.
Избранные материалы
X Международного конгресса молодых ученых
Перспектива

Нальчик, 2007


Роль студенческих и молодежных организаций в профилактике этнокультурных и межнациональных конфликтов в Кабардино-Балкарской Республике

Калова С.Х.

КБГУ, г. Нальчик

Вопросы профилактики этнокультурных и межнациональных конфликтов являются особенно актуальными в настоящем на юге России, в том числе в условиях Кабардино-Балкарской республики. Мы не случайно экстраполируем данную проблематику на студенческую молодежную среду, поскольку от того, носителем каких взглядов и ценностей будет данная возрастная категория, зависит в будущем характер межнациональных, межкультурных и межрелигиозных отношений как на юге страны, так и в стране в целом.

Основные вопросы, рассматриваемые в статье:

  1. Проблема возникновения широкомасштабных, организованных противостояний на межнациональной почве в Кабардино-Балкарской Республике. Объективные и субъективные факторы.
  2. Молодежь как основная целевая группа в профилактике этнокультурных и межнациональных конфликтов в КБР.
  3. Идеи мероприятий студенческих и молодежных организаций Кабардино-Балкарии в профилактике этнокультурных и межнациональных конфликтов в КБР.
  1. Автор считает, что широкомасштабных, организованных противостояний на межнациональной почве в настоящее время в республике быть не может. Среди некоторых причин, позволяющих сделать такой вывод, выделим: отсутствие националистических организаций в республике, отсутствие лидеров, способных заразить идеей этноцентризма народные массы, отсутствие четкой программы и задач, носящих националистический характер, низкий уровень самоорганизации гражданского сектора.

Между тем в республике существуют как объективные, так и субъективные факторы, способствующие нарастанию межнациональной напряженности, приводящей к межнациональным конфликтам.

Объективные факторы:

  • фактор высокой полиэтничности населения. Этот фактор увеличивает вероятность того, что в контакт войдут представители разных национальностей, а значит уже существует объективная предпосылка для межнациональных конфликтов;
  • внутрирегиональная миграция. Увеличение числа переехавших в КБР на постоянное место жительство представителей нетитульных национальностей (чеченцев, ингушей и др.). В сознании как у автохтонов, так и у приезжих существует установка на то, что любой другой является чужим, а значит он – враг, по отношению к нему можно вести себя по-всякому;
  • особенности власти в республике. Все недостатки общества находят свое отражение во власти. Не учитывается обратная связь с обществом, неохотно выстраиваются демократичные взаимоотношения, хотя по закону они и необходимы;
  • рост религиозного фундаментализма в Кабардино-Балкарии, жертвой которого, как правило, становятся молодые люди с неустойчивыми моральными принципами и установками.

К субъективным факторам мы относим:

  • слабость институтов гражданского общества в КБР. По нашим данным из более семисот зарегистрированных общественных организаций в КБ действующими являются только двадцать;
  • отсутствие культурных, общественных лидеров, влияющих на сознание и внутренний мир молодежи КБР;
  • низкий уровень этнического взаимопонимания и культуры межнационального общения между молодыми людьми разных национальностей, проживающих в КБР;
  • рост числа молодых людей в Кабардино-Балкарии с девиантным поведением может стать благодатной почвой для появления националистических организаций.

Структуру сознания молодого человека можно представить в виде перевернутой пирамиды, в основании которой находится разум. Промежуточное положение занимает деятельность, а эмоциональная составляющая находится на вершине перевернутой пирамиды и занимает наибольшее пространство. С возрастом пирамида сознания становится устойчивой благодаря опыту и приобретенным знаниям. Взрослого человека нелегко в чем-то убедить, чего не скажешь о молодых людях. Молодежь с ее неустойчивыми идеологическими принципами, недостаточным уровнем знаний, повышенной эмоциональностью легко подвергается внешнему влиянию, ее легче склонить к антиобщественным действиям.

Иными словами, пирамида с неустойчивым основанием должна рухнуть. Однако давайте обратимся к примеру с юлой. Юла имеет форму перевернутого конуса, вспомните принцип ее действия: быстрое движение вокруг своей оси не дает юле упасть до тех пор, пока на нее не перестанет действовать внешняя сила – ваша рука. Молодому человеку так же необходима “опора” – главная идея, которая компенсирует недостаток опыта и знаний, дает возможность, находясь в постоянном развитии, найти свое место в обществе, а также необходима “рука” – наша целенаправленная работа по формированию у молодежи положительных качеств активного гражданина своей республики.

