Rambler's Top100
На главную страницу
"Форменоса" На главную 
страницу  "Миф.Ру" К оглавлению "Листочков"
Науртинниэль

О романе Альвдис "Некоронованный"

Я, в принципе, канонист; мир Толкина, его Арда мне очень дорога, и вторичные произведения «по мотивам» я прежде всего рассматриваю именно с этой позиции: вканонно или нет. Верю я, что это Арда, или не верю?
В случае «Некоронованного» - верю безусловно. Да, это Арда, да, это герои мира Толкина, да, это его персонажи, это Элронд, это Гэндальф, это Кирдан.

И всё-таки «Некоронованный» - это больше, чем фанфик, это произведение по мотивам; оставаясь вписанным в профессорский мир, роман имеет собственную ценность и собственное наполнение.
«Некоронованный» - роман о том куске истории, который слишком скупо описан в каноне; роман о Второй Ангмарской войне и временах после неё, но не это самое главное (по крайней мере, для меня).
Это – роман о людях.
Толкин, постулируя исключительность в своём мире людей, Младших Детей – всё же слишком мало, на мой скромный взгляд, уделяет им внимания, «теряя» то на фоне эльфов, то на фоне хоббитов. Здесь же – во всей красе и разнообразии людские достоинства и слабости, здесь – уже время людей, хотя эльфы ещё в Средиземье, ещё не ушли, ещё помогают и советуют, но – уже ограничиваются этим.
Читая роман, веришь, что людям позавидуют и Валар. Веришь, что будущее – именно в людях. В «Некоронованном» люди правы, и не потому, что правы – потому, что люди; потому, что строят свой мир, свою жизнь, в которой эльфы и даже айнур – советчики и учителя, но не властители. Это – право людей. Но – и это (для меня) особенно важно – в своём праве человек прав (простите за тавтологию, но иначе не скажешь) только в одном случае: если идёт к Свету. К Эру. Тем путём, который выбрал сам, творя свою судьбу и судьбу мира – но идёт к Эру.
Как идут герои романа; и неслучайно финал «Некоронованного» - это смерть главного героя, именно та мирная, светлая и лёгкая, которую называют не смертью – уходом.
Путь на земле – пройден. Победив в войне и в борьбе, человек победил и искажение в себе.
Вектор у романа – абсолютно толкиновский и человеческий: вперёд и вверх.

Читается «Некоронованный» взахлёб – и не в последнюю очередь благодаря захватывающему и напряжённому сюжету первых глав, который втягивает читателя в повествование, не давая вздохнуть.
Первые главы – о войне, и этим, пожалуй, сказано главное. О войне. Об ужасе поражения, о захваченной родной земле – и о надежде, которая выживает даже в этой ситуации.
И о победе.
Как всегда у Толкина, в общем. Это ведь – его мир, его законы, и история любой войны в Арде – это поражение, оборачивающееся победой.
Количество закольцовок, отсылок к событиям «Сильмариллиона» и «Властелина колец», прямых параллелей и косвенных цитат поражает; часть их них поясняется прямым текстом, а часть надо ещё заметить, и это – отдельное удовольствие. А сам роман этими отсылками ещё плотнее вплетается не только в событийный пласт Арды, но и в её суть.
А помимо отсылок к текстам Толкина, в романе встретятся сотни аллюзий и цитат на другие произведения о войне и не только; мне лично при чтении «Беглеца» и «Молчащего князя» вспоминался Симонов, снова и снова.
Что-то очень большое и страшное,
На штыках принесённое временем,
Не даёт нам увидеть вчерашнего
Нашим гневным сегодняшним зрением.

Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся,
Но на этом далёком свидании
До былой слепоты не унизимся.

Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение,
И обратно не всё увеличится
В нашем горем испытанном зрении.

В конце концов, именно к этому приходят пережившие войну герои.
Или – вот; уже С. Орлова, но не менее точно подходящее:
…Взглянул – сожжёная дотла
Земля лежала правдой страшной.

На ней – святая кровь друзей.
И командир, смежив ресницы,
Подумал горько, что на ней
И колос, может, не родится.


