Храмы КхаджурахоПро эротические изображения в этих храмах известно слишком широко. С пониманием смысла дело обстоит хуже... ![]() |
Невозможно не процитировать замечательное описание этого комплекса, которое дает Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы": Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар — башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной. ... Пирамидальный храм Кандарья-Махадева, устремленный в небо ракетой, казался невероятно высоким, хотя поднимал венец своей разрезной башни — сикхары — на высоту всего сорока метров. Глубоко врезанный геометрический узор на сикхаре под слепящим солнцем создавал впечатление движущейся, клубящейся массы черных и белых изломов. ![]() |
![]() |
Прдолжаю цитировать "Лезвие бритвы": Светло-желтый, солнечный песчаник, слагающий стены храма, остался нетронутым в углублениях и нишах, а все выступы почернели от прошедших десяти веков. Разница цвета камня не портила, а подчеркивала скульптурность здания. ![]() |
Храм Лакшманы - героя "Рамаяны"
![]() |
Он же![]() |
Башни храмов представляют собой скругленную пирамиду, она называется шикхара. Как легко догадаться, главное святилище находится под ней. ![]() |
![]() |
Об этом не пишут, но если человек хоть раз побывал в сталактитовых пещерах, то сходство индийских храмов c ними сразу бросается в глаза. Сращенные колонны и башни, прочерченные поперек линиями, - словно подземная вода, отступая, оставила следы. Да и бесчисленная скульптура и резьба напоминает подземные чудеса природы ![]() |
Как легко видеть, скульптура предназначалась для обозрения не столько людьми, сколько богами. Разглядеть верхние ярусы уже почти невозможно. ![]() |
На этом снимке присмотритесь к слонам, на которых держится храм. Очень распространеная в Индии делать убранства. ![]() |
Но всемирную известность принесла этим храмам их эротическая скульптура![]() |
Как писал И.Ефремов об эротических изображениях Кхаджурахо, надо быть подростком, чтобы увидеть в них похоть. Индийская тантра, то есть учение о связи макрокосма и человека, утверждает, что любой принцип дуален, обладает активной и пассивной стороной - и только в их единстве достигает наивысшего проявления. Это и символизирует соитие богов и богинь. ![]() |
Кроме того, индийская тантра учит, как преобразовывать сексуальную энергию в силу духовного роста. Любовное наслаждение становится средством, а никак не самоцелью. ![]() |
В самых разных языках совпадают понятия "познать женщину" и "познать мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического (целостного, магического, мистического...). ![]() |
Не надо думать, что кроме любовных пар в Кхаджурахо и посмотреть нечего. Шива и Парвати. Какая-то у Шивы фараоновская бородка... откуда взялась - не знаю. ![]() |
Вишну и Лакшми![]() |
Обратите внимание на обезьянку ;)![]() |
![]() |
Cнова - "Лезвие бритвы": Ее тело струилось ... Она молила богов о всех, таких, как она, жертвах на алтаре любви. Тех, с горячей кровью и сильным телом, которых оскорбляли и обманывали без счета и меры, снова и снова, топча достоинство, веру, стремление к светлой жизни… ![]() |
![]() |
И опять: Можно показать женщину совершенно обнаженной и в то же время кристально чистой и благородно прекрасной. Можно изобразить страсть так, что в ней не будет ничего аморального, да посмотрите вы как следует на те же скульптуры Кхаджурахо. ![]() |
Отдельная тема - "дамский журнал". Гламур был всегда, но в разных формах. Вот вам каменная версия ![]() |
Это образы апсар - небесных дев, танцовщиц
на пирах богов, героинь многочисленных любовных историй. И.Ефремов так пересказывает одну из легенд об апсарах: Нарайян (Высшее существо) был занят размышлением, когда небесные танцовщицы апсары в своей неуемной веселости и задоре пытались совратить его кокетством и лестью. Бог придумал способ излечить девушек от суетности. Взяв сок древа манго и используя его как краску, написал портрет воображаемой нимфы, нежной и большеглазой, высокогрудой и широкобедрой, с телом, исполненным таким изяществом, что ни богиня, ни женщина не могли сравниться с ней во всех трех мирах. Апсары, увидев Урваши, были пристыжены и тихо удалились, а картина, в которую, божественное искусство влило золотое дыхание жизни, стала живым идеалом женской красоты ![]() ![]() |
Продолжая цитировать: Гордое достоинство и снисходительная нежность, пламенная, все отдающая страсть и отважная стойкость — все гармонически сочеталось в статуях ![]() |
Современные красавицы очень любят эти храмы![]() |
Кстати, о музыке:![]() |
У нас осталось несколько фотографий, и совмещая приятное с полезным, давайте еще почитаем "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова. Лучше него никто о сути тантры не писал. В Древней Элладе половую любовь считали даром богов, в Индии — вознесли до молитвенного служения. А мы, европейцы, унизили ее до похабного дела, о котором слюнявые юнцы пишут на стенах общественных уборных, а импотенты стараются представить ее простым инстинктом воспроизведения, равным любому скоту. ![]() |
![]() |
![]() |
Там, где есть мирское наслаждение, нет освобождения, где есть освобождение — нет мирского наслаждения. Но для великолепных поклонников той формы Шакти, которая называется Шри-Сундари (священная красота), и наслаждение и освобождение находятся между их сложенных ладоней… ![]() |
![]() |
![]()
А.Баркова (составление, подбор цитат, текст)
|