Мы считаем, что разработка национальной политики в наши дни не может опираться только на принципы толерантности и взаимоуважения. В условиях глобализации, развертывания интегративных процессов, свободы выбора дальнейшего пути развития следует воспитывать в представителях каждого этноса КБР чувство сопричастности ко всеобщему пространству ответственности. Нельзя забывать об особых темпах взросления детей, их потребности в самоутверждении и о том, что этнический компонент становится наиболее действенным способом такого самоутверждения. Мы нуждаемся в новой молодежной политике, которая должна основываться на комплексном изучении молодежной субкультуры.

3. Мы постарались собрать здесь наиболее эффективные и интересные, на наш взгляд идеи мероприятий по профилактике этнокультурных и межнациональных конфликтов, которые могут проводить студенческие и молодежные организации Кабардино-Балкарии.

Идеи мероприятий для студенческих организаций вузов КБР:

  • создание банка данных талантливых студентов вузов КБР по направлениям: спорт, наука, журналистика, управление, художественно-эстетическое направление. На каждого заводится “социальный паспорт” с его достижениями;
  • организация массовых мероприятий: республиканских конкурсов рисунков и художественных произведений по темам: “Я – гражданин своей республики”, “Молодежная субкультура КБР”, “Любовь и дружба”, “Нальчик в будущем”; конкурсов театральных постановок: “Этнокультура КБР”, “Любовь и романтика”; праздничные шоу-программы: бал-маскарад, “Город предков” и др.
  • организация молодежного литературного клуба: организация литературных вечеров для молодых писателей и поэтов, конкурсов художественных произведений;
  • проведение вечеров отдыха, студенческих, творческих вечеров на открытых площадках города;
  • обмен студентами между вузами Северного Кавказа, создание условий для общения между студентами на основе общих традиций (аталычество, куначество);
  • организация молодежного лагеря, в ходе которого будут проводиться семинары по культурам народов Северного Кавказа, дни, посвященные обычаям народов, фестивали национальной кухни, показы мод национальных костюмов, изучение приветствий на языках народов Северного Кавказа и др.;
  • создание Северо-Кавказского молодежного этнографического театра с филиалами в городах.

В заключении, предвидя рассуждения скептиков относительно результативности подобных мероприятий, нам бы хотелось рассказать о положительном опыте проекта, реализованного Кабардино-Балкарской общественной организацией “Институт проблем молодежи”. Здесь мы говорим об одной организации и одном проекте, хотя диапазон подобных историй успеха значительно шире у общественных организаций Кабардино-Балкарии.

Проект реализовывался с марта по октябрь 2006 года. Целевой группой выступили учащиеся шестых классов СШ № 9 г. Нальчика. В рамках проекта был организован летний этнографический лагерь, в котором проводились семинары по культуре народов Кабардино-Балкарии, по темам семинаров ребята готовили театрализованные постановки, помогали им в этом сценарист и режиссер-постановщик. После завершения лагеря в школе был открыт этнографический театр и фотовыставка.

Анализ работы летнего этнографического лагеря показал, что совместная деятельность, организованная при подготовке театрализованных постановок, повлияла на появление чувства сплоченности, взаимовыручки у детей. По нашим наблюдениям, если раньше дети дистанцировались от представителей других национальностей, то за время проведения лагеря они подружились на столько, что организовали совместный поход, не запланированный проектом.

Подводя итоги, отметим, что работа с молодежью обязательно принесет свои плоды, главное, владеть законами социального проектирования и хорошо знать потребности и интересы молодежи, с которой собираетесь работать.

.

.
благодарим за помощь "Мифу"

Права потребителей и вопросы собственности, улаживание проблем ДТП и возврат долгов - эти и многие другие вопросы требуют помощи юриста. Получить бесплатную юридическую консультацию можно в компании "Правовая инициатива", достаточно только заполнить форму на сайте и профессинальные юристы помогут разрешить возникшие проблемы.

.

.

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

(с) портал "Миф", 2005-2007
При перепечатке ссылка обязательна!