.
Избранные материалы
X Международного конгресса молодых ученых
Перспектива

Нальчик, 2007


Образ "низкого" героя в богатырских и волшебных сказках адыгов.

Эффекты неожиданности и удивления

Бухуров М.Ф.

КБИГИ, г. Нальчик

В адыгских богатырских сказках широкое распространение получил образ "низкого" героя. При выделении этого типа героя исследователи пользуются различными терминами. Такими являются, например, "иронические удачники" (М. Горький, Н.В. Новиков, Н.И. Кравцов, А.И. Алиева и др.), "низкий" герой, "не подающий надежд" (Е.М. Мелетинский).

Как указывал Н.В. Новиков, "иронические удачники" обычно не наделяются от рождения ни физической силой, ни красотой. Напротив, они, как правило, выглядят замарашками, забитыми, загнанными, ничтожными и всеми презираемыми существами. Счастье "по случаю", физическая сила и красота к ним приходят со временем, с помощью волшебных животных, прежде всего коня и рыбы–щуки" [1]. Таким образом, по мнению учёного, "в судьбе сказочных "иронических удачников" животные, покровители, помощники и дарители играют исключительную роль" [2].

По справедливому замечанию А.И. Алиевой, "иронический удачник" прибегает к помощи чудесных помощников (жена, старуха, конь) или чудесных предметов (гребешок, ножницы, зеркало), которые в случае необходимости превращаются в препятствия на пути его врагов. Но решающее значение и здесь имеют "скрытые" до поры до времени его богатырские качества, благодаря которым становится ясно его превосходство над чванливыми и хвастливыми окружающими" [3].

Соглашаясь с данным мнением, считаем нужным обратить внимание также на то, что немаловажную роль в победе героя указанного типа в ряде сюжетов играет не обнаруживающаяся богатырская сила, а счастливая случайность.

Как известно, в сказках важны цели героя и средства их достижения. "Низкий герой", как и другие типы, достигает сказочной цели различными средствами: благодаря чудесным предметам, помощникам или богатырской силе.

К числу "иронических удачников" принадлежит герой адыгской волшебной сказки "Губная гармошка" [4]. Как правило, он – младший из братьев, глуповатый юноша. В данной сказке после смерти отца братья делят между собой всё, что осталось от отца, а дураку дают только спицу от колеса арбы. Продолжением этой сказки является сюжет СУС 1653 А,В,С–АА1653В. "Дурень, его братья (жена и муж) и разбойники: братья ночуют в лесу на дереве (на мельнице); дурак (жена) роняет оттуда дверь (жернов, труп) на головы разбойников; они убегают, оставив свою добычу; она достаётся дурню и его братьям".

Далее, получив чудесную гармошку, дурак ходит по городу, решив наняться в работники. Договорившись с князем за "пять рублей" в год, начинает пасти быков (АТ 1000; СУС1000. Уговор – не сердиться: хозяин (поп) и батрак (наем за три щелчка в лоб.)

В этой сказке встречается и другой сюжет СУС – 592 "чудесная скрипка (дудка, гусли, флейта)", герой получает скрипку; слушающие игру пляшут (в терновнике или в другом месте) до изнеможения; героя за это судят, он играет, и судьи невольно пускаются в пляс.

В сказке "Губная гармошка" князь просит дурака, чтобы он перестал играть на гармошке. Герой выполняет его просьбу и за это получает половину богатства князя. После этого он возвращается к братьям и женится на самой красивой девушке.

Таким образом, налицо мотив "иронической" удачи, но в сказке нет речи о богатырстве героя. Другими словами, сюжеты подобного рода не имеют отношения к богатырской сказке как таковой.

В сказках подобного рода герои случайно находят чудесного помощника или волшебный предмет, благодаря которым достигают цели (получают богатство и женятся). Это даёт основание отнести их к "ироническим удачникам".

В отличие от волшебной сказки, где фигурирует "иронический удачник", в сказке богатырской герой или изначально обладает сверхъестественной силой, или же в процессе развития событий обнаруживает ранее отсутствовавшее в нем богатырство.

Как известно, "низкий" герой имеет широкое распространение во всем мировом фольклоре. По замечанию Е.М. Мелетинского, для сказок североамериканских индейцев, например, характерен образ "грязного мальчика". Таким героем является и "лысый паршивец" в сказках тюркских и монгольских народов. Как считает исследователь, в скандинавских странах распространен образ запечника – норвежский Аскелладен, исландский Кольбитр или "углеед", карело-финский Тухкимус, в русских сказках – Иванушка-дурачок [5].

