На главную страницу
"Форменоса" На главную страницу 
портала "Миф" К оглавлению "Листочков"

Русско-нездешний разговорник

Дом Сухой Реки
Гомер должен быть один!
Без Изольды
День святого Патрика
Профессор
по профессии вампир

Эпиграф ко всему циклу
- Ну что ж, пора начать разговоры...
А то Алиса считает, что книжка без картинок
(ну или хотя бы без разговоров) -
книжка не интересная.
Птица Додо

Дом Сухой Реки

– Вы же знаете, – сказал Старик, – я не занимаюсь толкованием снов.
– Да, я знаю, – ответил Собеседник. – Но я хочу выслушать именно вас.
Старик вздохнул, набил трубку, закурил.
– Любой сонник скажет вам больше меня. Вы сможете там найти ответы.
– Пожалуйста, позвольте мне рассказать вам. Вы ведь знаете то, что ни в каких сонниках не пишется.
Старик выпустил кольцо дыма:
– Рассказывайте. Но я ничего не обещаю.
– Итак, мне снилось, что я с экскурсией иду по городу. Вокруг особняки – прошлый, позапрошлый век, очень красивые. Мы останавливаемся возле одного из них, там еще мемориальная доска. Нам что-то рассказывают. Потом мы долго поднимаемся вверх по улице и оказываемся уже за городом.
– Ну, вы сами знаете, – пожал плечами Старик, – подъем снится к удаче. Выход за пределы города – не знаю.
– ...А там я теряю эту группу людей и встречаю своих друзей – Мананнана и Гвидиона.
– Так-таки Мананнана и Гвидиона1? – приподнял бровь Старик.
– Этими именами мы называем друг друга. Они такие же люди как и я.
“"Такие же люди, как и я". Двусмысленная фраза, мой юный друг. Итак, ты расстался с людьми и встретил бога с полубогом. Неплохое начало”.
– Мы втроем возвращаемся в город. Мы бежим вниз по этой горе... да, говорят, что вниз по горе – к беде, но я не чувствую беды, мне легко и весело; Гвидион остается позади, а я – взлетаю.
– Все люди летают во сне.
– Да, я знаю.
"Итак, ты оставил людей и, взлетев, обогнал полубога" – Старик щурится от удовольствия.
– Я лечу, мне это удается легче, чем обычно, и Мананнан тоже остается позади. Спуску конец, я оказываюсь возле того самого дома с мемориальной доской. Теперь я припоминаю... сначала его окна были маленькими, а тут вдруг они – большие, там светло и я вижу музейные витрины. Но это не музей. По крайней мере, не обычный. Я почему-то знаю это. ...Я не слишком затягиваю рассказ?
– Я слушаю вас, мой юный друг. Продолжайте. Если детали кажутся вам существенными – не пренебрегайте ими.
"Дом без входа. Неужели – Дом на границе миров? Дом, куда нет доступа обычным людям".
– Итак, я хочу войти туда. Стены оказываются прозрачными, и я вижу всё внутри. Я вижу выход, и старушка-служительница ведет к выходу мальчика.
"Дом, где есть выход, но нет входа. Старуха-обитательница. И ребенок... дети принадлежат обоим мирам – они запросто бегают через границу, полагая это игрой. Ребенок откроет тебе дверь, я уверен".
– Когда ребенок подходит к двери, я как-то огибаю дом, оказываюсь внутри и протягиваю старухе свои удостоверения. Вы же знаете – я работаю в музее, у меня свободный пропуск почти во все музеи мира.
– Да, я знаю, – кивает Старик. – Пропуск помог?
– Да, но... понимаете, у меня много мест работы и несколько удостоверений. Так вот, я нахожу все, кроме главного. Я не могу его найти, как ни ищу. А именно оно дает мне право на бесплатный вход.
"А вы, мой юный друг, хотели побывать в таком доме – и ничем не расплатиться за это?!" – Старик усмехается, но молчит.
-Я судорожно ищу его, но как-то никто его особо не требует. И денег с меня не берет.
"Да уж, деньги тут не нужны!"
– И я начинаю осматривать этот музей.
– Вы там, разумеется, ходите один?
– Да. Смотрительницы кое-где... не везде.
"Через Дом-на-Границе человек проходит один. Даже если этот человек дружит с богом и легко обгоняет его, взлетев".
– Я сейчас плохо помню, что я видел там. Что-то вроде музея истории древних культур. Только одно: снаружи это был небольшой особняк. А изнутри... я не скажу, что это были огромные залы, скорее – очень большие комнаты, но их было так много... Заблудиться впору.
