А.Л. Баркова
Беседы о кимоно
Томесоде эпохи Мэйдзи
или
Скромность = роскошь
Для начала я на всякий случай напомню, что томесоде - это самый торжественный изо всех видов кимоно. Торжественность томесоде (строго говоря, куро-томесоде, т.е. черного) выражается не только цветом, но и гербами - у черного томесоде их пять, и только так. Чуть менее торжественно цветное томесоде (иро-томесоде), у него гербов может быть пять, три, один - и степень официальности соответственно варьируется. В сегодняшней Японии черное томесоде - это только мать жениха или невесты на свадьбе (фактически, наряд на один день в жизни!), а вот сто лет назад такое кимоно могло надеваться по гипер-официальным случаям.
Это всё известные вам банальности, и я это пишу для тех, кого Яндекс сюда случайно занесет.
За сим переходим к делу.
Классические томесоде Мейдзи (1868-1911) - это кимоно, у которого рисунок скромненько располагается по самым уголочкам обеих пол с обеих же сторон. Очень-очень низко. И площадь рисунка - минимальна. Как правило, рисунок повторяется на изнанке; иногда с некоторыми вариациями. Позже, в Тайсё (1912-1926), рисунок у томесоде поползет вверх и в сжатые сроки ударными темпами дойдет аж до талии, где с сожалением остановится. Но в Тайсё всё и вся будет напоказ, рисунок до пупа снизу, рукав до пупа сверху (гм, это если кимоно на вешалке, то рукав - до пупа, а уж если оно надето, то "короткий" рукав Тайсё будет длиннее "длинного" Мейдзи).
Вот вам два кимоно для сравнения. Слева - типичая, извиняюсь за выражение, тайсёвина. Справа - фактически эталон изысканного изящества Мейдзи.
Почувствуйте разницу. И заодно посмотрите на вышивку у Мейдзи - особый вид узла, объемные стежки, совершенно крохотного размера.
За что я безумно люблю такие кимоно - за их запредельную интровертность. Рисунок, который едва виден (то есть видна его 1/4, только левая пола с лица! правая пола и обе изнанки - всё это внутри!). Тончайшая вышивка, которая не видна вообще - без лупы. Красота, которую создавали просто - для себя.
Прошу любить и жаловать, тоже классика. Но рисунок изящнее, вышивка не хуже, а "светящиеся" горы - это вообще моя давняя любовь.
Справа - томесоде из летнего шелка ро (видите, какой он "полосатый"? - это ажурное плетение нитей). И цапли летятЬ. Очаровашки.
Два классических кимоно с крышесносым моном: смотрите, пятилепестковй цветок выложен их ЖУРАВЛЕЙ!
Cледующее кимоно - это пособие по японской археологии. На нем изображены... нет, это не узорные блюдца. Это зеркала, причем брозовые. На материке их начали делать еще в третьем веке до н.э., а в Японии они появились, как трудно запомнить, в третьем веке уже нашей. Махонькие, размером с ладошку, и потому сзади у них тесемочки - на руке держать. Свет мой, зеркальце, скажи, моя ли паста для лица всех белее?
И еще на этом кимоно изображены магатама. Видите, в рисунке такие махонькие как бы запятушки? Это они и есть. Традиционно в Японии в форме запятушки шлифовали нефрит и подобные ему камушки, и такая каменная капелька - магатама - была большой драгоценностью. Сама богиня Аматерасу носила ожерелье из магатама!
Следующее томесоде - для маньяков. Если я вам покажу его общий вид, вы решите, что там вообще нет рисунка. Поэтому я покажу супер-макро:
Слива и сосновые иглы - атрибуты зимы.
И еще одно "маньячное" - иро-томесоде, сиречь цветное.
Масенькие веера, сделанные в ручной (дииииикой!) технике шибори, когда каждый белый ромб - это уголок ткани, перетянутый ниткой и зашитый; такими перетянутыми ромбами вложен узор - а потом ткань окрашивается. Потом, как вы видите, вышивается. Да еще и сама ткань имеет рисунок.
Смотрите общий вид кимоно и оценивайте тонкость работы!
Сравнительно редко в это время рисунок на правой и левой поле так вытягивался в длину, что соединялся на спине. И тем более редко превращался в просто полосу узора по всей ширине кимоно. В этом смысле особенно ценно левое - это превосходный пример того, откуда взялась традиция ленты узора на томеоде 1970-х годов. Только в 70-ые эта лента прагматична (где узор не виден - там его и нет), а в Мейдзи - никакой прагматики. В Тайсё такая лента узора "оторвется" от подола, поднимется выше. А здесь, видите, она еще "привязана" силуэтами гор к углам кимоно.
Этот сеанс любования старенькими тряпочками завершает кимоно, которое, признаться, меня поставило в тупик. По расположению узора - вроде нормальный Мейдзи, но - серебрение? Да и цвета... Крупное фото рисунка подозрительно смахивает на гораздо, гораздо более позднюю вещь! Но, к сожалению, купить его у нас не получилось и датировать по ткани мы не смогли...
И, кстати, его эстетика уже вполне понятна неподготовленному, а не только утомленному нарзаном Тайсё. Очень, очень странная зверушка...
Напоследок - пара слов о ценах.
Сегодняшним японцам такие кимоно не нужны. Да, скромно и со вкусом, но это скромность тяжелого времени, сродни нищете. Как говорится, "бедно, но чистенько". И поэтому прабабушкин выходной наряд японцы несут в лучшем случае - к антиквару за весьма скромные деньги, дабы ненормальным иностранцам продал. В худшем же случае - в храм, дабы там сожгли эту старую шмотку и в ней не завелся бакемоно, демон.
Ну, кстати, демоны в таких кимоно реально живут, мы сталкивались. Но то ли воздух России-матушки благоприятен, то ли восторг русских при виде этих кимоно так действует на демона... словом, все проявления характера столетнего кимоно были исключительно добрыми.
*
* *
С вопросами, дополнениями и ахами милости прошу ко мне в жужу ;-)
|