Постмодерн по-айнурски
(о втором томе романа Альвдис Н. Рутиэн "После Пламени")

Если первый том "После Пламени" – том Всеобщей Надежды, то начало второго – столь же решительное ее крушение.

Это так характерно для постмодернизма – вера в то, что общий язык между собой могут найти все без исключения существа во вселенной, и ничто не устоит перед доброй волей тех, кто готов превыше всех различий поставить прекрасные чувства, рожденные венцом творения – человеком. Дружба врагов – почему бы и нет? Союз Александра Невского и Сартака? Жаль, что этого не было на самом деле. По логике постмодернизма, Сталин и Гитлер должны были пожать друг другу руки сразу после взятия Берлина, не дожидаясь даже официального объявления о капитуляции. Ведь если человек может договориться с инопланетным разумом, он обязан уметь договариваться с себе подобными…

В "После Пламени" нет людей. Они родились у нас на глазах и еще слишком варвары, чтобы иметь право вступить в ООН. У них еще и врагов-то нет… почти.

В "После Пламени" есть невозможная, невероятная, в чем-то просто оскорбительная – дружба. Дружба Валы и эльда-который-не-совсем-эльда… в общем, не Айну. Дружба убийцы и сына убитого. Дружба врагов, вернувшихся в свое вчера.

Дружба, которая расползется на ваших глазах – если вы дойдете до конца. А вы дойдете. Ведь не настолько же мы все постмодернисты, в конце-то концов!

Можно простить практически все. Можно практически все понять. Можно измениться…

Но нельзя изменить самого себя, не говоря уже о мире вокруг.

И сжимается мир до каменных стен напетого Ангбанда.

И каждый из тех, кого настигла буря этой Дружбы, превращается в карикатуру на самого себя.

Феанор, переставший быть государем нолдор, становится их тюремщиком. Они в его власти – но как горька эта власть господина перед властью вождя, поднимавшего свой народ не угрозами, а вдохновенной речью, ведущего их на смерть – ради того, что превыше жизни – для него. И для многих из тех, кого позже – много позже – атани назовут Героями.

Мелькор, который на наших глазах превращается в Моргота. Мелькор, который шаг за шагом уходит от искренности – к притворству, от Восстающего-в-мощи – к Отцу Лжи, от друга – к правителю… плохому. Потому что лишь плохой правитель превыше всего ставит свои прихоти (Вала то и дело проговаривается – в беседах с самим собой).

Нолдор… мастера из мастеров, лучшие из которых превращаются в крестьян. Или в мясо.

Майар. Майар Ангбанда, потерявшие голос. Майар, которых предали. Забудьте о том, что они зло, – и вы поймете, что это действительно так. Феанор – даже для Саурона – лишь камень, вылетевший из стены и показавший, насколько она не прочна. Мы так сочувствуем людям, чьи идеалы поруганы… Но люди могут устоять даже после такого удара. Что делать предвечным духам, которые разрываются между своей Песней и тем, кто когда-то был источником вдохновения, а теперь стал помехой в пути? Ведь и они прокляты верностью.

В этом мире все прокляты верностью – кроме одного. Мелькор не верен никому. Он изменил даже себе. И потеря сил – лишь следствие этой измены.

А остальные катятся за ним в пропасть. Потому что все они – и Феанор, и Саурон, и все майар за одним блистательным исключением (Тильд, который гуляет сам по себе) любят его. Вернее, того, кто когда-то носил это имя. И лично мне хочется поклониться Саурону – за то, что он преодолел самое страшное, что бывает на свете.

Он преодолел свою любовь. Он нашел в себе силы признать, что того, кого он когда-то любил, уже нет. А значит, нет мира, в котором они родились.

Он нашел в себе силы жить дальше – и помочь жить другим.

И кто знает – не благодаря ли этому в Арде много позже все-таки появилось Единое, подарив нам лично "ВК"?

А светлым остается надеяться, что и Феанор найдет в себе силы сделать подобное. Иначе Эарендил никогда не вспорет небо веслами своего корабля. И не будет никакого завтра.

Ноло Т. Торлуин

PS Для особо постмодерных, а также двуязычных, напоминаю: слово "любовь" нельзя перевести как "love". Это – то, что связывает личность с личностью, а не тело с телом. И если в Библии написано, что Давид любил Ионафана – это еще не значит, что их обоих можно помещать на знамени международного движения геев и лесбиянок. И вообще со знаменами лучше быть поаккуратнее.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Том 1. Братья по Пламени

Том 2. Пленник судьбы

Том 3. Клятва Мелькора

Отзывы и статьи

По мотивам...

Иллюстрации

История замысла

Издание

(с) Ноло Т. Торлуин, 2005
Миф.Ру (с) 2005-2014