На главную страницу "Форменоса" На главную страницу
портал "Миф" К оглавлению "Эанариона"

ВАЛАКВЭНТА
Сказание о Силах Мира

ОБ ИЛУВАТАРЕ

Непостижима сущность Неугасимого Огня, и далека она от сознания даже мудрейших из мудрых, и потому немногим ведомо в Арде об Эанар. И оттого, ошибаясь, называли Единым Илуватара, который, хотя и был сильнейшим из воплощений Неугасимого Пламени, но заключал в себе лишь одну его ипостась. Могущество Илуватара было столь велико, что он и те, кого он оставил с собой, пребывали вне Арды, и всё же – в Мире Явленном, ибо не миновало их течение времени и ожидание новой Музыки Айнуров.
Проявление Неугасимого Огня, Илуватар обладал частью его силы и щедро дарил эту силу Айнурам, и сила Эанар стала Сердцем Мира.
И почитая себя единственным в мире, кто не ошибается, и почитая деяния свои безупречно верными, не желал признать Илуватар за кем-либо право быть несогласным с ним. И потому гневался он на всякую попытку не только перечить ему, но и свободно принимать решения. Оттого возненавидел он Мелькора еще в те времена, когда Восставший-в-Любви трудился на благо Арды, не спрашивая советов Илуватара. Оттого разгневался он на Ауле, когда тот, движимый любовью к миру, создал гномов, не испрашивая на то дозволения Илуватара.
Сила Илуватара настолько велика, что нет ему места в Арде, оттого и пребывает он за Гранью Мира. Но как бы ни был могуч Илуватар, не властен он над судьбою Арды, ибо со Второй Темой мир стал необратимо изменен, а с Третьей вошла в него свободная воля, и никто из Великих не в силах подчинить себе тех, у кого от Сотворения Мира до Скончания Времен есть право на Выбор.
Но нет этого права ни у Илуватара, ни у кого из Валар - Стихий Мира, ибо каждый из них воплощает часть Эанар, занимая свое место в мире, определенное горним промыслом Неугасимого Пламени. И потому странно было бы осуждать или хвалить Валар за их деяния – ибо лишены они выбора, но творят лишь то, что предназначено им от Сотворения.

О ВАЛАР

Пятнадцать их – Сил Мира, воплощающих в себе всё мироздание, восемь Валар и семь Валиэр. Первейшие из них трое – двое братьев и сестра: братья Манвэ и Мелькор воплощают в себе Стабильность и Движение, имеющее предел, сестра же их Ниэнна – Сострадание, истинный удел женщины, взирающей на борьбу противоположных сил.
Манвэ, во всем вершащий волю Илуватара, и Мелькор, во всем противящийся этой воле, воплощают крайности; среди прочих же Валар одни тяготеют к стабильности, другие – к движению. В надлежащем порядке Валар следует перечислить так (начиная с Мелькора, ибо он изначально могущественнее прочих): Мелькор, Ульмо, Ауле, Оромэ, Тулкас, Ирмо, Намо, Манвэ - у первых четырех преобладает Движение, у вторых - Стабильность.
Что же до Валиэр, то власть их над миром меньше, чем у Валар, и роль их в судьбе Арды – меньше. Могущественнее других Ниэнна, Варда и Яванна, уступают им силой Вайрэ, Эстэ, Нэсса и Вана.

