А.Л. Баркова
Беседы о кимоно

Томесоде эпохи Мэйдзи

или

Скромность = роскошь

Для начала я на всякий случай напомню, что томесоде - это самый торжественный изо всех видов кимоно. Торжественность томесоде (строго говоря, куро-томесоде, т.е. черного) выражается не только цветом, но и гербами - у черного томесоде их пять, и только так. Чуть менее торжественно цветное томесоде (иро-томесоде), у него гербов может быть пять, три, один - и степень официальности соответственно варьируется. В сегодняшней Японии черное томесоде - это только мать жениха или невесты на свадьбе (фактически, наряд на один день в жизни!), а вот сто лет назад такое кимоно могло надеваться по гипер-официальным случаям.
Это всё известные вам банальности, и я это пишу для тех, кого Яндекс сюда случайно занесет.
За сим переходим к делу.

Классические томесоде Мейдзи (1868-1911) - это кимоно, у которого рисунок скромненько располагается по самым уголочкам обеих пол с обеих же сторон. Очень-очень низко. И площадь рисунка - минимальна. Как правило, рисунок повторяется на изнанке; иногда с некоторыми вариациями. Позже, в Тайсё (1912-1926), рисунок у томесоде поползет вверх и в сжатые сроки ударными темпами дойдет аж до талии, где с сожалением остановится. Но в Тайсё всё и вся будет напоказ, рисунок до пупа снизу, рукав до пупа сверху (гм, это если кимоно на вешалке, то рукав - до пупа, а уж если оно надето, то "короткий" рукав Тайсё будет длиннее "длинного" Мейдзи).
Вот вам два кимоно для сравнения. Слева - типичая, извиняюсь за выражение, тайсёвина. Справа - фактически эталон изысканного изящества Мейдзи.

Почувствуйте разницу. И заодно посмотрите на вышивку у Мейдзи - особый вид узла, объемные стежки, совершенно крохотного размера.
За что я безумно люблю такие кимоно - за их запредельную интровертность. Рисунок, который едва виден (то есть видна его 1/4, только левая пола с лица! правая пола и обе изнанки - всё это внутри!). Тончайшая вышивка, которая не видна вообще - без лупы. Красота, которую создавали просто - для себя.

Прошу любить и жаловать, тоже классика. Но рисунок изящнее, вышивка не хуже, а "светящиеся" горы - это вообще моя давняя любовь.
Справа - томесоде из летнего шелка ро (видите, какой он "полосатый"? - это ажурное плетение нитей). И цапли летятЬ. Очаровашки.

Два классических кимоно с крышесносым моном: смотрите, пятилепестковй цветок выложен их ЖУРАВЛЕЙ!

Cледующее кимоно - это пособие по японской археологии. На нем изображены... нет, это не узорные блюдца. Это зеркала, причем брозовые. На материке их начали делать еще в третьем веке до н.э., а в Японии они появились, как трудно запомнить, в третьем веке уже нашей. Махонькие, размером с ладошку, и потому сзади у них тесемочки - на руке держать. Свет мой, зеркальце, скажи, моя ли паста для лица всех белее?
И еще на этом кимоно изображены магатама. Видите, в рисунке такие махонькие как бы запятушки? Это они и есть. Традиционно в Японии в форме запятушки шлифовали нефрит и подобные ему камушки, и такая каменная капелька - магатама - была большой драгоценностью. Сама богиня Аматерасу носила ожерелье из магатама!

Следующее томесоде - для маньяков. Если я вам покажу его общий вид, вы решите, что там вообще нет рисунка. Поэтому я покажу супер-макро:

Слива и сосновые иглы - атрибуты зимы.

И еще одно "маньячное" - иро-томесоде, сиречь цветное.
Масенькие веера, сделанные в ручной (дииииикой!) технике шибори, когда каждый белый ромб - это уголок ткани, перетянутый ниткой и зашитый; такими перетянутыми ромбами вложен узор - а потом ткань окрашивается. Потом, как вы видите, вышивается. Да еще и сама ткань имеет рисунок. Смотрите общий вид кимоно и оценивайте тонкость работы!

Сравнительно редко в это время рисунок на правой и левой поле так вытягивался в длину, что соединялся на спине. И тем более редко превращался в просто полосу узора по всей ширине кимоно. В этом смысле особенно ценно левое - это превосходный пример того, откуда взялась традиция ленты узора на томеоде 1970-х годов. Только в 70-ые эта лента прагматична (где узор не виден - там его и нет), а в Мейдзи - никакой прагматики. В Тайсё такая лента узора "оторвется" от подола, поднимется выше. А здесь, видите, она еще "привязана" силуэтами гор к углам кимоно.

Этот сеанс любования старенькими тряпочками завершает кимоно, которое, признаться, меня поставило в тупик. По расположению узора - вроде нормальный Мейдзи, но - серебрение? Да и цвета... Крупное фото рисунка подозрительно смахивает на гораздо, гораздо более позднюю вещь! Но, к сожалению, купить его у нас не получилось и датировать по ткани мы не смогли...

И, кстати, его эстетика уже вполне понятна неподготовленному, а не только утомленному нарзаном Тайсё. Очень, очень странная зверушка...

Напоследок - пара слов о ценах.
Сегодняшним японцам такие кимоно не нужны. Да, скромно и со вкусом, но это скромность тяжелого времени, сродни нищете. Как говорится, "бедно, но чистенько". И поэтому прабабушкин выходной наряд японцы несут в лучшем случае - к антиквару за весьма скромные деньги, дабы ненормальным иностранцам продал. В худшем же случае - в храм, дабы там сожгли эту старую шмотку и в ней не завелся бакемоно, демон.
Ну, кстати, демоны в таких кимоно реально живут, мы сталкивались. Но то ли воздух России-матушки благоприятен, то ли восторг русских при виде этих кимоно так действует на демона... словом, все проявления характера столетнего кимоно были исключительно добрыми.

*
* *
С вопросами, дополнениями и ахами милости прошу ко мне в жужу ;-)


благодарим за помощь "Мифу"
Стилист
Стилист Оксана Бреусова - это парикмахер, создающий оригинальные и повседневные прически в разнообразных стилях, от классического до авангардного. Стилист визажист необходим при подготовке свадьбы, выпускного бала, вечернего выхода. Помимо всех видов стрижек и укладок предлагается наращивание волос, окрашивание, косички и дреды, а также макияж.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012