Юрий Рерих. По тропам Срединной Азии



Содержание
I Кашмир – Ладак
II От Леха к Хотану. Великий путь Каракорума
III Хотан
IV Хотан – Кашгар
V Великий северный высокогорный путь в Урумчи
VI Урумчи и Джунгария
VII Монголия
VIII Организация экспедиции
IX Урга – Юм-бейзе Кюрен
X Через юго-западную Гоби
XI Джа-лама, воин-священник
XII Среди цайдамских монголов
XIII Через Цайдам
XIV Великое Тибетское нагорье
XV У врат Тибета. Арест в Чу-на-кхе. Караван в опасности
XVI Хорпа и их страна
XVII Наг-чу-ка
XVIII Район великих озер Нагчу дзонг–Сага дзонг
XIX От Сага дзонг в Сикким

Двадцать третьего августа мы свернули лагерь и продолжили наше путешествие, надеясь достичь деревушки Нурла за день пути.

Путь был довольно плохим. В нескольких местах приходилось пересекать склоны со следами лавин, песок и гравий сыпались вниз непрестанным потоком. Какое-то время нам пришлось перебираться через большие груды камня, или дебри, – следы недавних обвалов. За три часа пути мы достигли открытой долины Инда и пересекли великую реку по висячему мосту, выйдя к большой деревне Калацзе.

Калацзе, древний дардский центр, известна своими древностями, и доктор О. Франке описал большинство из них25 в своих статьях и книгах. Раньше это было поселение дардов, и до сих пор сохранились руины дардского замка. Ладакский царь Лхачен Наглуг (Lha-chen Nag-lug, 1150-1175) возвел мощную крепость Брагнаг, развалины которой до сих пор высятся над деревней. Доктор Франке открыл несколько надписей на брахми, кхароштхи и языке гуптов, они очень трудны для расшифровки.

Современная деревня Калацзе живописно раскинулась среди абрикосовых рощ. После краткой остановки в деревне, мы продолжили наш путь к Нурла (sNyur-la). Караван шел по каменистой земле. В полдень жара была очень сильной. Мы достигли деревни к вечеру и расположились на ночь на маленьком постоялом дворе.

Путь от деревни Нюрла до Саспола лежит через бесплодную страну, почти полностью лишенную растительности. Сама Саспола – это большая деревня, в ней много деревьев. По словам индусов, примерно в двух милях находится интересный монастырь Алчи, одно из старейших сооружений в Ладаке. Этот монастырь был возведен в правление Ринчена Зангпо (одиннадцатый век), там сохранились образцы древнего индийского деревянного зодчества, напоминающие прекрасную резьбу средневекового Кашмира. В самой деревне Саспола есть две разрушенные ступы, относящиеся ко времени Ринчена Зангпо. На руинах одной из них был возведен маленький монастырь, называемый Чампа гомпа (Byams-pa dgon-pa). Там хранится большой образ бодхисаттвы Майтрейи из позолоченной глины и несколько других больших изображений стоящих бодхисаттв. Согласно местным преданиям, статуя стоящего Майтрейи была создана самим Ринченом Зангпо. Более вероятно, что эта статуя относится к сравнительно недавнему времени и была поставлена на место древней, которая действительно датировалась временем великого переводчика.

Следующий переход от Саспола до Ньемо интересен несколькими старыми монастырями. Покинув деревню Саспола, караван пересек большое песчаное плато. Недалеко от дороги лежит знаменитый монастырь Лукьил (kLu-dkyil), в народном произношении "Ликир". Караван вошел в глубокую долину и достиг живописной деревушки Басго, знаменитой одним из старейших монастырей Ладака и древним царским дворцом.