О МЕЛЬКОРЕ

Воплощение разрушительной ипостаси Неугасимого Пламени, был он изначально могущественнее всех Валар, однако сила его с течением времени растрачивала самоё себя и оттого к концу Первой Эпохи оказался он обессилевшим и побежденным. Так тот, кто при Сотворении был Мелькором – Восставшим в Любви, стал Белегуром – Восставшим в Мощи, а побежден был как Моргот – Черный Враг.
Если удел Илуватара и вершащих его волю – золотая середина, то удел Мелькора – крайности: нестерпимый жар и пронизывающий холод, бездны преисподней и высочайшие горы, ослепительный огонь и всепоглощающая чернота. Такими были его владения и на Заре Мира, такой была и его твердыня Ангбанд.
При Сотворении мощь Мелькора была так велика, что он подчинял себе море и землю, воздух и огонь, обуреваемый неистовым нетерпением создать Облик Мира. Оттого и Музыка его была подобна ярящейся буре. И порыв Мелькора привел в движение неподвижный мир, созданный Илуватаром, и движение это не остановит уже ничто.
Деяния Валар, что созидали, повинуясь воле Илуватара, Мелькору могли представляться лишь ложными и неверными, и потому Восставший в Любви стремился придать миру тот облик, коий считал должным, и Мелькор изменял и рушил сотворенное прочими Валарами, движимый не ненавистью к ним, но любовью к Миру. Не могли понять друг друга те, в ком были воплощены противоположные ипостаси Эанар, и непонимание со временем переросло в ненависть, а та – в смертельную вражду.
Желая блага Эа, Мелькор нуждался во власти, дабы направить мир по тому пути, что он считал единственно верным. Так – не для удовлетворения честолюбия своего, но ради жизни мира – стремился Восставший в Любви к власти, желая быть не властелином, но наставником. Не было злобы в сердце владыки Утумно, как не было и ненависти, ибо возникла она позже – когда разрушены были чертоги Утумно, а сам он – заточен. И лгут те эльфийские хроники, где говорится, что Мелькор обманом и предательством подчинил себе подданных – ибо во дни Утумно владела Мелькором лишь любовь к Арде и этой любовью зажигал он сердца своих сподвижников. Ненависть пришла к нему во дни Ангбанда, и иссушила его силу, и стала причиной его низвержения Валарами, ибо еще до Войны Гнева сражен был Моргот своею ненавистью.
Как ипостась Эанар, Мелькор могуществом своим был подобен Илуватару и обладал частью силы каждого из Валар. И потому мог он дать бытие своему народу. И сотворил орков.
Лгали Валары, что неспособен был Мелькор создать живых существ, что исказил он облик и души эльдар, превратив их в орков. Причиной этой лжи была ненависть Валар к Мелькору и неверие в его силы. Однако странно было бы утверждать, что Ауле, уступавший силой Восставшему в Любви, мог создать свой народ – гномов, а Мелькор – лишь переиначить чужое.
И как существует множество эльфийских народов, и не спутаешь гордого воина нолдоров с зеленым странником лайквэнди, так же существует и множество народов орков, разнящихся между собой и по силе, и по уму. У перворожденных орков были и своя мудрость, и свое искусство, кои совершенствовали они подле своего Создателя и Наставника в Утумно; однако когда Утумно было разрушено, то мудрость была утрачена, а после – когда обратился Моргот к ненависти и злобе – его народ следом за Создателем низвергся от великих и грозных знаний к уродству, грубости и безумию.
И создано было в Утумно учение о Неугасимом Пламени, почти дословно совпадающее с теми нолдорскими знаниями, что приведены в этой книге. Не ведали перворожденные орки и нолдоры Форменоса, что единой святыне поклоняются они...
Все четыре стихии были подвластны Мелькору, но наибольшей была его власть над огнем, и разжигал он огни в Арде, ибо обладал частью Огня Творения. Но пламя его казалось Валарам Темным, и они гасили его, дабы создать свое – Светлое. Пламя же Валар (будь то Светильни, Древа Валинора или Солнце и Луна) вызывало у Мелькора такую же ненависть, как и Темное Пламя Утумно – у Валар, и он уничтожал Светлое Пламя, доколь мог. Ненависть эта была предопределена сущностью Эанар, ибо и Светлое и Темное Пламя суть его ипостаси, находящиеся в вечной борьбе.
И сколько бы раз не поражали Моргота – быть ему неуничтожиму до конца времен, ибо горним промыслом Эанар не должен мир останавливаться в своем движении, а движение есть борьба. И потому, сколько бы раз ни одолевали Валары Мелькора, ни разу не могли они пленить всех его соратников, и битва не прекращалась, хотя и затихала ненадолго.

