Юрий Рерих. По тропам Срединной Азии



Содержание
I Кашмир – Ладак
II От Леха к Хотану. Великий путь Каракорума
III Хотан
IV Хотан – Кашгар
V Великий северный высокогорный путь в Урумчи
VI Урумчи и Джунгария
VII Монголия
VIII Организация экспедиции
IX Урга – Юм-бейзе Кюрен
X Через юго-западную Гоби
XI Джа-лама, воин-священник
XII Среди цайдамских монголов
XIII Через Цайдам
XIV Великое Тибетское нагорье
XV У врат Тибета. Арест в Чу-на-кхе. Караван в опасности
XVI Хорпа и их страна
XVII Наг-чу-ка
XVIII Район великих озер Нагчу дзонг–Сага дзонг
XIX От Сага дзонг в Сикким

До Гандербала удобно добраться на автомобиле. Это первый пункт на ладакской торговой дороге. Наш караван состоял из восьмидесяти двух вьючных пони, которые должны были нести нашу поклажу до Драса на ладакской стороне перевала Зоджи – их число вызывало беспокойство, если учитывать трудности с добыванием фуража.

Мы достигли Гандербала поздно вечером того же дня, и наши караванщики расположились лагерем во дворе гостиницы. Большие костры лагеря освещали лица людей и длинный ряд животных каравана.

На следующее утро, девятого августа, мы рано встали, но произошла задержка с погрузкой припасов с лодок, которые привезли их из Сринагара. Для этих людей обслуживание каравана было новым делом, так что надо было объяснять им каждую деталь. Наш глава, Вахаба Вангану, был хладнокровным и чрезвычайно энергичным человеком, он крепко держал в руках остальных слуг экспедиции.

После полудня весь караван тронулся из Гандербала. Мы доехали на автомобиле до небольшой деревни Нуннер, там взнуздали наших лошадей и пересекли Синд недалеко от Вайил. Примерно две мили наш путь пролегал по правому берегу реки, это была приятная верховая прогулка по цветущим лугам.

Канган – маленькая деревня с большим бунгало, где мы встретили несколько других путешественников. Маршрут из Кангана в Балтал у подножия перевала Зоджи был много раз описан, и я ограничусь лишь несколькими замечаниями.

Мирные караваны смогли ходить по торговой дороге в Лех благодаря усилиям отряда полковника Дуранда в 1891 году. Штат Кашмир очень заинтересован в этом пути, так что здесь всё в порядке и с транспортом, и с припасами. По всей дороге на разном расстоянии друг от друга находятся амбары с зерном, принадлежащие государству, и вместительные сераи, или постоялые дворы для торговых караванов.

Дорога идет через Гунд и Сонамарг, летний лагерь многих европейцев. Хорошая погода сопутствовала нам до Сонамарга. В Гунде было неприятное происшествие с нашими лошадьми, лишь по счастливой случайности не окончившееся для них фатально. По всему пути от Гандербала до Балтала растет ядовитая трава, на местном наречии называемая гумаи. Здешние лошади никогда не прикасаются к ней, но лошади из других мест часто едят ее – и погибают. Из-за небрежности наших конюхов четыре лучших коня съели этой травы и к вечеру заболели. Мы как могли пытались помочь им, но их состояние быстро ухудшалось. Все местные лекарства были бесполезны. Наконец мы решили дать им большую дозу бикарбоната соды. Результат был удивителен. Уже на следующее утро все четверо животных были в полном порядке и могли двигаться к Сонамаргу.

По дороге нам встретилась первая группа ладакцев, идущих в Сринагар. Их одежда была обычной, из серого домотканого полотна – то, в чем ходят тибетцы-миряне.Вскоре после нашего прибытия в Сонамарг (он расположен на высоте примерно 8 600 футов) начался сильный дождь, который продолжался всю ночь. Нам пришлось пробыть на почтовой станции всё утро и выйти лишь в два часа пополудни, когда дождь немного стих. Хотя Сонамарг называют лучшим из мест в Кашмире, его природа не показалась нам чем-то исключительным. Мы увидели несколько красивых лугов, окруженных со всех сторон сосновыми лесами, но окрестные горы были скрыты за непроницаемой завесой тумана и облаков, нависших над вершинами.

Тропа была скользкой, и нашим вьючным животным пришлось трудно. После трех часов пути мы достигли Балтала, расположенного посреди березовых и сосновых лесов. Бунгало было занято приезжими из Сринагара, так что мы предпочли разбить свой лагерь на красивом лугу в стороне от постоялого двора.

Под вечер опять начался дождь и продолжался всю ночь. Ранним утром с перевала приехали несколько верховых, они сообщили нам об оползне в горах. Из этих дурных новостей следовало, что нам придется провести весь день в Балтале и послать людей выяснить, что с дорогой. Мы отправили нашего главного шираки, Сатар Хана, и с ним десять человек верхом на пони к перевалу расчистить лопатами тропу. К полудню дождь полил с новой силой, и эта гнетущая непогода не прекращалась до самого позднего вечера. Всё промокло, и лишь ценой огромных усилий мы смогли сохранить наши ящики с запасом продовольствия сухими. К вечеру наши люди вернулись и сказали, что тропа в порядке, но в нескольких других местах есть угрозы схода оползней, если дождь продолжится. На наше счастье, он кончился к вечеру, и в пять часов утра небо было восхитительно чистым.

