Женщина с воздетыми руками:
мифологические аспекты семантики образа

Изображения женщины с поднятыми вверх руками широко представлены в прикладном искусстве славяно-финского региона. Наиболее известные образцы – это вышивки северорусских полотенец, древнерусские фибулы, пермские бляшки. В некоторых случаях руки проработаны условно, в других кисть изображена отчетливо, в третьих - вместо ладоней изображены птицы, в четвертых - перед нами либо гипертрофированные кисти с гигантскими растопыренными пальцами (большие пальцы прижаты к вискам), либо рогатая женщина, руки которой касаются рогов. Мы полагаем, что эти изображения имеют сходную мифологическую семантику, однако их нельзя свести к единой "праформе".

Ядром этой мифологемы является Мировое Древо. Отождествление Мирового Древа с женщиной присуще многим культурам. Приведем лишь избранные примеры. На печатях протоиндийской (хараппской) культуры изображена богиня (Богиня-Мать?) либо под деревом, либо в развилке его ветвей; наследием этого образа является общебуддийский иконографический сюжет "Рождение Будды", где его мать Майя стоит под деревом, держась за него рукой. В Древнем Египте Исиду (иногда - с Осирисом или младенцем Гором) изображали в кроне дерева или под деревом. В якутской мифологии богини жизни и здоровья Айыысыт и и Иеихсит живут внутри Мирового Древа. В Скандинавской "Эдде" три норны живут у корней мирового ясеня Игдрассиля. В народной русской традиции на Троицу березку наряжали как девушку. Отождествление Мирового Древа и богини, имеющей черты Богини-Матери, дает ключ к семантике изображений оленерогой женщины. Образ оленя тесно связан с Мировым Древом (самые яркие примеры дает "Эдда" - Эйктюрнир или четыре оленя, маркирующие четыре стороны света), отождествление рогов оленя и лося с ветвями дерева известно не только на мифологическом, но и на лингвистическом уровне ("сук" - "сохатый"). В мифологической картине мира рога оленя устойчиво соотносятся с небесной сферой. Кроме того, эти рога часто предстают золотыми и в некоторых случаях могут символизировать солнечные лучи (Керинейская лань, эвенкийские богини - рогатые оленихи). Отсюда можно предположить, что изображение оленерогой женщины есть частный случай реализации мифологемы "Богиня-Мать как Мировое Древо", где рогатая голова символизирует верхний мир, туловище до пояса - средний, туловище ниже пояса - нижний. О подобной символике человеческого тела много писал Б.А. Рыбаков на языческом материале; на христианском материале эта проблема была разработана Н.И. Толстым.

Если отождествление рук-рогов с верхним миром нуждается в сложных доказательствах, то отождествление рук-птиц с небесной сферой очевидно. Птицерукие женщины, вышитые на северорусских полотенцах, суть то же самое, что оленерогие азиатские богини.

Как известно, Богиня-Мать есть воплощение двуединства жизни и смерти, поэтому нередко она предстает воительницей. В этом смысле чрезвычайно любопытно былинное описание дочери Ильи Муромца (вариант былины о Сокольнике): на ее правом плече сидит соловей, на левом - жаворонок. Эти характеристики не переносятся на мужской вариант данного персонажа. Это описание можно считать актуализацией архетипа птицерукой Богини-Матери (на сугубо подсознательном уровне; ни о каком осколке древнейших верований нет и речи).

Рассмотрим третий вариант этого образа - собственно женщину с воздетыми руками. Иконографическое отождествление рога-руки в ряде случаев очевидно; можем ли мы говорить об отождествлении мифологическом? Мы полагаем, что да. Руки как символ солнечных лучей известны в частности древнеиндийской мифологии (Савитар в Ригведе), однако для нас важнее чисто женская реализация этого представления, ярче всего выраженная в адыгейском сказании об Адиюх. Вкратце оно выглядит так: Адиюх - это женщина со светозарными руками, она живет в башне за рекой, куда можно перебраться только по полотняному мосту, каждую ночь она высовывает руки в окно, благодаря чему ее муж переходит через реку, однажды она этого не сделала и он утонул. Крайне рационализированным вариантом этого мифа является история Геро и Леандра, где нет ни сияющих рук, ни полотняного моста, а есть только светильник в окне Геро. Этот же миф лежит в основе сербской эпической песни "Женитьба краля Вукашина", где Ефросинья, сестра Момчилы (соперника Вукашина), дабы спасти раненого брата, спускает с крепостной стены полотенце, по которому тот пытается взобраться, однако влюбленная в Вукашина жена Момчилы отсекает Ефросинье руки и губит мужа. Как видим, в сербской песне образ рук акцентирован, хотя иначе, чем в адыгейской. Нет сомнения, что сербская песнь мифологична, поскольку рационалистически поступок Ефросиньи необъясним (держать руками полотенце, по которому взбирается мужчина в полном доспехе). Сюжетное ядро трех сказаний просматривается четко: дева со светозарными руками, путь к которой пролегает по полотенцу.

Это полотенце возвращает нас к началу - к образу женщины, вышитому на нем. Полотно и нередко вообще ткань - символ Богини-Матери, мост между земным и сверхъестественным. Это отдельная огромная тема, из которой мы упомянем лишь распространенный у всех народов обычай в священных местах вешать ленточки на деревья (и то, и другое связано с Богиней-Матерью).

Приведенный материал (как фольклорный, так и этнографический) показывает, что женщина с воздетыми руками ассоциируется с Мировым Древом, а ее руки-рога-птицы в данном случае маркируют небесную сферу.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Индия

Античность

Средиземно- морье

Сибирь, Африка, Америка

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012