Большое распространение в адыгском фольклоре получил Къуий ц1ык1у (Маленький плешивец), который фигурирует не только в новеллистических и анекдотических сказках, где выполняет функцию центрального персонажа, но и в волшебных сказках, героическом эпосе и т.д. Как правило, в богатырских сказках он характеризуется как "не подающий надежд".

"А щIалэ цIыкIур къуийт. Къуиижь цIыкIур зэIущIэ–зэIущIэм къыщыхъуат. Лъэпкъи къупщхьи зы пари имыIэу, ауэ и анэжь закъуэр иIэу, унэну и мураду тIысащ. Хуабжьу къулейсызт. Ауэрэ бжыхьыжь тIэкIуи кърихуэкIахэщ. Пщым и къуэр хьэщIэ кIуапIэт. Абы хьэщIэ къыхуэкIуэху, а къакIуэхэри езым хуэдэу удэфати, Къуиижь цIыкIур ауан ящIт, и бжыхьхэр фIращIыкIт. Къуиижь цIыкIум и адэр а пщым я пщылIат. Арат ар ауан щIащIри. "Джэдыгужь и къуэр" жери арат пщым и къуэр къызэреджэр. ("Къуиижь цIыкIурэ хъаным и къуэмрэ"). [Архив КБИГИ:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-д, п.№11] – "Этот мальчик был плешив. Плешивец Маленький вырос <побираясь> на всяких празднествах. Не было у него ни родни, ни друзей, а была одна старая мать. Обосновался он с намерением зажить <нормально>. Очень он был беден. Со временем он поставил ограду. К сыну князя часто приезжали гости. Кто бы у него ни гостил, они были такие же избалованные, как и сам княжеский сын, и они смеялись над Маленьким Плешивцем, ломали его изгородь. Отец Маленького Плешивца когда-то был рабом у того князя. Вот почему над ним смеялись. "Сын дряхлой шубы" – так называл его княжеский сын". ("Маленький Плешивец и сын Хана").

Къуиижь цIыкIу (Маленький Плешивец) фигурирует и в сказке "Зы къуажэ гуэрым зы лIыфI гуэр дэст" ("В одном селе жил хороший мужик") [Архив КБИГИ: Ф. 12, оп. 1, ед. хр. 6-г, п. № 9]. Он является младшим из братьев, и, как правило, старшие нещадно издеваются над ним. В этой сказке его занятие – пасти коз. В его образе обнаруживаются некоторые черты скандинавского "запечника":

"… нэхъыжьитIыр жьэгу лъэрыгъщ, Къуиижь цIыкIур яжьэм хэсщ…". – "… старшие двое у очага коней седлали, а Маленький Плешивец в золе игрался".

Рассмотренные образы адыгской богатырской сказки типологически близки восточнославянскому Иванушке-дурачку. "Низкий" герой адыгской сказки, как и Иван-дурачок, третий или самый младший из нескольких сыновей бедняка. Старшие братья относятся к нему как к неполноценному человеку, недолюбливают его, морят его голодом. Под разными предлогами они уклоняются от выполнения своих обязанностей, перекладывая это на плечи младшего брата. Несмотря на это, "не подающий надежд" оказывается героем: он скрывает свои подлинные достоинства, между тем, именно он совершает подвиг.

В сказке "Зы къуажэ гуэрым зы лIыфI гуэр дэст" ("В одном селе жил хороший мужчина"), отец перед смертью завещает сыновьям три ночи караулить его могилу. Завещание отца выполняет только младший брат. На могиле отца он проявляет чудеса храбрости. Он вступает в поединок с противниками и, благодаря физической силе, одерживает победу.

"…Къуиижь цIыкIур лъэмыж щIагъым къыщIэкIащ икIи абы жиIащ:

–УхьэщIэщи, япэрыуэр узот, къауэ!

Къауэри къытригъэхуакъым. Езы Къуиижь цIыкIур еуэри къриудыхащ, и шым зы шыкIэ къыхичри, "сэ сыщыпхуейм и деж укъэзгъуэтынщ, – жиIэри Iэщэ фащэр къыкIэрихри иутIыпщыжащ. ЕтIуанэ жэщми шы пцIэгъуэплъ тесу, ещанэ жэщми шы пщIэгъуалэ тесу къэкIуащ. Абыхэми япэрейм ирищIам хуэдэу ярищIэри, шыкIэр къыхичри иутIыпщыжащ". ("Зы къуажэ гуэрым зы лIыфI гуэр дэст").