ОБ УЛЬМО

Страшен и грозен Владыка Вод, живущий, подобно Мелькору, вне Валинора. Подобно Мелькору, страшит он Владык Валинора, и голос Моря повергает их в трепет и вселяет в их души непокой. Однако сущность Ульмо – лишь движение, но не разрушение, и оттого противостоит он Мелькору, заставляя и его страшиться силы Моря.
В непрестанном движении пребывает Ульмо, и потому – единственным из Валар – не связывает он себя обликом и не имеет своих чертогов, но странствует везде. Подобно Мелькору, не связан он с одной Стихией, но властвует над многими – по воде, по земле и под землей пролегают пути странствий Ульмо.
Подобно Мелькору, противостоит Ульмо Владыкам Валинора, редко появляясь на Благословенной Земле; и на советах Валар часто противится Ульмо решениям Манвэ, и нередко нарушает Владыка Вод волю Правителя Арды, помогая Срединным Землям, когда Валарам это стало запретно. Так тот, чья сущность – движение, не ведает согласья с теми, чья сущность – стабильность; однако вражды нет между ними, ибо всем им чуждо разрушение.
Безмерно могущество Владыки Вод, ибо в шуме Моря сохранилось эхо пения Айнуров и бесчисленные воды земли приносят ему вести раньше, чем достигают эти вести очей Манвэ, и многое осталось бы не ведомым Правителю Арды, не открой ему этого Ульмо.
Таков Владыка Вод – ужасный обликом и непокорный нравом, ставящий свою волю выше велений Совета Валар. Таков Ульмо – один из немногих Валар, кто никогда не оставлял своей заботой Срединные Земли, кто помогал Тургону, и Хурину с Хуором, и Туору, и Эарендилу Благословенному; кто, будучи столь сильно похож на Мелькора, всю свою силу употребил на то, чтобы подвигнуть Валар сокрушить Владыку Ангбанда.

ОБ АУЛЕ

Божественный кузнец, создатель облика Мира, он подобен Ульмо строптивостью своего нрава, хотя и уступает Владыке Вод в ярости.
Ауле имеет власть над земным огнем, так что не нуждается в кузнечных орудиях, ибо раскаленный металл не обжигает его, но покорен рукам божественного Кузнеца и мягок в них, словно сырая глина. Ауле была доступна и та часть Эанар, что стала Сердцем Мира, и потому, обладая частью силы Изначального Творения, смог Ауле создать свой народ – гномов, не спрашивая на то позволения Илуватара и пренебрегая его волей.
Однако лишен Ауле того чувства независимости, что присуще и Ульмо, и Мелькору, и потому, сотворив гномов, Ауле устрашился своей дерзости и раскаялся перед Илуватаром, и вручил ему судьбу своих творений.
Ауле творит облик Мира, однако не стремится видеть его неизменным, понимая, что Мир – лишь жилище для Детей Илуватара, кои станут преобразовывать его, подчиняя своим целям. Да и сам Ауле не только создавал, но и рушил – ибо предопределена была его ненависть к творениям Мелькора, и Кузнец низвергал то, что создавал Восставший; и позже именно Ауле сокрушил чертоги Утумно и Ангбанда.
Двояка сущность Ауле – и движение, и стабильность: он создает, и изменяет созданное, и разрушает чуждое ему, – и всё же служит он делу стабильности, не смея давать выход своему свободолюбивому духу.