Старик выколотил трубку:
– Вы не помните направление, по которому пошли?
– Налево. Разве это важно?
– Справа налево. По часовой стрелке. По солнцу. Это хороший путь, мой юный друг. Что-нибудь еще об этом "музее" вы можете вспомнить – прежде, чем продолжить рассказ? Сколько, к примеру, в нем этажей?
– Один. И то – он изнутри весь словно ниже земли. Снаружи – нет.
"Преисподняя. Лабиринт Минотавра. И только старухи-хранительницы. Грайи? Парки? Мойры? Норны?"
– Светло или темно было в этом "музее"?
– Ни то, ни другое. Сумрак. Темно для музея; кое-где специально для меня зажигали свет в витринах.
"Серый сумрак. Ну да, граница. Не мир смерти, но его преддверие".
– Кстати, удостоверение вы всё-таки нашли или бросили искать?
– Не нашел. Я уже осмотрел несколько залов, но всё рылся в сумке, всё извинялся, что не заплатил за билет и не могу доказать, что вправе ходить здесь бесплатно. А что? Это важно?
– Нет-нет, – Старик сцепил руки. – Пока я просто уточняю. Продолжайте, это чрезвычайно интересный сон.
– В одном из залов хранительница мне говорит, что мне надо перейти в другую половину музея, а эта другая половина – по ту сторону улицы. Причем улица... она как бы... проходит НАД музеем.
"Ой-ё-ёй..."
– Старуха открывает дверь, и я вижу... щель или канаву... не знаю, как это назвать. Вот дверь, вот узкий и длинный карниз, на котором я стою, дальше – эта длинная канава, примерно метр шириной и в рост человека вглубь, а прямо напротив – такой же карниз и дверь.
Старик напряженно слушал.
– Старуха предлагает мне перепрыгнуть. Я не решаюсь, и тогда оказывается, что оба края канавы не отвесны, а там есть высокие ступени. Вниз и вверх. Я спускаюсь на дно.
"Именно что – на дно".
– И... знаете, что самое удивительное... хотя это музей, но дно этой щели – просто земля. Утоптанная земля. Я стою на ней и не могу сдвинуться. Словно прирос.
"Сухая река. Боги всемилостивые, малыш, куда тебя занесло?!"
– Я стою, и меня безумно манит то, что слева. А там – зал. Огромный зал. Но он внушает мне ужас. Я не могу объяснить, чем. Я почти не вижу этого зала, только краешек. Я несколько раз пытаюсь сдвинуться, не могу и тогда судорожно оборачиваюсь налево. И каждый раз вижу разное. Мне запомнился край круглого стола, на котором инкрустацией выложены гербы. Стол, судя по размерам зала, метров десять в диаметре. А то и в радиусе.
– Чем же вас пугает этот зал?
– Размерами, должно быть. Там низкий потолок, но до стены очень, очень далеко... И почему-то я знаю, что он – квадратный. А за ним есть другие залы. Я их почти не вижу. Мне ужасно хочется пойти туда, но я не решаюсь. Да и сдвинуться не могу.
– "Ужасно хочется". Вы точно выражаетесь, мой юный друг.
"Итак, ты дошел до сухой реки. До реки смерти. Мертвой настолько, что там нет воды. Ты увидел сердце мира смерти. И ты правильно не осмелился пойти туда".
– А что было справа от вас, мой друг?
– Справа? – Собеседник удивлен, он явно не ждал этого вопроса. – Справа в двух-трех метрах от меня щель кончалась. То ли стена там была, то ли просто темнота.
"Справа – Мрак. Тупик. Слева – мир смерти, хранилище тайн. Но твой выход был – вверх и вперед".
– Мой друг, вернемся к вашим приключениям. – Старик зажег вторую т рубку. – Вы стояли на дне щели – и что же?
– Я стоял очень долго. Говорю же, меня словно сковывало что-то. И... я уже не вспомню сейчас, почему отпустило. Я перешел эту полосу убитой земли и стал карабкаться вверх. И вот что странно: хотя глубина этой щели была в мой рост...
– Вы лезли долго.
– Не долго, но... Я именно лез по крутым высоким ступеням. Потом вошел в ту дверь, что напротив.
– Вы не обернулись, чтобы увидеть зал, который вас так манил?
– Нет! Он же мне внушал ужас.
"Умница. Один такой обернулся. Легко отделался – всего лишь жену потерял. Впрочем, певцы – народ особый, они во всех мирах – свои".