Старый храм, основанный царем Цебанг Намгьялом (Thse-dbang rnam-rgyal), интересен огромной статуей Майтрейи, Авалокитешвары и любопытными фресками на стенах. В древнем дворце ладакских царей расположился маленький монастырь Селджанг. Там высится большая статуя бодхисаттвы Майтрейи, по преданию, возведенная царем Сенге Намгьялом (Seng-ge rnam-rgyal) примерно в 1610 году. Также там хранится древняя царская библиотека Ладака. Сколь мне известно, ее состав никогда не исследовался, даже не составлен ее каталог. В Басго разыгралось большая битва, когда орды могольских захватчиков осадили ладакского царя Делег Намгьяла ( bDe-legs rnam-rgyal), правившего между 1640 и 1680 годами.

Басго, с ее полуразрушенными храмами и замками, стоит на отвесных скалах, причудливые домишки нынешней деревни, зажатой между святилищами и скалами, производят сильное впечатление на путешественника; я до сих пор храню в памяти эту картину древнего уголка Западного Тибета. Об этом селении справедливо говорят, что самые древние монастыри Ладака находятся именно здесь.

После Басго дорога идет через каменных пустоши к нескольким одиночным крестьянским дворам, называемым вместе Ньемо. Бунгало было занято группой европейцев, путешествующих из Леха, и мы предпочли разбить наши палатки в тенистой роще рядом с бунгало.

Рядом с Ньемо лежит в руинах старая крепость, называемая Чунгкар, от нее сохранились одни стены.

Двадцать шестого августа мы вышли совсем рано, чтобы проделать последние семнадцать миль до Леха.

Из Ньемо путь идет по Инду и пересекает широкое плато, окруженное бесплодными горами. После трех часов пути мы достигли деревни Чибанг (Phyi-dbang), знаменитой благодаря монастырю, построенному царем Браши Намгьялом (Bkra-shis rnam-rgyal). Этот монастырь принадлежит секте брикунпа (`Bri-khung-pa), там есть красивый лхакан, то есть храм.

Около двух часов дня мы достигли большого желтошапочного монастыря Петуб (dPe-thub), построенного царем Бумде (`Bum-lde, пятнадцатый век) на крутой скале. Этот монастырь стал одним из первых желтошапочных в Ладаке. C ним связаны монастыри Зангскар (уже за пределами Леха) и знаменитый Ридзонг (Ri-rdzong).

Монастырь Петуб прославлен по всему Тибету благодаря суровой простоте монахов и высокой учености настоятеля. Он был возведен в честь Великого Реформатора Дже Ринпоче Цонкхапы (rJe-rin-po-che Tsong-kha-pa), чье огромное изображение можно видеть в дуканге, или зале собраний. Мы решили нанести визит в монастырь и направили наших лошадей по крутым утесам, на которых стоит святыня. Со входом не возникло никаких трудностей, мы были сердечно встречены настоятелем и его помощником, или умдзе. Первым делом мы обошли вокруг дуканга26, где было примерно тридцать монахов, отправляющих службу. Стены святилища покрыты фресками, но чрезвычайная темнота внутри зала не дала нам рассмотреть большинство из них. Перед алтарем дрожали огоньки лампад-подношений, стоящих в несколько рядов, их неровный свет время от времени выхватывал из темноты безмятежные лики статуй.

Мы были приглашены откушать чаю и сладостей в личных покоях кушока (sku-shok), то есть Воплощенного Ламы этого монастыря. Самого кушока не было в Ридзонге, он уехал, чтобы дать наставления по буддийской метафизике. В его отсутствие монастырем управляет лама Лобсанг, приятный пожилой господин со сдержанными манерами – он произвел на всех нас очень хорошее впечатление. Он принадлежит к числу тех образованных лам, кто несет в себе духовную культуру многих столетий.

Личные покои были чистыми и хорошо обставленными в тибетском стиле, в расписных стеклянных шкафах стояли глиняные и бронзовые священные образы; в личном распоряжении кушока было маленькое собрание священных текстов. Его мантия висела на его низком троне, стоящем в северном углу комнаты. После приятного часа, проведенного в обществе настоятеля и его помощника, мы поднялись на плоскую крышу монастыря, чтобы насладиться волшебным видом, открывающимся на широкую долину Инда, к северу от которой лежит столица Ладака.