ОБ ОРОМЭ

Великий Охотник яростен и мудр, жесток и добр, вольнолюбив и заботлив. Он покровительствует кельвар – животным, – что были сотворены Яванной, и беспощадно истребляет тех существ, что создал Мелькор. Подобно Ульмо, не приемлет Оромэ благостный покой Валинора и, презрев запрет Манвэ нисходить на Срединные Земли, часто отправляется туда охотиться на чудовищ.
Подобно Мелькору и Ульмо, Оромэ не признаёт над собою власти – нередко лишь на словах подчиняется Охотник воле Манвэ; подобно Мелькору и Ульмо, Оромэ одинок в своих странствиях; подобно Мелькору и Ульмо, именуют Оромэ “ужасным Валаром”. Только эти трое Валар никогда не оставляли своим вниманием Срединные Земли, радея об их благе так, как каждый понимал это благо.
Когда на совете Валар решено было призвать эльдаров в Валинор, то Оромэ эта мысль показалась лучшей, – и оттого именно он стал предводителем эльфов на пути на Запад; однако, многие века спустя, именно Оромэ тайно обучал воинскому искусству бойцов нолдоров, когда те решили вернуться на Срединные Земли.
Не обладал Оромэ силой творения, и всё же не чужд был Владыке Лесов Неугасимый Пламень, и оттого подобно серебру и золоту сияет конь его Нахар и звук рога его Валаромы грозен, как пение грозовых туч. Однако не всегда Владыка Лесов странствует по Срединным землям в обличии могучего и ужасного Охотника – нередко скачет он по лесам, обернувшись высоким белым оленем с золотыми рогами, являясь в таком виде к заблудшим путникам, указуя им дорогу.
Вольнолюбив и своенравен Охотник, служащий благу Мира, не спрашивая воли Правителя Арды; и хоть движение – более его сущность, стоит он в ряду Валар после Кузнеца, ибо он дерзнул создать свой народ, а Оромэ силы творения не имел.

О ТУЛКАСЕ

Во многом сходны Охотник и Воитель, но тем ярче различие между ними. Оба они не раз выходили на бой с Восставшим, оба не раз сокрушали воинство Мелькора – и всё же различны были причины их вражды с Восставшим и по-разному вели они борьбу.
Сколь независим и строптив был Оромэ, столь же послушен воле Владыки Арды Тулкас. Оромэ сражается против Мелькора, движимый ненавистью к его творениям, Тулкас же – повинуясь приказу Манвэ. Ведя войну, Оромэ не нуждается ни в чьих советах – Тулкас же не начнет боя без приказа. Для Оромэ битва не кончается никогда – сам или руками учеников он вечно борется с воинами Врага и его чудовищными созданиями; Тулкас же лишь несколько раз выходил на бой, забывая о поверженном Враге, пока не приходило время нового сражения.
Оромэ пребывает в вечном движении, сущность же Тулкаса – мгновенные и могучие удары; сколь Оромэ вольнолюбив, столь Тулкас послушен приказам, подчинен Верховному Владыке. Так Тулкас воплощает в себе движение, полностью подчиненное стабильности и охраняющее ее.

ОБ ИРМО

Владыка снов и грез вместе с Владычицей скорби залечивает душевные раны, дают отдых и успокоение тем, кто страдает. Ирмо послушен воле Ниэнны, подобно тому, как Тулкас послушен воле Манвэ.
Подобно другим Валарам, чья сущность – стабильность, Ирмо редко вмешивается в судьбы Эндорэ, однако заботливо помогает тем, кого тяжелый удел приводит в Мир Скорби – в Ниэнэирэ. Но не только во владениях Скорбящей живет Ирмо – отдых и покой обретают страждущие в его садах Лориэна в Валиноре. Тем, чья жизнь светла, как безоблачное небо Амана, Ирмо всегда кажется спящим, однако безмятежный покой Ирмо – лишь иллюзия, ибо Владыка Снов неустанно заботится о тех, для кого померкла радость жизни. Те, кто воззвал к Ирмо и получил помощь, знают, что Владыка Отдыха сам покоя не ведает, вместе со Скорбящей помогая страждущим.