Тем точнее и жёстче, что, как мы узнаем позже, в Арноре и после победы не будут растить пшеницу и рожь, и хлеба – по сути – не будет. Пусть и по иным причинам.

Потому что – и это тоже железный закон Арды, да и просто жизни – с победой в войне ещё ничего не заканчивается. Зло не повержено, только побеждено, и хотя земли Арнора и освобождены – самого Арнора как будто больше нет. Цена победы не намного ниже цены за гибель Саурона при падении Нуменора.
Но это – мир людей; а люди не хотят сдаваться. И люди строят свой Арнор с нуля, из отрицательной величины – строят на любви, надежде, упрямстве и огне сердец, на самоотверженности и жажде жизни.
Не я первая сравню мир «Некоронованного» с миром Полудня братьев Стругацких, но определённое сходство действительно есть. После того как решены самые жестокие проблемы, рай на земле всё равно не наступит; откроются новые проблемы, психологические, и уже будет возможность их тщательно и мудро решать – не на фоне войны, не вопреки ей, а с чувством и смыслом.
Напряжённейший драматизм военных глав уляжется, сменится более спокойным, но не менее увлекательным ритмом жизни после войны. Новой жизни. Всеобщее счастье и благоденствие, к сожалению, люди не ценят. Нуменор продержался полторы тысячи лет до падения Тени, после победы в войне Последнего Союза королевства людей начинают приходить в упадок спустя уже тысячу лет (это при наличии внешнего врага!), в Гондоре после победы над Сауроном Новая Тень поднимается меньше чем через два века…
В Арноре после войны и до событий «Властелина колец» не произойдёт ничего подобного. И основа этому закладывается в «Некоронованном», его героями и прежде всего – главным героем, Аранартом.

В романе он многократно сравнивается с самыми разными героями Арды, но больше всего – с Феанором: по замыслу автора и собственных предков Аранарт предстаёт перед нами «Феанором среди людей». И всё-таки он – не Феанор, нет. Скорее – Турин.
При всём мгновенном или глобальном сходстве с множеством своих предков, от Тингола до Берена и от Элроса до Тар-Алдариона – больше всего он напоминает мне именно Турина. Нет, не Феанора, потому что чего в Аранарте нет – так это мастерства и творчества, а именно Турина, со всей его запредельной харизмой, силой воли, умением привлекать к себе и вести за собой, с потенциальной способностью уничтожить Искажение, убить Моргота… и без его эгоизма.
Аранарт – это, если угодно, Турин, воспитавший себя. Турин, научившийся быть королём. Турин, научившийся надежде.
Турамбар, в самом деле.
Турин, заметивший, что в жизни, кроме него, есть и другие.

Так и в романе, кроме главного героя, играет каждый, виден каждый персонаж, даже появляющийся в одном-двух эпизодах, что уж говорить о полноценных героях второго плана. Автор решает нелёгкую задачу – все многочисленные герои различны, непохожи друг на друга, каждый из них своеобразен, каждый – живой и объёмный. И все – по-своему симпатичны, будь то добрейший Талион или застывший в прошлом окаменевший Вильвэ-спрут. И каждому из героев – сопереживаешь, и привязываешься к нему, и жалеешь, когда он уходит со страниц романа.

Кроме, конечно, одного героя, единственного отрицательного на весь роман – Ангмарца, Короля-чародея. Не раз уже отмечали, что главный злодей в «Некоронованном» - тоже не абстрактное зло, а конкретный субъект. Так ему и положено, он не Моргот и не Саурон, он не стихия, он человек, тоже – человек; вернее – был человеком, но от своей сути отрёкся сам.
Могущество – получил, бессмертие получил, но человеком быть перестал. Отдал то, что и позволило людям – победить и убить его.
А в романе он – зло безусловное и абсолютное, но зло умное. Зло, стремящееся не разрушать, как Моргот, а повелевать, как Саурон. Зло могущественное, с которым справиться нелегко, зло, победа над которым – честь и для разума героев, и для их душ.
Что – тоже совершенно по-толкиновски.

исходное размещение текста


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Холодные камни Арнора" и др.

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Науртинниэль(c) 2016
Миф.Ру (с) 2005-2016

Rambler's Top100