Ваджрасана находится к югу от границы Вайшали на расстоянии восьми стадий. Там течет река Ганга. Отправившись ранним утром, нельзя достигнуть другого берега до вечера. Там было два парома, на которых были домики, и были протянуты два каната, каждый из которых тянуло примерно триста человек. В реке водились морские чудища, называемые “nakra”, размером с яка. Иногда эти крокодилы топят паромы, иногда они хватают пассажиров прямо с паромов и утаскивают в своих пастях. Они были великой опасностью! Вокруг Ганги лежат земли страны Магадха. По-тибетски это означает “владения таковы, что она стала серединой”. “Madhya” означает “середина”, а “ga-ti” – “становиться”. Эта страна простирается от Ваджрасаны на четыре стороны света на расстояние шестидесяти йоджан, и она является истинным центром мира. “Середина” трактуется Учением как “место, где изучают, размышляют и медитируют; место, где не изучают и т.д., подобно краю”. Ваджрасана расположена в южной части Магадхи. Там находятся Вершина Грифов (Гридхракута), Наланда, Раджагриха и Велувана. Викрамашила существовала еще во времена Старшего Дхармасвамина, но когда Дхармасвамин посетил страну, от нее не осталось никаких следов, воины Турушки даже вырыли камни фундамента и сбросили их в Гангу. Когда Дхармасвамин посетил Ваджрасану, он обнаружил, что это место разорено и только четверо друзей-послушников остались в вихаре. Один сказал: “Все убежали из страха перед воинами Турушки. Мы спрятали изображение Махабодхи за кирпичной стеной и заштукатурили его. Рядом мы поставили другое изображение как замену. Мы заштукатурили наружную дверь храма, а на ее поверхности нарисовали изображение Махешвары, чтобы защитить ее от небуддистов. Мы пятеро не смеем оставаться здесь и собираемся бежать”. “Поскольку дневной переход был долгим и жара сильной, – сказал Дхармасвамин, – мы почувствовали усталость, и, как только стемнело, мы остались там и уснули. Если воины Турушки придут, мы бы не узнали об этом! На рассвете мы бежали на север, следуя колесной колее”, – сказал Дхармасвамин. В это время также появилась женщина, которая сообщила хорошую новость, что воины Турушки ушли далеко прочь. Затем Дхармасвамин вернулся в Ваджрасану и оставался там, почитая и совершая круговой обход образа Махабодхи.

В Ваджрасане множество священных объектов поклонения, таких как дерево Бодхи, образ Махабодхи, коренной зуб Татхагаты, два отпечатка ног Благословенного на камне трона Шакьямуни, каменная ограда, возведенная Арья Нагарджуной, и храм Тары, известный как Тара-вихара.

У подножия дерева Бодхи великий Муни расстелил циновку, сплетенную из травы куша, и поклоняющийся дереву достигает Высшего Просветления. В течение этой Бхадракальпы вся тысяча будд достигла Высшее Просветление у подножия этого дерева. Там находится символ вишваваджры, указывающий место Ваджрасаны. В центре этой ваджры растет дерево Бодхи. Глаза, следящие за его двумя стволами, изображены на верху храма дхармараджи Ашоки.

Говорится, что драгоценный камень, который был вставлен между бровями образа Будды излучал такой свет, что раньше можно было читать в сумерках. Один из воинов Турушки приставил лестницу, взобрался и извлек камень. Говорят, что, спускаясь по лестнице, воин упал и два глаза образа разбились на кусочки. Блеск того камня, при котором можно было читать, тогда затмился. Дхармасвамин сказал, что “даже сейчас он излучает прекрасный белый свет”. Двор святилища и дерево Бодхи ачарья Нагарджуна обнес круговой каменной оградой, подобной стене. Ширина ее камней была равна средней тибетской колонне. Она была так хорошо построена, что даже бешеный бык не мог бы ее разрушить. Внутри двора находилось двадцать каменных колонн. Все эти камни были хорошей формы, не видно было никакой трещины. Камни были украшены различными резными изображениями. Дхармасвамин сказал, что камни намазаны благовониями, привезенными из страны Нага, а штукатурка, которую доставили якши, издает чудесный аромат. Дхармасвамин сказал, что внутри двора стоит пустой трон Шакьямуни из тибетского храма Трулнанг, который почитается, и перед ним горит, благодаря подносимому маслу, вечно зажженный светильник. В Индии и Непале люди говорят, что в Тибете только созерцание лика Шакьямуни спасает людей от попадания в ад. Дхармасвамин также сказал, что в Ваджрасане в золотом реликварии хранится коренной зуб Татхагаты Шакьямуни. В благоприятных случаях реликварий с зубом выносят во двор и помещают на большой плоский камень, который имеет форму лотосового листа. Они брызжут на него сладкую воду, смешанную с тремя “белыми” (творог, молоко, масло), медом и сахаром. Вода, которая стекает с камня, собирается во дворе во многочисленные латунные сосуды и затем используется и для мытья, и для питья. Дхармасвамин сказал, что зуб, когда его выносят, увеличивается в размере вверх и вниз. В Ваджрасане есть также отпечатки ног Махамуни. Некогда Полностью Просветленного Будду посетила мысль, захотят ли в будущие времена те живые существа, кто изучил в совершенстве буддийские тексты и развил свои способности, пробудить в себе силы придти как будды в мир, или же не смогут сделать этого, и сомнение возникло в Его уме. Чтобы разрешить это сомнение, Он сделал два отпечатка Своей ноги на камне. Этот камень существует даже сейчас. Оставив эти два отпечатка, бодхисаттва медитировал на Пустоте перед деревом Бодхи и достиг состояния будды. Еще одно сооружение из камней подобно ступеням ступы; на вершине этой пирамиды находится ряд светильников-подношений. Во главе этого ряда светильников стоит большая лампада-подношение, которая должна гореть день и ночь и не должна погаснуть даже при сильном ветре; а звук, который издает дрожащее пламя, должен быть слышен на расстоянии. Эта лампада-подношение, которая видна на линии с камнем с отпечатками ног, дворцом, храмом Махабодхи и восточными воротами, – объект почитания. Перед центральными северными воротами находится вихара. Всего здесь двенадцать вихар. В каждой вихаре примерно десять, или шесть-семь, или пятнадцать монахов. Дхармасвамин сказал, что монастырские храмы снаружи имеют вид ступ, а внутри – человеческого жилища. Они окрашены чисто-белой краской.