– Я вошел в дверь по ту сторону и оказался в комнате. – Собеседник запнулся. – Я помню ее со всей отчетливостью. Рядом с дверью там было окно, но свет сквозь него не шел. В комнате было почти темно. Там стояли надгробия. Много, десятка два. На деревянных подставках, как обычно в музеях. Только эти надгробия были... наоборот.
Старик выпустил несколько колец дыма, внимательно слушая.
– Это были... ну, что ли, спины надгробий. Представьте себе надгробные статуи лежащих королей и рыцарей – их спины как бы утопают в каменной плите. А я видел то, что скрыто внутри камня... сзади плиты.
Старик закрыл глаза, сделал долгую затяжку.
"Мир смерти с изнанки. Люди видят верхнюю половину лежащих фигур. Ты увидел нижнюю. После сухой реки. Мальчик, ты действительно прошел через смерть".
– В этой комнате мне стало не по себе, и я поспешил уйти.
"Неудивительно".
– Я прошел еще через несколько залов; я их не помню. А потом оказался в ярко освещенном. Там была смотрительница и даже какие-то посетители. Увидев меня, смотрительница закричала, словно на нее вышло привидение.
"Ну, разумеется. Ты вернулся к людям, пройдя через смерть, – и люди в страхе кричат, видя умершего – но живого".
– У нее в руках было какое-то устройство... типа индикатора, наверное. Она направила его на меня – и взревела сирена. Сбежались смотрительницы. А я стою, дурак-дураком, с меня буквально сыплются голубые искры.
Старик кивнул.
– Искры сыплются, я как-то извиняюсь, говорю, что, наверное, слишком долго простоял там, под улицей... Как под облучением, что ли. Они поругались, но быстро успокоились.
– А удостоверения свои вы им показывали?
– Разумеется. Но основного я так и не нашел.
"Было бы странно обратное. Ты расплатился собой. Какой уж тут бесплатный вход. Н-да... ты отдал себя прежнего и получил себя нового. Потеря? Обретение? Время покажет".
– А дальше я осмотрел несколько залов на "этой стороне" музея. Но они уже перестали быть мне интересны.
Старик опять кивнул.
– Единственное, что мне запомнилось, – это сад. Он был во внутреннем дворике, я увидел его сквозь окно.
"Опять окно?"
– И вот что любопытно: этот внутренний дворик был под общей крышей со всем домом. А деревья в саду были высокими. Так что сад уходил на пару этажей вглубь.
– Вы хотели туда спуститься?
– Нет. Да я и лестницы не видел. То есть я знал, что найду ее, если захочу, но... я заторопился к выходу.
"И это правильно. Некто Всёвидавший заглянул на обратном пути в садик... и не видать ему бессмертия, как своих ушей. Знаем мы эти зеленые насаждения на обратном пути!"
– А почему вы заторопились? – спросил Старик.
– Я подумал, что меня ждут Мананнан с Гвидионом. И еще мне показалось, что снаружи этого дома прошло много меньше времени, чем внутри.
"Обычное дело".
– Я поспешил к выходу... и проснулся.
"Ну да, ты же вышел".
– Что вы скажете? – Собеседник просительно посмотрел на Старика.
Тот невозмутимо выколотил вторую трубку.
– Ничего, мой юный друг.
– Ничего?!
– Не спешите обижаться на старого плута. Вы не хуже моего понимаете, что ваш сон – особенный. Вам не просто приснился этот дом. Вы прожили проход сквозь него, пусть во сне – но прожили. Так?
Собеседник кивнул, не смея вымолвить и слова.
– В этом сне вам были заданы вопросы. Во сне вы нашли ответы. Кстати, правильные. Но теперь вы хотите, чтобы наяву я отвечал за вас?
– Я... понимаю.
– Вот и хорошо. Не торопитесь отвечать быстро и однозначно. У вас есть годы, чтобы понять смысл этого сна.
– Спасибо вам.
Старик улыбнулся и отвел глаза в сторону: боковым зрением голубые искры, мерцающие в волосах Собеседника, были видны гораздо лучше.

22-27 мая 2003


1 Мананнан - в ирландской мифологии бог моря. Гвидион - не слишком добрый герой уэльских мифологических сказаний.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Холодные камни Арнора" и др.

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Альвдис Н. Рутиэн (c) 2003
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100