"- Ты гость, и я даю тебе право выстрела. Стреляй!

Выстрелил <пришелец> и не попал. Сам же Маленький Плешивец выстрелил и свалил его с коня, затем вырвал из конского хвоста один волос, сказал: "Когда нужен будешь, я тебя найду", снял с него снаряжение и затем отпустил. На вторую ночь приехал <всадник> на красном коне, на третью – на белом. С ними тоже он сделал, что и с первым, а коней отпустил, вырвав из хвоста по волосу". ("В одном селе жил хороший мужчина").

Подобное явление в фольклоре, по мнению
А.П. Скафтымова, следует называть "эффектами неожиданности и удивления". Как указано, "загадочность, неожиданность и иные интригующие и удивляющие эффекты, сообщая рассказу и ходу действия увлекательность напряжения и подъема, содействуют художественному самозабвению читателя и зрителя и, скорее всего, достигают цели привлечения и закрепления интереса к рассказу" [6]. Однако, как считает А.П. Скафтымов, эффекты занимательности имеют более глубокий смысл. По его мнению, "эффекты неожиданности и удивления выносят на вершину внимания то, что произведение считает в себе наиболее значительным и основным" [7].

В рассмотренных богатырских сказках подлинные представления о герое рассказчик до времени как бы скрывает. Богатырь не показывается на глаза слушателей во весь рост: его недооценивают. Однако, как оказывается, он совершал подвиги: охранял могилу отца и, победив вора, получил чудесных коней; выполнял "трудные задачи" князя и женился на его дочери.

Часто герои адыгской богатырской сказки совершают подвиги в юношеском (иногда и в младенческом) возрасте. Такими являются герои сказок "Три Магомета", "Воспитанник великана", "Сказка о Пакаже" и др. Как правило, в начале сказки от таких персонажей трудно было ждать силы и героизма. Однако, например, в "Сказке о Пакаже" герой проявляет свою необыкновенную силу уже в колыбели:

"Гущэпсыр къызэпиудри гъуэгыу пщIантIэм къыдэжри <…>". – "Лямки разорвав, и, плача, во двор выбежал <…>". ("Сказка о Пакаже").

Мотив "предварительной недооценки" обнаруживается и в образе коня. Часто герой находит или выбирает из целого табуна неказистого (нередко полуживого) жеребенка.

"<…> зы нэбгъэф цIыкIу, уэд цIыкIу, банэм зыкIэришхэжауэ щытт зыщIыпIэ деи: "Мис мор къысхуэвубыд", – жиIащ – жеIэ". ("Мыхьэмэтищ") (Фоноархив КБИГИ. Инв. №1037). – "<…> а где-то стоял двухлетний, худенький жеребенок, весь в колючках.

- Вот его поймайте для меня, – сказал, – говорит". ("Три Магомета").

Как правило, из такого коня в дальнейшем выходит настоящий альп, благодаря которому герой совершает различные подвиги. Как оказывается впоследствии, такой конь стоит целого табуна. В отличие от других этот конь обладает богатырскими качествами. Например, в сказке "Три Магомета" маленького худенького жеребенка не могут поймать целый день.

"А, куэд жедгъэIын?", – жари къаубыдыну яужь ихьэщ аби, жэщ хъухукIэ къахуэубыдакъым, – жеIэ, – ерагъкIэ фIэкIа". ("Мыхьэмэтищ"). – "А, его нетрудно поймать", – сказав, [братья] стали гоняться за ним, но не могли поймать до вечера, – говорит, – [его поймали] с трудом". ("Три Магомета").

Примечания

  1. Новиков Н.В.. Образы восточнославянской сказки. – Л.: Наука, 1974. – С. 79.
  2. Там же.
  3. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. – М.: Наука, 1986. – C. 86.
  4. Сказки адыгских народов / Сост. А.И. Алиева). – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1978. – С. 267-270.
  5. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – М.: Издательство восточной литературы, 1958. – С. 213-225.
  6. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. – Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. – С. 5.
  7. Там же. – С.6.

.

.
благодарим за помощь "Мифу"

Креатив - вот что ценится в молодежной среде. И чтобы выразить свою оригинальность, достаточно простой футболки. То есть, конечно, не простой, а с оригинальным рисунком, собственной надписью и т.д. Компания Supermaika предлагает самые разные футболки - мужские и женские, с рисунками разнообразных тематик. Выбор огромен, а еще можно придумать что-то свое, и сделать обычную футболку - эксклюзивной.

.

.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

(с) портал "Миф", 2005-2007
При перепечатке ссылка обязательна!