян Бог подземных вод Ящер. Изображение в женском уборе двуглавого Ящера — поглотителя солнца; следы человеческих жертвоприношений Ящеру в детских играх. “Болотные городища” — святилища Ящера; особенности его культа. Связь Ящера с заложными покойниками. Типологические параллели к образу Ящера в мировой мифологии. Б.А.Рыбаков об отражении культа Ящера в былине о Садко и новгородских летописях. Капище Перынь и культ Ящера. Род и рожаницы. Дискуссия о сущности Рода: от домового до верховного бога. Б.А.Рыбаков о Роде как языческом аналоге Саваофа в поучениях против язычества, как о небесном боге, посылающем дождь и грозу, предшественнике Перуна. Сварог (“небесный”) и Стрибог (“Бог-отец”) как аналоги или эпитеты Рода. Рожаницы: общемифологическая дуальность женских божеств-охранительниц. Рожаницы и оленихи. Слияние рожаничного культа с богородичным. “Трапезы Роду и рожаницам” как праздник урожая. Изображение рожаницы в русской вышивке и кружеве. Славянские богини. Пара Лада и Леля в сопоставлении с божественными оленихами и рожаницами. Лада и Леля в сопоставлении с Фригг и Фрейей, Герой и Гебой: богиня-мать покровительствует замужним женщинам, богиня-дочь — девушкам. Общеславянский и балтийский культ Лады. Имя Лады в свадебной терминологии и детских играх, изображающих земледельческие работы и свадьбу. Имя Лели в понятиях, связанных с младенчеством и девичеством; девичий “ляльник”. Различные трактовки образа Макоши—Мокоши: “мать урожая”, богиня плодородия — или богиня родников, покровительница ткачества. Макошь как богиня женских рукоделий. Празднование двенадцати пятниц в ее честь. Макошь как богиня судьбы. Морена—Марена—Мара как наследница образа Богини-Матери. Индоевропейский корень Mr/Nr в ее имени. Морена как богиня смерти в масленичном ритуале и в былине “Добрыня и Маринка”. Морена—Марья Моревна как воплощение жизненных сил земли. Реконструкция мифа о браке Морены и Купалы на летнее солнцестояние. Боги иранского происхождения. Дажьбог — “бог жары”, воплощение солнечного света, покровитель времени полевых работ. Ритуальные изображения Дажьбога как покровителя посевов. В “Слове о полку Игореве” Дажьбог — покровитель (прародитель?) русского народа. Соответствие Дажьбог—Христос в эпоху двоеверия. Хорс — “солнце, круг” — подчиненный богу света бог солнечного диска. Отражение культа солнца в масленичной обрядности. Спутник богов света и плодородия Семаргл — крылатый пес. Семаргл как охранитель посевов. Велес: эволюция образа. Индоевропейский корень “vel/vr” со значением “мертвый”; этот корень в словах, означающих власть, поэзию, мудрость. Велес как Бог Земли, владыка преисподней, хранитель жизненных благ: от бога-медведя к “скотьему богу”, охранителю домашних животных, в земледельческую эпоху — покровителю осенних полевых работ, а также богу богатства и торговли. В “Слове о полку Игореве” Велес — бог певцов. Родственное имени Велеса понятие “волхв”. Велес/Волос и волосатость: связь с животными, завивание последних осенних колосьев “Велесу на бородку”. Замена Велеса св. Николой. Боги-воины. Ярило — воинственный бог весны. Земледельческая и военная атрибутика Ярилы. Амбивалентность бога: покровитель скота и “волчий пастырь”. Объединение образов Ярилы и св. Георгия и религиозные реформы Ярослава Мудрого (в крещении Юрия). Перун как индоевропейский бог грозы. Узость распространения культа. Атрибутика Перуна (дуб, бык, молот и т. д.). “Основной индоевропейский миф”: сторонники и противники гипотезы о бое Перуна с Велесом. Перун и Кий; змееборчество кузнецов. Збручский идол: отражение славянского пантеона. Расшифровка Б. А. Рыбаковым изображений на идоле. Языческий пантеон Владимира. “Повесть временных лет” о богах Владимирова пантеона. Принцип отбора богов (триада Стрибог—Дажьбог—Макошь как бог-отец, бог-сын и богиня-мать: языческое соответствие христианским образам); Перун как воплощение военной мощи Руси — во главе пантеона. Насильственное введение культа Перуна в Новгороде. Русское двоеверие XI-XII вв. — постепенное вытеснение христианством языческих богов с переносом на христианских святых черт язычества. Мифология в “Слове о полку Игореве”.
Литература Баркова А. Л. Верования древних славян // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. I. М., 1996. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.II. М., 1992. С. 169. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Там же. С. 450-456. Рыбаков Б.А. Указ. сочинения. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |