Юрий Рерих. По тропам Срединной Азии



Содержание
I Кашмир – Ладак
II От Леха к Хотану. Великий путь Каракорума
III Хотан
IV Хотан – Кашгар
V Великий северный высокогорный путь в Урумчи
VI Урумчи и Джунгария
VII Монголия
VIII Организация экспедиции
IX Урга – Юм-бейзе Кюрен
X Через юго-западную Гоби
XI Джа-лама, воин-священник
XII Среди цайдамских монголов
XIII Через Цайдам
XIV Великое Тибетское нагорье
XV У врат Тибета. Арест в Чу-на-кхе. Караван в опасности
XVI Хорпа и их страна
XVII Наг-чу-ка
XVIII Район великих озер Нагчу дзонг–Сага дзонг
XIX От Сага дзонг в Сикким

КАШМИР – ЛАДАК

Шестого марта 1925 года экспедиция покинула горную базу в Дарджилинге и вместе с ней – гостеприимную страну Сикким. Всегда было замечательно путешествовать по поросшим джунглями склонам восточных Гималаев. Тропическая растительность и бесконечный поток жителей гор, идущих вдоль проезжей дороги, не могут не заинтересовать путешественника. Было совсем темно, когда мы достигли Силигури. Поезд пересек низинную равнину Бенгалии – заросшие джунглями болотистые дороги, где легко подхватить лихорадку, и уже затопленные рисовые поля. Несмотря на черноту тропической ночи, можно было наблюдать странную жизнь, царящую вокруг сверкающих огней многочисленных костров, рассеянных по джунглям и горящих перед входом в маленькие деревенские дома, которые стояли тут и там посреди пальм. Фигуры в белых тюрбанах и дхотиA NAME="COMH1">1 двигались вокруг них, а на железнодорожной станции воздух дрожал от пронзительных криков разносчиков, торгующих чаем, питьевой водой и сигаретами. Казалось, страна живет в напряженном движении, скрытом сумрачным покровом ночи.

Рано утром поезд подъехал к большой станции Силдах. Путешественник, приехавший из горного безлюдья Гималаев, неизменно изумляется при виде полуевропейского-полувосточного города. На улицах Калькутты – современные автомобили, экипажи, запряженные лошадьми, рикши, коровы и разноцветная толпа пешеходов, всё это кажется потоком, в котором причудливо смешались Запад и Восток. После заполненного делами жаркого дня в огромном городе (включая визит в штаб-квартиру Азиатского общества Бенгалии, выдающегося учреждения, являющегося примером благородного сотрудничества западных и восточных ученых) мы снова сели в пенджабский почтовый поезд, чтобы за два дня и две ночи пересечь пыльные равнины северной Индии.

Уже наступало жаркое время года и над горизонтом разливался характерный ослепительный свет.

Вечером восьмого марта мы достигли Равалпинди. За несколько часов до военного городка поезд пересек безводную пустыню песка и камня, рассеченную многочисленными каньонами. После ночи, проведенной в местной гостинице, мы снова продолжили наш путь, но теперь уже на автомобилях. В Равалпинди – атмосфера постоянной боевой готовности большой военной станции. Везде люди в одежде цвета хаки, и только базарная толчея отличается приграничным разноцветием. Красивые хазары и воинственные патханы с границы разгуливают среди групп пенджабцев и жителей нижних равнин.

Автомобильная дорога на Сринагар через Ури так много раз была описана, что мне не стоит слишком долго задерживаться на этой части нашего путешествия. Это одна из лучших автомобильных дорог в мире, и окружающий пейзаж великолепен в любое время. Подъем постепенный, в Ури дорога достигает уровня семи тысяч футов2 над уровнем моря.

Мы провели ночь на постоялом дворе в Гархи, маленькой кашмирской деревушке на высоте 2628 футов. Вечером мы любовались мусульманским праздником Барк-Ид, когда вся сельская местность бурно приветствует приход весны. Огненные хороводы мужчин, размахивающих факелами, движутся по холмам вдоль берега реки, а над ними высятся темные силуэты гор. Незабываемая картина индийской весны!

Следующее утро привело нас в Ури, живописную деревню с крепостью, расположенную на высоте 4370 метров. Горный ландшафт вокруг Ури исключительно красив, белеющий то тут, то там снег оттеняет глубокую синеву окружающих гор. После Ури мы миновали разрушенный храм Бранкутри, похожий на храмы Кашмира времен индийского средневековья. Около полудня мы проехали через городок Барамулла. Этот день был удивительно ясным и нам была отлично видна гора Нанга Парбат, достигающая 26 900 футов в высоту.

В нескольких милях от города Сринагара проходит одна из самых прекрасных дорог в мире, вдоль которой растут ряды высоких тополей. Вокруг простирается знаменитая Кашмирская равнина, окруженная очень высокими снежными горами.

Примерно в три часа дня мы въехали в сам город Сринагар, где на нас немедленно накинулась пестрая толпа кашмирцев, орущих и вопящих, ругающихся друг с другом, расхваливающих кашмирские изделия, плавучие дома, шираки и другие прелести Кашмира. Это было довольно жалкое зрелище.

Мы устроились в гостинице Недоу и наконец начали приготовления к путешествию в Ладак и пустынные земли Китайского Туркестана, лежащие за высокогорными путями Каракорума и Санджу. Для долгого и трудного путешествия по горам нужно основательно подготовиться, каждая деталь должна быть тщательно проверена, поскольку такое путешествие, как путь из Кашмира в Китайский Туркестан через высочайшие горные хребты мира, требует исключительной предусмотрительности, заботы и внимания. Шринагар – это последнее место, где можно завершить подготовку и запастись провизией. Кашмирские ремесленники прославлены своей работой и, если за ними следить, они изготавливают вполне пригодное снаряжение. В городе есть несколько местных мастерских, где делают превосходную зимнюю экипировку всё, что нужно для разбивки лагеря. Разумеется, путешественник должен зорко следить за выполнением своего заказа. Все запасы экспедиции были упакованы в яхтаны (деревянные ящики, покрытые кожей). В путешествии по горам не используют оловянные или железные ящики, потому что они легко бьются.

Зимняя экипировка, рассчитанная на холодную погоду в горах и зиму в Китайском Туркестане, состояла из меховых курток, подбитых пашминой, гилгитских меховых башмаков, меховых шапок, меховых носков и меховых спальных мешков. Также мы заказали несколько палаток из водонепроницаемого холста Виллесдена с теплой подкладкой. Эти палатки были сконструированы таким образом, чтобы выдержать тяжелое путешествие и сильные горные ветра. Они состояли из двух полотнищ, внешнее полотнище достигало земли, чтобы не позволить сильному ветру высокогорья проникнуть под палатку и поднять ее. Шесты палатки были из толстого бамбука с мощными металлическими соединениями, а колышки палатки - из гальванизированного железа.

Также мы решили обзавестись собственными верховыми лошадьми, чтобы не зависеть от местного транспорта, который не всегда надежен. В Шринагаре есть хороший конский рынок, где обычно можно приобрести хороших животных породы яркенди или бадахшани. Эти породы знамениты по всей Центральной Азии и незаменимы в долгих путешествиях. Пони из Зангскара хороши для гор, но, как правило, обладают строптивым нравом и плохо приучены к узде.

Благодаря любезной помощи мистера Недоу, владельца местной гостиницы, мы вскоре приобрели шесть отличных лошадей, которые довезли нас от Кашмира до предгорий Алтая.

Отбытие было назначено на начало августа, так что мы решили посвятить наше свободное время небольшому путешествию по Кашмирской долине.

Я не буду описывать столицу или долину Кашмира. Им посвящена многотомная литература, а древности этой земли изучены и прокомментированы такими людьми, как сэр Аурел Стейн.

Сравнивая красоту природы и неповторимые сады Нишада и Шалимара, разбитые Великими Моголами Акбаром и Джехангиром, с жалкой действительностью города Сринагара, всегда поражаешься глубокому контрасту. Мы были рады покинуть "Индийскую Венецию" и вновь оказаться на просторе прекрасной долины. Мы взяли напрокат большой плавучий дом "Монарх", принадлежащий симпатичному кашмирцу по имени Собра Вангану, и отправились в небольшую прогулку по озеру Вулур.

В прогулке по каналам мало интересного. Лодка медленно движется мимо низких берегов. Эти каналы узкие и вода в них не всегда чистая. Большое озеро Вулур окружено высокими горными хребтами; в хорошую погоду на склонах гор играют причудливые тени. Мы причалили в Бандипуре, небольшой деревушке с несколькими продовольственными складами, лежащей в начале гилгитской дороги, которая идет через Гилгит, Хинзу и Сарикол в Кашгар и Таримский бассейн. На озере нас настиг яростный ветер, он оборвал все веревки, которые соединяли лодку с берегом, и почти утащил ее на открытую воду. Несколько тревожных часов лодочник боролся со штормом. Плавучие дома – не для мореплавания, они никогда не выходят на открытую воду при сильном ветре. У лодки дунга, на которой оставались наш китайский переводчик и слуги, ветром сорвало крышу. Лодочник счел нашу затею слишком опасной, так что нам пришлось прервать нашу прогулку по этому озеру.

Следующий день обещал быть хорошим, и у нас было достаточно времени, чтобы снова пересечь озеро и войти в канал. После полудня опять штормило, но нас это не коснулось.

Примерно пятнадцатого апреля мы отправились в Гильмарг, местечко в кашмирских горах. Здесь, в горной прохладе, у нас была возможность завершить наши приготовления и выяснить, какие проблемы поджидают нас в будущем путешествии. Мы прибыли в самом начале сезона, так что горы были всё еще покрыты снегом. В течение целой недели нам пришлось пережидать жуткую грозу. Гром гремел и грохотал в горах, а молнии били вокруг нашего дома, освещая ночью все окрестности. На несколько дней мы были совершенно отрезаны от внешнего и не покидали своих комнат. Нигде больше нам не пришлось испытать на себе электрический шторм такой чудовищной ярости. Такие грозы часто сопровождает град, и некоторые градины были удивительной величины.

В Гильмарге мы провели весь май, июнь и июль. В конце июля мы получили всё наше снаряжение и вот, восьмого августа, экспедиция отправляется из Гильмарга в Гандербал – в долгое путешествие к Ладаку и Китайскому Туркестану.


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

1 Дхоти – индийская мужская одежда. Представляет собой большой кусок полотна, обернутый вокруг бедер. – Прим. перев.
2 Фут равен 30,48 см. – Прим. перев.



Курсивом и цветом выделены части текста, по неизвестным причинам опущенные в русском издании 1982 года (цвет отображается не во всех браузерах). В некоторых случаях это этнографические названия, в других - целые абзацы и страницы. - Прим.перев.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

Практически каждый день находится нечто новое, чем можно поделиться с друзьями. Новой мыслью, интересной информацией, любимой ссылкой и даже видом из окна... а теперь стало возможным показать и то, что находится у тебя на экране планшета. Особенно важен этот гаджет для геймеров. Большинство из них, вопреки распространенным стереотипам, - вполне взрослые люди, которые имеют высшее образование, занимаются серьезной работой. И одновременно отправляют войска в руины или героя в подземелье. С появлением планшета в жизни таких людей наступила новая эра. Теперь они могут следить за происходящим в любимой игре на протяжении всего дня, дома, в офисе, в дороге. И конечно же, рано или поздно возникает желание, а иногда и необходимость показать товарищам результаты своих побед или вместе выяснить причины поражений. Как сделать скриншот экрана? Да в общем просто, если подойти к делу умеючи или просто скачать специальную программу. И тогда "мгновение" игры можно будет не только запечатлеть, но и поделиться им с товарищем. И пусть дрожат вражеские кланы, потому что их злодеяния больше не скроет выход в офф-лайн! А известная интернет-шутка про нотариально заверенные скриншоты скоро, кажется, перестанет быть шуткой… Сложно сказать, к лучшему это или нет, но такова реальность, в которой нам жить.