Путь из Гандербала в Балтал пролегает через типичную для Кашмира горную местность, где много воды, избыточная влажность, великолепные луга и сосновые леса. Значительные изменения начинаются только после перевала Зоджи. Мы вышли примерно в шесть утра и начали медленное восхождение на перевал. Оно не представляет трудности поздним летом и осенью. Но зимою он опасен для людей, поскольку его склоны покрыты снегом и льдом, в любое время может сойти лавина и увлечь путешественника в пропасть. Путь закрыт всю зиму и раннюю весну, в это время путешественник должен заплатить сумму кули, который согласится взглянуть в лицо опасности на седловине перевала.

Путь через Зоджи-Ла3 был хорошо известен с древних времен. Первое упоминание принадлежит китайскому паломнику У-куну, который посетил Кашмир в 751-790 годы и указал, что путь в Тибет лежит через перевал Зоджи4. Он связан с многочисленными войнами в прошлом. В четырнадцатом веке здесь прошли турки, а немного времени спустя – ладакский князь Ринчен, вторгшийся в Кашмирскую долину5. В 1532 году знаменитый мирза Мохаммед Хайдар вошел в долину Кашмира и успешно бился недалеко от перевала6.

Перевал Зоджи (11 300 футов) иначе называется Дуйши-ла (dus-bshi-la). Согласно преп. доктору О. Франке7, это название представляет собой стяженную форму имени богини Дуйши Лхамо, супруги сиддхи Наропы8. Согласно народной легенде, приводимой доктором Франке, Наропа бросил ее из-за того, что она пахла пашминой. Разъяренная богиня отвернулась от Ладака, и оттого Ладак стал безводным, а Кашмир превратился в зеленеющую долину.

На вершине перевала местность полностью изменяется. Отсюда мы вступаем в типичные тибетские горы. Бесплодные каменные гряды высятся по обе стороны, а между ними лежит широкая высокогорная равнинагде голые скалы перемежаются скудными пастбищами.

В Митсахое, на девятой миле, мы сделали часовую остановку, а затем продолжили путь к широкой равнине, на которой находился постоялый двор Матаян. Начинался пасмурный день, низкие тяжелые тучи опустились на пики гор. Последние шесть миль к Матаяну мы двигались под проливным дождем, так что дорога стала скользкой, и мы были счастливы, когда достигли постоялого двора и устроились на ночь.

На следующий день мы продолжили путь к Драсу. Миновав деревушку Пранд, мы увидели несколько окруженных ячменными полями усадеб, выглядящих маленькими крепостями. Через час езды от Пранда мы вступили на открытую равнину Драса.

Строго говоря, Драс – это несколько деревушек, разбросанных по широкой равнине, где течет река Драс. Население состоит из дардов и балти.

Недалеко от бунгало находится современный форт Догра. На равнине и у подножия холмов виднеются руины старых крепостей. Тибетское название Драса – Хембабс, он течет на высоте примерно 10 000 футов над уровнем моря.


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

3 "Ла" означает "перевал". – Прим. перев.
4 Cf. Chavannes and Levi, "L`Itineraie d`Ou k`ong", Journal Asiat (1895), pp.341-384; Stein, Ancient Geography of Kashmir, p.93.
5 Cf. A.H. Francke, A History of Western Tibet, pp.68 ff.
6 Tarikh-i-Rasidi, tr. Elias and Ross, pp.423 ff.
7 Antiquities of Indian Tibet, I, 107.
8 Наропа (956—1040) - один из выдающихся тибетских философов и йогинов, труды которого лежат в основе школы кагьюпа.



Курсивом и цветом выделены части текста, по неизвестным причинам опущенные в русском издании 1982 года (цвет отображается не во всех браузерах). В некоторых случаях это этнографические названия, в других - целые абзацы и страницы. - Прим.перев.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

В последнее время появляется просто невероятное количество программ, призванных облегчить жизнь не всем пользователям, а тем, кому позарез необходима та или иная функция. Сейчас человек может самостоятельно вырезать понравившийся кусок из видео, сочинить более-менее уникальную техномузыку, довести "до ума" не слишком удачную в цветовом отношении фотографию фотошопом и даже изучить расположение клавиш на виртуальном фортепиано. Собственно, в сети уже можно делать практически все, чем и пользуются многие любители "зависать" за компом часами. Особенно сейчас, когда появилась возможность работать, играть, слушать аудиокнижки и интернет-радио где угодно. Благодаря новым технологиям люди становятся все более независимыми. Даже довод о сохранении здоровья несколько потерял актуальность - вай-фай, причем бесплатный, есть сейчас не только во многих кафе, аэропортах и прочих важных зданиях, но и парках - так что при желании можно сидеть с компьютером на природе и дышать свежим воздухом. Иными словами, возможностей масса, и главное - ими воспользоваться. Дети скоро будут не понимать, как это - их родители спешили домой к началу любимой передачи или интересного фильма. "А разве нельзя было посмотреть в дороге или с работы?" - спросят они. Так и для радио теперь уже не нужен привычный радиоприемник.