О НАМО

Старший брат Ирмо, Владыка, Чей Облик Скорбен, не ведает ни жалости, ни сострадания. Он провидит судьбы мира, зная о грядущем больше любого из пророков (однако и ему открыто не всё, ибо свобода воли эльдар и атани изменяет даже предначертанное). Чертоги Намо – Мандос, Темница, там он собирает умерших эльдар, однако те, чья боль души мучила их и после смерти, уходили от Намо к Скорбящей, ибо она могущественнее Судии.
Ненависть Мандоса страшна и смертоносна, и всё же он не в ответе за нее, ибо от сотворения Мира воплощает Намо незыблемость, и стабильность, и предначертанный путь Мира, не приемля любое движение и развитие, неизбежно считая его направленным лишь во зло миру. Оттого беспощаден был Мандос и к Мелькору, и к нолдорам, не желая замечать, что ненависть Владык Амана к Феанору и его последователям неизмеримо усиливает Черного Врага.
За всю историю Арды Мандос смягчил свой приговор лишь один раз – когда Манвэ приказал ему исполнить мольбу Лучиэни и вернуть к жизни Берена. Однако, если бы не беспримерность их деяний, Лучиэнь взывала бы к Владыке Намо тщетно.
Стабильность и неизменность, скорее губящая самоё себя, чем допускающая в мир развитие, – такова сущность Владыки Намо. Он охраняет мир от изменений, сокрушая всех, кто дерзает свободно творить – ко злу или ко благу.

О МАНВЭ

Если Мандос воплощает крайнюю стабильность, изменений не ведающую, то Манвэ допускает в мир развитие, однако в ряду Валар он назван крайним, ибо именно он, провозглашенный Илуватаром Владыкой Арды, вершит судьбы мира, охраняя мир от изменений. Манвэ правит во имя стабильности, Намо лишь выполняет его волю.
Среди творений Илуватара Манвэ был воплощен как брат-близнец Мелькора, и оттого, как ни противоположны они друг другу – но во многом сходны.
Оба желали власти над Миром, но не ради честолюбия своего, однако ради блага Мира, кое понимали они противоположно, Оба от желания трудиться для Мира опустились до страсти к подчинению других себе, до жажды личного могущества и унижения всех, кто не согласен. Оба равно ненавидели свободолюбивых нолдоров.
Всякое творение, созданное по воле Манвэ, было неизменным – будь то предначальный свет Светилен, царивший во время Весны Арды, или же неизменная краса Валинора, неприступными горами отгороженного от лишенного заботы Валар мира. Вечноцветущий сад без бурь – вот стремление Манвэ. Такой была Весна Арды, сокрушенная Мелькором, таким был Валинор, пребывая в иллюзии благополучия, несмотря на все удары, сотрясавшие мир.
Манвэ вечно враждует с Мелькором и всё же бессилен его одолеть, хотя и одерживает одну победу за другой. Ибо сколько бы раз ни сокрушал Владыка Арды того, кто некогда восставал в любви, никогда не мог он уничтожить все плоды деяний Валара-Отступника, и оттого затихавшая было война разгоралась затем с новой силой. Но не неразумие Манвэ было причиной того, а судьба Эа, предначертанная Неугасимым Пламенем: вечное движение и вечное преодоление, которое невозможно, если стабильность победит окончательно.

О НИЭННЕ

Среди Айнур они явились первыми – двое братьев и сестра. Она пришла в Мир как Валиэ Любви и звалась – Любящая, на языке эльдар ее имя звучало бы – Нилиэна. Силой животворящей Любви желала она наполнить Мир – любви материнской, сестринской, супружеской. И не было в Эа чувства сильнее, чем любовь Нилиэны к ее двум братьям...
Но первое, что увидела она прежде, чем Мир был явлен, – это были ненависть и вражда между двумя самыми дорогими ей. И первое в мире горе было – горе их сестры, ибо открылось ей, что вражда ее братьев обречен Мир на вечные страдания. Так Любящая – Нилиэна – стала Скорбящей – Ниэнной, но любовь не покинула ее сердца. И хотя не суждено было расцвести в мире той любви, что несла Валиэ изначально, ибо во время битвы нет места любви, а вся история Арды – это вечная битва, всё же Любовь Ниэнны пришла в Мир, и имя этой любви было – Сострадание. Все, кто населяет мир – и великие, и малые – для Ниэнны словно родные дети, и она, как мать, утешает их в горестях и бедах. Для нее – единственной среди Валар и Валиэр – нет разницы между служащими Аману и служащими Мелькору – Ниэнна равно сострадает всякому, чья скорбь велика, и для каждого она – матушка, и всякого утешит.
Одежды Скорбящей – синего цвета, ибо это – цвет траура, и ученики ее неизменно носят синее. Многие учились у Сострадающей забывать свою боль ради помощи тем, кто не в силах превозмочь страдания...
Великому могуществу нет места в пределах Арды, дабы эта сила не разрушила Мир. Оттого за Гранью Мира пребывает Илуватар, оттого исторгнут был туда Мелькор, а прежде него – Феанор, воплощенный Эанар. Скованы были своей силой и Валары, ибо эта сила препятствовала им появляться в Эндорэ и прямо вмешиваться в его судьбу; оттого не покидали они Валинор, Моргот же не мог переступить порог Ангбанда. За пределами Арды пребывает и Ниэнна, первая из Валиэр. Ее сила так велика, что Скорбящая обладает своим миром, одним из уровней Эа – Ниэнэирэ.