Последние пять миль до Леха – это каменистая равнина, на которой тут и там зеленеют маленькие рощицы. Лех, с его базарами, окруженными высокими стенами, с его городскими воротами, высящимися громадами его дворцов и живописной толпой, заполонившей базары и улицы, производит глубокое впечатление. Это один из тех городов горной Азии, который до сих пор сохраняет облик азиатской караванной столицы, куда стекаются многочисленные караваны, везущие товары из Индии, Китая, Тибета и Туркестана.

Тщательное археологическое изучение Ладака требует продолжительного пребывания здесь. Всем, что мы знаем о прошлом этой страны и о ее памятниках древности, мы обязаны трудам доктора О. Франке и его предшественникам из Моравской миссии.

Наша экспедиция пробыла в столице Ладака с 26-го августа по 19-ое сентября 1925 года, за исключением нескольких дней, когда мы совершили поездку в знаменитый монастырь Хеми и по другим интересным местам вокруг города. Основную часть нашего времени, проведенного здесь, заняла подготовка к следующему трудному этапу путешествия, по великому горному пути через Китайский Туркестан. Мы должны были отпустить всех наших кашмирских слуг, которые были совершенно не подготовлены к трудному горному путешествию, и нанять новых, опытных. Также очень остро встала проблема транспорта, поскольку было необходимо достать надежных караванщиков и хороших животных. В большинстве караванов, приходящих в Лех, животные очень плохи, они нуждаются в нескольких неделях отдыха.

После некоторых поисков и продолжительных консультаций с британскими аксакалами Леха, мы подписали соглашение с Назар-баем, караванщиком из Каргалыка, у которого было тридцать шесть вьючных лошадей в хорошем состоянии. Он пришел в июле, его табун лошадей два месяца пасся в саду на окраине Леха. Всего для перевозки багажа экспедиции нам нужно было семьдесят шесть лошадей, так что оставалось найти еще тридцать к тем, которые у нас уже были.



Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

25 "Histirische Dokumente von Khalatse", ZDMG, LXI, 583; "The Dards at Khalatse", MASB, Vol. I, № 19; Antiquities of Indian Tibet, pp. 97 ff.; A History of Western Tibet, pp. 65 ff.
2 Круговой обход внутри храма является формой религиозной практики буддистов-мирян или просто знаком уважения к святыне. – Прим. перев.



Курсивом и цветом выделены части текста, по неизвестным причинам опущенные в русском издании 1982 года (цвет отображается не во всех браузерах). В некоторых случаях это этнографические названия, в других - целые абзацы и страницы. - Прим.перев.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

Вкусно поесть любят все. Но не все умеют вкусно готовить. И все чаще люди предпочитают не мириться с этим, а просто воспользоваться услугами тех, у кого еда получается лучше, и обменять деньги на прекрасно приготовленные блюда, уютную обстановку и бережное и внимательное обслуживание. И чем популярнее заведение, тем более необходимо использовать ресторанное оборудование. Ведь клиент ждать не хочет, а иногда и не может. Инвентарь и посуда - это самый минимум необходимого. Современное производство предлагает повару целый арсенал разнообразнейших технических приспособлений для обработки продуктов. В современной суперкухне не обойтись без холодильника, теплового обрудования, электромеханических приспособлений для шинковки и чистки, да и хлебопекарня своя пригодится... одним словом, только успевай заказывать! Благо, результат позволяет окупить все затраты. Ведь главное в ресторанном деле - привлечь клиента, а это невозможно без сочетания хорошей еды и первоклассного обслуживания. И гостю останется только удивляться, как поварам удается приготовить такие вкусные блюда настолько быстро.