Русско-нездешний разговорник
по профессии вампир |
Эпиграф ко всему циклу |
Дом Сухой Реки – Вы же знаете, – сказал Старик, – я не занимаюсь толкованием снов.– Да, я знаю, – ответил Собеседник. – Но я хочу выслушать именно вас. Старик вздохнул, набил трубку, закурил. – Любой сонник скажет вам больше меня. Вы сможете там найти ответы. – Пожалуйста, позвольте мне рассказать вам. Вы ведь знаете то, что ни в каких сонниках не пишется. Старик выпустил кольцо дыма: – Рассказывайте. Но я ничего не обещаю. – Итак, мне снилось, что я с экскурсией иду по городу. Вокруг особняки – прошлый, позапрошлый век, очень красивые. Мы останавливаемся возле одного из них, там еще мемориальная доска. Нам что-то рассказывают. Потом мы долго поднимаемся вверх по улице и оказываемся уже за городом. – Ну, вы сами знаете, – пожал плечами Старик, – подъем снится к удаче. Выход за пределы города – не знаю. – ...А там я теряю эту группу людей и встречаю своих друзей – Мананнана и Гвидиона. – Так-таки Мананнана и Гвидиона1? – приподнял бровь Старик. – Этими именами мы называем друг друга. Они такие же люди как и я. “"Такие же люди, как и я". Двусмысленная фраза, мой юный друг. Итак, ты расстался с людьми и встретил бога с полубогом. Неплохое начало”. – Мы втроем возвращаемся в город. Мы бежим вниз по этой горе... да, говорят, что вниз по горе – к беде, но я не чувствую беды, мне легко и весело; Гвидион остается позади, а я – взлетаю. – Все люди летают во сне. – Да, я знаю. "Итак, ты оставил людей и, взлетев, обогнал полубога" – Старик щурится от удовольствия. – Я лечу, мне это удается легче, чем обычно, и Мананнан тоже остается позади. Спуску конец, я оказываюсь возле того самого дома с мемориальной доской. Теперь я припоминаю... сначала его окна были маленькими, а тут вдруг они – большие, там светло и я вижу музейные витрины. Но это не музей. По крайней мере, не обычный. Я почему-то знаю это. ...Я не слишком затягиваю рассказ? – Я слушаю вас, мой юный друг. Продолжайте. Если детали кажутся вам существенными – не пренебрегайте ими. "Дом без входа. Неужели – Дом на границе миров? Дом, куда нет доступа обычным людям". – Итак, я хочу войти туда. Стены оказываются прозрачными, и я вижу всё внутри. Я вижу выход, и старушка-служительница ведет к выходу мальчика. "Дом, где есть выход, но нет входа. Старуха-обитательница. И ребенок... дети принадлежат обоим мирам – они запросто бегают через границу, полагая это игрой. Ребенок откроет тебе дверь, я уверен". – Когда ребенок подходит к двери, я как-то огибаю дом, оказываюсь внутри и протягиваю старухе свои удостоверения. Вы же знаете – я работаю в музее, у меня свободный пропуск почти во все музеи мира. – Да, я знаю, – кивает Старик. – Пропуск помог? – Да, но... понимаете, у меня много мест работы и несколько удостоверений. Так вот, я нахожу все, кроме главного. Я не могу его найти, как ни ищу. А именно оно дает мне право на бесплатный вход. "А вы, мой юный друг, хотели побывать в таком доме – и ничем не расплатиться за это?!" – Старик усмехается, но молчит. -Я судорожно ищу его, но как-то никто его особо не требует. И денег с меня не берет. "Да уж, деньги тут не нужны!" – И я начинаю осматривать этот музей. – Вы там, разумеется, ходите один? – Да. Смотрительницы кое-где... не везде. "Через Дом-на-Границе человек проходит один. Даже если этот человек дружит с богом и легко обгоняет его, взлетев". – Я сейчас плохо помню, что я видел там. Что-то вроде музея истории древних культур. Только одно: снаружи это был небольшой особняк. А изнутри... я не скажу, что это были огромные залы, скорее – очень большие комнаты, но их было так много... Заблудиться впору. Старик выколотил трубку: – Вы не помните направление, по которому пошли? – Налево. Разве это важно? – Справа налево. По часовой стрелке. По солнцу. Это хороший путь, мой юный друг. Что-нибудь еще об этом "музее" вы можете вспомнить – прежде, чем продолжить рассказ? Сколько, к примеру, в нем этажей? – Один. И то – он изнутри весь словно ниже земли. Снаружи – нет. "Преисподняя. Лабиринт Минотавра. И только старухи-хранительницы. Грайи? Парки? Мойры? Норны?" – Светло или темно было в этом "музее"? – Ни то, ни другое. Сумрак. Темно для музея; кое-где специально для меня зажигали свет в витринах. "Серый сумрак. Ну да, граница. Не мир смерти, но его преддверие". – Кстати, удостоверение вы всё-таки нашли или бросили искать? – Не нашел. Я уже осмотрел несколько залов, но всё рылся в сумке, всё извинялся, что не заплатил за билет и не могу доказать, что вправе ходить здесь бесплатно. А что? Это важно? – Нет-нет, – Старик сцепил руки. – Пока я просто уточняю. Продолжайте, это чрезвычайно интересный сон. – В одном из залов хранительница мне говорит, что мне надо перейти в другую половину музея, а эта другая половина – по ту сторону улицы. Причем улица... она как бы... проходит НАД музеем. "Ой-ё-ёй..." – Старуха открывает дверь, и я вижу... щель или канаву... не знаю, как это назвать. Вот дверь, вот узкий и длинный карниз, на котором я стою, дальше – эта длинная канава, примерно метр шириной и в рост человека вглубь, а прямо напротив – такой же карниз и дверь. Старик напряженно слушал. – Старуха предлагает мне перепрыгнуть. Я не решаюсь, и тогда оказывается, что оба края канавы не отвесны, а там есть высокие ступени. Вниз и вверх. Я спускаюсь на дно. "Именно что – на дно". – И... знаете, что самое удивительное... хотя это музей, но дно этой щели – просто земля. Утоптанная земля. Я стою на ней и не могу сдвинуться. Словно прирос. "Сухая река. Боги всемилостивые, малыш, куда тебя занесло?!" – Я стою, и меня безумно манит то, что слева. А там – зал. Огромный зал. Но он внушает мне ужас. Я не могу объяснить, чем. Я почти не вижу этого зала, только краешек. Я несколько раз пытаюсь сдвинуться, не могу и тогда судорожно оборачиваюсь налево. И каждый раз вижу разное. Мне запомнился край круглого стола, на котором инкрустацией выложены гербы. Стол, судя по размерам зала, метров десять в диаметре. А то и в радиусе. – Чем же вас пугает этот зал? – Размерами, должно быть. Там низкий потолок, но до стены очень, очень далеко... И почему-то я знаю, что он – квадратный. А за ним есть другие залы. Я их почти не вижу. Мне ужасно хочется пойти туда, но я не решаюсь. Да и сдвинуться не могу. – "Ужасно хочется". Вы точно выражаетесь, мой юный друг. "Итак, ты дошел до сухой реки. До реки смерти. Мертвой настолько, что там нет воды. Ты увидел сердце мира смерти. И ты правильно не осмелился пойти туда". – А что было справа от вас, мой друг? – Справа? – Собеседник удивлен, он явно не ждал этого вопроса. – Справа в двух-трех метрах от меня щель кончалась. То ли стена там была, то ли просто темнота. "Справа – Мрак. Тупик. Слева – мир смерти, хранилище тайн. Но твой выход был – вверх и вперед". – Мой друг, вернемся к вашим приключениям. – Старик зажег вторую т рубку. – Вы стояли на дне щели – и что же? – Я стоял очень долго. Говорю же, меня словно сковывало что-то. И... я уже не вспомню сейчас, почему отпустило. Я перешел эту полосу убитой земли и стал карабкаться вверх. И вот что странно: хотя глубина этой щели была в мой рост... – Вы лезли долго. – Не долго, но... Я именно лез по крутым высоким ступеням. Потом вошел в ту дверь, что напротив. – Вы не обернулись, чтобы увидеть зал, который вас так манил? – Нет! Он же мне внушал ужас. "Умница. Один такой обернулся. Легко отделался – всего лишь жену потерял. Впрочем, певцы – народ особый, они во всех мирах – свои". – Я вошел в дверь по ту сторону и оказался в комнате. – Собеседник запнулся. – Я помню ее со всей отчетливостью. Рядом с дверью там было окно, но свет сквозь него не шел. В комнате было почти темно. Там стояли надгробия. Много, десятка два. На деревянных подставках, как обычно в музеях. Только эти надгробия были... наоборот. Старик выпустил несколько колец дыма, внимательно слушая. – Это были... ну, что ли, спины надгробий. Представьте себе надгробные статуи лежащих королей и рыцарей – их спины как бы утопают в каменной плите. А я видел то, что скрыто внутри камня... сзади плиты. Старик закрыл глаза, сделал долгую затяжку. "Мир смерти с изнанки. Люди видят верхнюю половину лежащих фигур. Ты увидел нижнюю. После сухой реки. Мальчик, ты действительно прошел через смерть". – В этой комнате мне стало не по себе, и я поспешил уйти. "Неудивительно". – Я прошел еще через несколько залов; я их не помню. А потом оказался в ярко освещенном. Там была смотрительница и даже какие-то посетители. Увидев меня, смотрительница закричала, словно на нее вышло привидение. "Ну, разумеется. Ты вернулся к людям, пройдя через смерть, – и люди в страхе кричат, видя умершего – но живого". – У нее в руках было какое-то устройство... типа индикатора, наверное. Она направила его на меня – и взревела сирена. Сбежались смотрительницы. А я стою, дурак-дураком, с меня буквально сыплются голубые искры. Старик кивнул. – Искры сыплются, я как-то извиняюсь, говорю, что, наверное, слишком долго простоял там, под улицей... Как под облучением, что ли. Они поругались, но быстро успокоились. – А удостоверения свои вы им показывали? – Разумеется. Но основного я так и не нашел. "Было бы странно обратное. Ты расплатился собой. Какой уж тут бесплатный вход. Н-да... ты отдал себя прежнего и получил себя нового. Потеря? Обретение? Время покажет". – А дальше я осмотрел несколько залов на "этой стороне" музея. Но они уже перестали быть мне интересны. Старик опять кивнул. – Единственное, что мне запомнилось, – это сад. Он был во внутреннем дворике, я увидел его сквозь окно. "Опять окно?" – И вот что любопытно: этот внутренний дворик был под общей крышей со всем домом. А деревья в саду были высокими. Так что сад уходил на пару этажей вглубь. – Вы хотели туда спуститься? – Нет. Да я и лестницы не видел. То есть я знал, что найду ее, если захочу, но... я заторопился к выходу. "И это правильно. Некто Всёвидавший заглянул на обратном пути в садик... и не видать ему бессмертия, как своих ушей. Знаем мы эти зеленые насаждения на обратном пути!" – А почему вы заторопились? – спросил Старик. – Я подумал, что меня ждут Мананнан с Гвидионом. И еще мне показалось, что снаружи этого дома прошло много меньше времени, чем внутри. "Обычное дело". – Я поспешил к выходу... и проснулся. "Ну да, ты же вышел". – Что вы скажете? – Собеседник просительно посмотрел на Старика. Тот невозмутимо выколотил вторую трубку. – Ничего, мой юный друг. – Ничего?! – Не спешите обижаться на старого плута. Вы не хуже моего понимаете, что ваш сон – особенный. Вам не просто приснился этот дом. Вы прожили проход сквозь него, пусть во сне – но прожили. Так? Собеседник кивнул, не смея вымолвить и слова. – В этом сне вам были заданы вопросы. Во сне вы нашли ответы. Кстати, правильные. Но теперь вы хотите, чтобы наяву я отвечал за вас? – Я... понимаю. – Вот и хорошо. Не торопитесь отвечать быстро и однозначно. У вас есть годы, чтобы понять смысл этого сна. – Спасибо вам. Старик улыбнулся и отвел глаза в сторону: боковым зрением голубые искры, мерцающие в волосах Собеседника, были видны гораздо лучше. 22-27 мая 2003 1 Мананнан - в ирландской мифологии бог моря. Гвидион - не слишком добрый герой уэльских мифологических сказаний. |
|