О НИЭНЭИРЭ – ВЛАДЕНИЯХ НИЭННЫ

Ниэнэирэ – Мир Скорби – зовутся края вне пределов Арды, где царит сила Ниэнны и Ирмо. Путь в них не знает никто, и всё же вход туда открыт всякому, кто настолько отягощен болью, что жизнь едва теплится в нем и дух на время оставляет тело. Многие раненые бойцы, уставшие вновь бороться со смертью, приходили в Ниэнэирэ – и те, в ком было желание жить, набирались сил и исцелялись от ран; но те, кто предпочел вечный покой этих мест той боли, которой пронизана Арда, оставались в Ниэнэирэ, и после многие уходили в Валинор – в Лориэн или в Мандос.
На призрачных равнинах и в лесах Ниэнэирэ, подобных равнинам и лесам Арды, но только никогда не знавшим света солнца, луны или звезд и вечно окутанных серо-синим туманом, каждый, кого приведет сюда безмерное отчаянье или смертоносная боль, каждый будет утешен Сострадающей, которая редко является там зримо, но присутствует везде, ибо Мир Скорби поручен ее заботам, и, утешая страждущих, узнаёт она о самых страшных болях, когда-либо изведанных в Арде. Всякий, чья душа истерзана и чье сердце изранено, найдет участие у Сострадающей, и сможет излить ей душу и выплачет свое горе. И когда груз боли покинет его, то Ирмо ниспошлет ему отдых, и забудется боль, и зарубцуются раны души. Никому не помогут Ирмо и Ниэнна вернуться в Арду и никого не пожелают оставить у себя – они лишь дадут обрести силы, чтобы тот, кого есть, за чем или ради чего жить, возвратился в Арду сам. Но если отдохнувший решит, что ему дороже покой, пребывание на бессветных равнинах, затянутых синим туманом, где нет разницы между сном и явью, между жизнью и смертью, где нельзя уснуть, ибо там нет пробуждения, – если отдохнувший решит, что остаться там лучше суровой жизни в Эндорэ или блаженной в Валиноре, то он останется бродить призраком в этом призрачном мире.
Вход в Ниэнэирэ равно открыт всем страждущим, кому бы они при жизни ни служили. Однако никто не может встретить в Мире Скорби своего врага – там пересекаются лишь пути тех, кто был связан при жизни узами дружбы или любви. Изредка встречаются в Ниэнэирэ те, кто не любил друг друга, но чьи судьбы неразрывно спаяны.
Майары и раукары, для кого тело – словно одежды, которые легко сбросить и одеть, не могут быть убитыми в Арде, их смерть – лишь видимость; и они нередко после этой мнимой гибели приходят в Ниэнэирэ, чтобы оставить там груз пережитого. Страшные боли внезапно открывают путь в Ниэнэирэ людям – и если в человеке горит желание жить, то может свершиться чудо, и смертельно раненый воскреснет, и люди будут изумляться, не зная, что помощь он нашел в Ниэнэирэ. А если человек пожелает остаться в призрачном Мире Скорби, то в этот миг разорвется связь его души и тела, и наступит смерть, и он покинет Ниэнэирэ, ибо души умерших атани должны пребывать за Гранью Мира.
И чаще других Сил Эа приходят в Ниэнэирэ эльдары, неся свою тоску и боль. Путь умерших ведет в Мандос, но умирающий всегда приходит в Ниэнэирэ и нередко возвращается оттуда назад в Арду. Но чем больше проходит веков от восхода Луны, тем слабее в эльдарах желание жить, тем реже уходят они из Мира Скорби, а если и покидают его, то ради Валинора, а не Эндорэ. И уже во Вторую Эпоху жизненная сила ослабла в эльдарах настолько, что не страшные раны, не жгучее горе, а утомленность от мира приводила их в Ниэнэирэ. Так – не за Море, но в инобытие – уходили многие эльфы, чтобы никогда уже не вернуться в Арду – на лишенные и дня и ночи, и света и темноты, и радости и страданий призрачные равнины Мира Скорби.
Таков Ниэнэирэ – мир между жизнью и смертью, владения Ирмо и Ниэнны, – где не прибавят сил телу, но утешат страждущего и дадут отдых утомленному.

