Юрий Рерих. По тропам Срединной Азии



Содержание
I Кашмир – Ладак
II От Леха к Хотану. Великий путь Каракорума
III Хотан
IV Хотан – Кашгар
V Великий северный высокогорный путь в Урумчи
VI Урумчи и Джунгария
VII Монголия
VIII Организация экспедиции
IX Урга – Юм-бейзе Кюрен
X Через юго-западную Гоби
XI Джа-лама, воин-священник
XII Среди цайдамских монголов
XIII Через Цайдам
XIV Великое Тибетское нагорье
XV У врат Тибета. Арест в Чу-на-кхе. Караван в опасности
XVI Хорпа и их страна
XVII Наг-чу-ка
XVIII Район великих озер Нагчу дзонг–Сага дзонг
XIX От Сага дзонг в Сикким

После святилища мы направились к дому местного правителя, который возвел храм Майтрейи. Этот типичный тибетский дом расположен чуть выше дороги; на первом этаже – конюшни и помещения для слуг, на верхнем – жилые комнаты. Мы встретились с вдовой правителя в ее личной часовне, где она совершала ежедневный обряд за упокой души отошедшего супруга. Богатые тибетские семьи очень часто тратят значительные суммы в память своих покойных. Совершаются большие подношения монастырям, в которых должны молиться о спасении и скорейшем перевоплощении отошедших. Вдова последнего правителя Мульбе наняла ламу, который проводит все дни, бормоча молитвы и ритмично стуча в свой барабанчик.

В этом святилище есть глиняные и латунные образы Шакьямуни, Учителя Падмасамбхавы, Тары-Спасительницы, а также несколько фотографий настоятеля, или sku-shok, монастыря Хеми, Таши-ламы Цанга и Далай-ламы Лхасы.

Домашняя прислуга молола ячмень и давила растительное масло на плоской крыше дома.

После дома правителя мы поднялись на крутой утес – к монастырю на его вершине. Это очень маленький храм обычной тибетской архитектуры, вокруг него небольшая ограда. Этот лхакан находится на попечении пожилого священника. Внутри храма – алтарь с позолоченным глиняным образом Падмасамбхавы. Маленькая библиотека, состоящая из шестнадцати томов Праджняпарамиты (`Bum), располагается вдоль стен храма. Этот монастырь относится к секте дугпа, входящую в ньингмапу, нереформированую школу тибетского буддизма.

Покидая монастырь, мы обнаружили надписи, высеченные на поверхности скалы. Среди них – эдикт царя Бумде (`Bum-lde) и свадебное поздравление царю Джамьяну (`Jam-dbyangs) и его царице.

На следующий день наш старт был очень рано, чтобы мы могли достичь следующей станции, Бод-Кхарбу.

Дорога идет через перевал Намике, на высоте 13 000 футов, подъем очень плавный; после перевала караван спускается в долину Кхарбу, интересную своими многочисленными руинами замков, коронующих бесплодные вершины остроконечных гор. Здесь во время правления царя Делдена (bDe-ldan rnam-rgyal, 1620-1640) велись значительные боевые действия.

Низинная часть долины орошается маленькой речушкой Танджичу и покрыта зеленеющими ячменными полями, заботливо огражденными каменными изгородями. Мы устроились на постоялом дворе Бод-Кхарбу – маленькой ладакской деревни, расположенной на уровне примерно 11 000 футов. На противоположном берегу реки, на высокой скале, находятся руины знаменитого Тагце (sTag-rtse). Немного к северу от долины лежит древняя крепость Чигтан. В деревне Чингтан есть маленький ламаистский монастырь, основание которого следует отнести к одиннадцатому веку.

Старинный городок Кхарбу – разрушенный, вероятно, во время войны, которую царь Делден Намгьял (Del-den rnam-rgyal) вел против султана Кри из Карце (примерно 1620-1630 годы), – лежит на плато из песчаника выше деревни Бод-Кхарбу19. На руинах города стоит старый замок Кхарбу, также разрушенный.

Рядом с деревней в узком ущелье расположен маленький буддийский храм, или лхакан. Там мы нашли старого ламу, несколько священных глиняных образов, в центре алтаря стоял Ченрези (Spyan-ras-gzigs Thugs-rje chen-po) – Авалокитешвара, Милосердный. В храме нет библиотеки, за исключением нескольких рукописей с молитвами.

Следующий переход привел нас в Ламаюру, знаменитый монастырь на пути из Кашмира в Ладак. С вершины перевала Пхо-то Ла (14 000 футов над уровнем моря) перед путешественником открывается ни с чем сравнимый вид – широкий амфитеатр горных хребтов, острые скалы, дальние снежные пики.