В предместьях Ваджрасаны – густые джунгли. Когда Гуру Дхармасвамин посетил Ваджрасана-сангха-вихару, неся индийский манускрипт “Аштасахасрика Праджняпарамита”, хранитель-шравака спросил его: “Что это за книга?”. Дхармасвамин ответил, что это Праджняпарамита. Шравака сказал: “Ты кажешься хорошим монахом, однако нести на спине книгу махаяны – это не хорошо. Брось ее в реку!”. Ему пришлось спрятать ее. Затем шравака сказал: “Будда не проповедовал махаяну. Ее составил некто Нагарджуна, человек острого ума”. Затем Дхармасвамин совершил одну прадакшину, а тот привратник спросил Дхармасвамина, кто он, и Дхармасвамин ответил: “Я тибетец”. Спутники не поверили ему и подумали, что Дхармасвамин с его хорошей формы зубами и знанием санскрита должен быть индийцем. Они сказали: “Он притворяется, он не тибетец!” Но один из привратников, обнаружив мозоли на пальцах ног Дхармасвамина, воскликнул: “Посмотрите, посмотрите, здесь следы ношения обуви! Такие бывают в Тибете!”. Тогда они поняли, что Дхармасвамин был гениальным тибетцем. Они сказали: “Как в Тибете нашелся тот, кто так хорошо знает санскрит?” Дхармасвамин ответил, что он изучал его, но они засмеялись. Дхармасвамин провел три летних месяца в Ваджрасане в уединении.

В Ваджрасане был храм Тары. В нем был волшебный каменный образ богини, чье лицо глядело за пределы храма. Привратник однажды подумал: “Она смотрит наружу, а подношения совершаются внутри – это нехорошо”. – “Ладно”, – сказала Богиня и повернула лик внутрь храма. Этот образ известен как “Тара с повернутым лицом”. Даже теперь у этого образа шея повернута назад. Когда храм посещал Джово-дже Атиша, дверь храма открылась сама и Тара “с повернутым лицом” произнесла следующие слова: “Если кто-либо хочет уйти с уровня живых существ, который есть Причина, к Будде, который есть Плод, ему следует практиковать бодхичитту”. Также говорится, что когда учитель-шравака был унесен рекой и несомненно погиб бы, он подумал: “В махаяне говорится, что некто воззвал к Таре, которая спасает тонущих людей”, – и он закричал: “Арья Тара!”. Тара появилась на середине реки и сказала: “Когда у тебя всё было хорошо, ты не помнил обо мне. Теперь, когда ты в опасности, ты кричишь “Тара, Тара!” Выходи!”, – и богиня правой рукой указала ему дорогу, где вода доходила ему до пояса, и этот человек был спасен. Когда он огляделся, он увидел, что богиня протягивает правую руку, стоя в реке. Явившись многим его спутникам, богиня вновь превратилась в каменный образ, который был перенесен в храм Тары, и ныне помещается там, и известен под именем “Тара из реки”. Существует также еще один, называемый “Смеющаяся Тара”, волшебный каменный образ, чья правая рука закрывает лицо; богиня изображена вызывающе смеющейся над Марой, когда Мара попытался причинить вред Просветленному во время достижения Полного Просветления.

Конец пятой главы, описывающей посещение Гуру Дхармасвамином Чаг лоцзавой Ваджрасаны.

далее


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Индия

Античность

Средиземно- морье

Сибирь, Африка, Америка

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (c) 1993-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010