О ВАРДЕ

Возжигательница Звезд обладала частью Огня Творения, оттого и дала бытие всем светилам, что сияли в Арде – и Светильням Изначальных Дней, и Древам Валинора, и Солнцу и Луне. Ее свет радостен для Валар и ненавистен Мелькору так же, как свет Мелькора – Темное Пламя – ненавистен ей. Но в той ненависти нет их воли, ибо Светлое и Темное Пламя – суть две борющиеся между собой ипостаси Эанар.
Варда – Владычица Светлого Пламени – супруга Манвэ, Владыки Арды. Сила их объединена, и оттого Светлое Пламя владычествует в Арде, борясь с Темным, и борьбе этой длиться до тех дней, пока сила обоих Огней не будет исчерпана в последней битве...

О ЯВАННЕ

Королева Земли – пятая и последняя среди Валар и Валиэр, кому был доступен Пламень – Сердце Мира. Бесчисленны творения Яванны – кельвар и ольвар, животные и растения, – те, кому дала она жизнь. И великий Охотник Оромэ охраняет их от созданий Мелькора, помогая Яванне, но не подчиняясь ей.
Обладая Пламенем, смогла дать Яванна силу Света Древам Валинора, что сияли Благим Светом Предначальных Дней. Супругом Яванны был Ауле, с которым вместе создавала она облик земель. Но хотя оба супруга обладали Пламенем и многое творили сообща, несхожи были их пути, ибо Яванна желала раз создать и далее лишь беречь сотворенное, Ауле же не мог остановиться в творчестве, добавляя к творению и изменяя его.

О МАЙАР

Младшие из Айнур, они пришли в Арду вместе с Валарами и были их помощниками и учениками. Силой они уступали Валарам, и оттого свободнее была их воля, и не связаны они были, подобно Валар, со своей стихией, но могли выбирать и изменять выбор.
Меньшая сила и свободная воля открывали майарам путь в Эндорэ, и они были вольны навеки покинуть Валинор. Так поступила Кеменайрэ из свиты Яванны, так поступил Саурон. И иные майары, много сделав для Эндорэ и завершив там свои дела, возвращались вновь в Аман – среди них назовем и Мелиан, и Олорина, и Алатара, и иных. Сами же Валар всё реже и реже могли нисходить на Срединные Земли, ибо их великая сила была препятствием им, и потому они посылали туда майар – как вершителей их воли.

О РАУКАРАХ

Раукары – демоны и духи – были слугами Валар и майар, подчиняясь им беспрекословно. Быть может, они были слабейшими из Айнур, или же Валары сами создали их на службу себе.
Обретая зримый облик, чаще всего раукары предстают животными – это орлы и вороны Манвэ, приносящие ему вести обо всем. что творится в Эндорэ, это охотничьи собаки Оромэ и конь его Нахар, это волки и волкодлаки Мелькора, из коих могущественнейшие – Драуглуин и сын его Кархарот. Иные же раукары принимали облик, не сравнимый ни с чем, – таковы энты Яванны, охраняющие ольвар, таковы балроги Мелькора – воплощения силы Темного Пламени. Правили своими народами и Ауле с Ульмо, однако немногие видели раукаров камня и воды; быть может, слуги Ульмо принимали облик лебедей, и потому эльдары Ульмо – тэлери – строили корабли, обликом схожие с лебедями.
Если майары свободны в своем выборе, то раукары свободы воли лишены, повинуясь лишь своему владыке, даже если сердце велит им нарушить приказ. Впрочем, редко бывает, чтобы стремления раукара расходились с волей его Валара.