Час верховой езды по постепенно понижающемуся склону – и из-за низкого отрога гор возникают первые ступы, стоящие при входе в узкое ущелье. При въезде в узкую долину открывается восхитительный вид. На скалистом склоне из песчаника стоит живописный монастырь Ламаюру. Чортен20 и монастырские кельи сгрудились на узком выступе утеса. Крутые склоны утесов изрыты многочисленными пещерами, которые используются как хранилища, а в других некоторое время живут люди из деревни. Такие пещерные деревни известны по всему Тибету, особенно в западных районах страны. Нынешняя деревня Ламаюру располагается у подножия утесов и немного выше, чем постоялый двор.

Мы провели в Ламаюру целый день и посетили монастырь. В настоящее время он принадлежит ламаистской секте брикунпа (`Bri-khung-pa). По преданиям этого монастыря, он был основан знаменитом махасиддхой Наропой, живший в девятом веке, с чьим именем связаны многие события религиозной истории Ладака. Говорится, что название монастыря – это искаженное "юнг-друн" (gYung-drung), или свастика, символ бон, древней религии Тибета. Доктор Франке связывает с названием монастыря следующую легенду:

Когда Наропа… прибыл в родную долину, он вымок в озере, которому повелел пересохнуть. Этот монастырь получил имя от поля священного зерна, которое чудесным образом покрылось колосьями в форме свастики (gYung-drung). Интересно, что в горах рядом с Ламаюру есть следы бывшего некогда озера, и странно, что Дреу (Drew) в своей книге никак не упоминает об этом. У ладакцев должно быть истинное географическое чутьё, чтобы сочинить подобную историю. У них есть также сказания о том, что некогда были озера в Лехе и Трилоканатхе в Лахуле. Несомненно, название " Юнг-друн" было дано не Наропой, а относится ко времени задолго до его прихода в эту страну, оно связано с древнейшим значением религии бон, которую называли юнг-друн бон21.

Мы посетили ду-канг, или зал собраний, в котором примерно двадцать монахов читали молитвы, библиотеку монастыря, где хранятся Канджур и Танджур, отпечатанные в Нартанге, и маленький двор, где исполняются религиозные танцы.

Воплощенный Лама22 Ламаюру был в отъезде, но нам позволили посетить его комнаты, в которых, как обычно, чистота и порядок.

По словам лам этого монастыря, самое старое сооружение здесь – храм Сенжеган (Seng-ge sgang), расположенный на южной оконечности утеса Ламаюру. Главный образ – Манджушри, или Джам-ян (Jam-pe yang). Согласно местной традиции, храм Сенжеган относится ко времени кадампы, то есть к одиннадцатому веку. Доктор А. Франке, посетивший этот храм, пишет, что внешний облик храма полностью соответствует народной датировке23.

Мы также совершили поездку к развалинам бонского монастыря, упомянутого доктором Франке24. К сожалению, фрески, украшавшие стены этого величественного сооружения, находятся в плачевном состоянии, и едва ли возможно разобрать, какие образы на них изображены.


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

19 Francke, A History of Western Tibet, p. 98.
20 Тибетское название ступы. – Прим. перев.
21 Francke, A History of Western Tibet, p. 96.
22 В большинстве тибетских монастырей есть свой лама, перевоплощающийся на протяжении многих жизней. – Прим. перев.
23 Ibid., p. 97.
24 Ibid., pp. 97 ff.



Курсивом и цветом выделены части текста, по неизвестным причинам опущенные в русском издании 1982 года (цвет отображается не во всех браузерах). В некоторых случаях это этнографические названия, в других - целые абзацы и страницы. - Прим.перев.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

Аренда жилья, пожалуй, так же стара, как и сам наш мир. Как и стремление снять квартиру без посредников. Еще в первобытные времена добросердечные соседы наверняка пускали тех, кто по каким-либо причинам потерял место обитания, в свои сравнительно благоустроенные пещеры, а взамен благодарные гости трудились на благо хозяев. Менялись времена, усложнялись и украшались жилища, но всегда находились те, у кого есть некоторые излишки площади, и те, у кого ее и вовсе нет или есть, но жить там по каким-то причинам не хочется. Молодые стремились отделиться от родителей, приезжие - закрепиться в понравившемся городе... Квартиры и дома переходили из рук в руки по взаимному согласию, и часто отнюдь не навсегда. Ведь хозяева предпочитали иметь постоянный доход, а не большую, но единовременную прибыль.

В нынешнее бурное время на рынке аренды жилья - постоянное оживление. И большинство людей стремится обойтись без посредников, ведь платить лишние деньги - удовольствие сомнительное. Благо, с появлением интернета появились и принципиально новые возможности коммуникации, а потому люди, которые никогда бы раньше не узнали друг друга, теперь могут вступать в непосредственные деловые отношения.