О БЕССМЕРТНЫХ НАРОДАХ

Бытие эльдаров, гномов и орков неразрывно связано с Ардой, и оттого, хоть и подвержены они гибели в Эндорэ, всё же именуют их бессмертными, ибо никогда не покидают они Арду, но уходят в чертоги Мандоса, откуда Судия может выпустить их в свой срок.
Воля одного Валара творила гномов, воля одного Валара творила орков, и потому оба эти народа во всем подобны каждый своему творцу, ибо часть его сущности передалась им. Неизменен был в своей любви к своей земле и ее недрам Ауле, суров с врагами, щедр с друзьями – такими и стали гномы. Орки были во всем подобны Мелькору – сперва мудры и благородны, а позже, когда ненависть захлестнула их создателя, то и его народ сделался жестоким и свирепым, после же низвержения Моргота орки неизбежно утеряли последние остатки былого величия, чудовищно изменившись – разум и красота покинули их и стали им ненавистны, и безудержная злоба и враждебность ко всему живому остались единственными чувствами орков.
Эльдары же тем и отличаются от других народов бессмертных, что не один у них творец, а двое – Илуватар и Мелькор, ибо Третья Тема Айнулиндалэ была ответом на Диссонанс, Тему Вторую; изначально же Илуватар не желал давать бытие не-айнурам, но был принужден к тому Мелькором. Поистине, верным было для эльдар и атани имя “эрухини” – “Дети Единого” – однако не дети Илуватара были они, но дети Эанар, обе ипостаси коего воплотились в них.
Подобно тому, как сущность одних Валар – движение, а других – стабильность, так и эльфийские народы разнятся между собой. В ваниар, что вечно сидят в Валиноре подле тронов Владык, воплотилась Тема Илуватара, в других народах она звучит слабее и менее всего воплощена она в нолдорах – единственном из эльфийских племен, чьей сущностью было не только созидание и движение (и оно было в них безмерно, ибо не было более искусных мастеров среди эльдаров, чем нолдоры, что созидали не покладая рук), но и разрушение, о чем повествует эта книга. Странно и почти страшно осознавать, что изо всех народов эльдаров именно в нолдорах сильнее всего воплотилась Тема Мелькора – в нолдорах, которые так ненавидели его и были так ненавидимы им...
Слияние двух Тем в сущности народа нолдоров привело к тому, что они – единственными из эльдаров – обладают правом выбора, обладают всей полнотой свободы воли. Все другие народы выбирали свою судьбу раз и навсегда, и каждый народ был един в своем выборе; нолдоры же со временем отрекались от старых решений, и в мучительных поисках новых народ разделялся. Ни одно эльфийское племя не испытывало такого. Мучительность выбора нолдоров, трагичность их терзаний и мечтаний не могут не напомнить путь не эльдаров, но – людей.

О ЛЮДЯХ

Творения равно Илуватара и Мелькора, они обладают всей полнотой выбора, а Дар Смерти ставит их вне воли Валар и Илуватара. Подобно нолдорам, люди определяют свою судьбу сами, и попытки Валар решать за них неизбежно приводили к бедам, какими бы добрыми ни были намерения. И свобода людей открывает им после смерти путь за пределы Арды и, быть может, за пределы Эа, в то время как все иные силы Мира – и великие, и малые – пределов Арды переступить не могут; исключения лишь те, в ком воплощен сам Эанар. Это Илуватар, Мелькор, Феанор (и все те, кого могут забрать с собой они и еще – Ниэнна), они – и люди.

далее



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Alwdis N.N. Rhutien (с) 1994-2010
Миф.Ру (с) 2005-2010