Rambler's Top100



Мир волшебных фотографий



Сказание о Людях-Оленях:
Horn fairy photos



Чиста вода в Арде:
Озера горной Шотландии



Винтажные фото русалок



Лиза Джейн Дети-фэйри



Котёнок, тигробабочка и другие:
Роспись лиц взрослых и детей






Как сфотографировать эльфа?
Заметки мифолога о фотоискусстве

Я не буду здесь писать возвышенно-сказочных текстов, я хочу слегка разобраться в том, что же такое фэнтези в фотографии.
Почему именно в фотографии?
Во-первых, мне интересны мастера, которые сами на себя накладывают жесткие ограничения: согласитесь, нарисовать волшебный лес с эльфами может любой (о качестве рисунка умолчим), а вот сделать фотографии - тут уже нужно уметь владеть техникой, и техника тоже нужна не уровня "мыльницы".
Во-вторых и главное. Любой фэнтезийный рисунок - это Neverland, это волшебный мир "где-то там". А любая фотография-фэнтези - это мир чудес тут, рядом с нами.

И пейзажные фото здесь особенно показательны.

Начнем мы с чего попроще. С фотографий антуражных. Такое можно сделать и "мыльницей", потому что фэнтезийность здесь - в атрибутике. Костюм, поза, эльфийские ушки, место съемки. Отдельная тема - длинные волосы, причем свои (культ естественности, скоро мы увидим его во всей красе!), это уже интереснее, тут начинают работать мифологические архетипы.

Итак, кто смелый - прошу за мной в Волшебный лес и в глубины нашего подсознания.
Подумайте пока что: почему вот эти фотографии замшелых камней мы безусловно определяем как фэнтези-пейзаж?

И сразу - главная героиня. Если я скажу, что на правой фотографии Галадриэль, - вы же не будете против?
На самом деле, Галадриэль идеально, по всем пунктам, соответствует архетипу, восходящему еще к Богине-Матери: белый цвет, длинные золотые (русые) волосы, длинные одежды (от мифа о полотне, свисающем с небес), власть над водой, связь с деревьями и с Верхним миром. На правом фото есть всё, кроме деревьев. Очень удачно передана мифологема Верхнего мира: через образ воздуха. Одежды развеваются - образ создан. У центральной барышни тему Верха создает солнце. Волосы на самом деле должны быть не русыми, и даже не золотыми. А светящимися. Это достигается несложным фотографическим приемом.
У левой прием еще проще - камера снизу. И наша красавица головой выше деревьев на заднем плане. Солнце, ветер, камера снизу. Три способа создать образ героини Верхнего мира. Законспектируйте и запомните ;)

Лесные духи. От Королевы отличаются не только цветом платья, но и отсутствием темы Верха. Закон дресс-кода "белый верх, темный низ" - он из недр подсознания.
Олешка разглядели? Молодцы, пока его запомните.

Полный улет, да? Правильно, полный. А вот почему?

За исключением центральной девицы это, конечно, не королевы. Почему? Потому что не выражена тема Верха. Не всё то "королева эльфов", что девушка в белом. Центральная как-то очень высока. Поэтому воспринимается как Королева.
Еще любопытная деталь. Девушка с оленями (фотошоп? или?) по всем признакам соответствует Королеве Эльфов из сказки о Томасе Лермонте. Однако ж не ощущается таковой. Почему? Дело даже не в покрое платья, хотя рукав явно не эльфийский (у эльфийского доминирует вертикаль и мягкость). Волосы. Не те у нее волосы. Нужны слегка волнистые. Потому что мифологема воды в образе Богини-Матери может выражаться и в волосах тоже. "Волна", как вы прекрасно понимаете, означает как воду, так и волосяной покров. Об оленях. Рога-ветви, образ Мирового Древа. А Мировое Древо связано с Богиней-Матерью больше всех других деревьев. Поэтому, если надо подчеркнуть "нездешнесть" героини, иномирность, - олешка ей в компанию. Причем, заметьте, само по себе добавление оленя к девушке в Королеву ее не превращает (у нас два фото с оленями, и на обоих - лесной дух), хотя четко выводит за пределы человеческого.

Ну почему же, почему мы воспринимаем эти фото как фэнтезийные?!

Антуражность при помощи различных атрибутов, неодушевленных и наоборот :)
Что общего между подборкой с книгами и подборкой с лошадками? То, что за счет "дополнительного объекта" попытались создать сюжет. С разной удачностью.
ИМХО, наименее удачен вариант с сожженной книгой. Случилось что-то дурное (от хорошей жизни книги не горят!), а это никак не выражено ни светом, ни цветом.
Девушка в короне - никак не королева. Принцесса максимум. Потому что камера сверху. Корона не помогает, увы.
Какая из двух девушек мудрее? В красном или в сером?
В сером. Потому что композиция. Простор мысли :) А барышня в красном - плохая волшебница: читает, читает, а толку никакого. Потому что упирается не только в край кадра, но и в здоровенный ствол дерева. Колорит опять же. У девушки в сером все тона приглушены, атмосфера задумчивости... А в красном??? Вам глаз не режет? Мне - да. Размышлениями там и близко не пахнет.

Со всадницами проще. Правая, несмотря на всю простоту, Королева в дорожной одежде (выше гор, выше коня, а уж сияние чего-то на поясе вообще за пределами всех похвал!). Средняя - тоже: величественна, прекрасна (в такой полутени любая прекрасной будет!), камера сильно снизу... Левая - принцесса, причем тут нам изящно ввели тему любви, хотя проявлено сие чувство к коняшке. Сказка, в общем, реконструируется легко: мы бежим от брака с немилым, ищем любимого... детали добавить по вкусу.

В чем, кроме положения камеры, разница между правым и левым снимком выше? Почему сказка сочиняется про левую девушку, но никак не про правую?
Разница - в настроении.
Вот оно, главное слово. Фэнтези-фото должно передавать эмоции. Если оно их передает (а это свет и цвет) - мы отнесем фотографию к фэнтезийной. Будь на ней хоть просто травки, как тут. Фэнтезийный пейзаж всегда эмоционален. Эмоциональный пейзаж всегда назовут фэнтезийным.
И еще одно правило фэнтезийного фото: тайна. Недосказанность. В пейзаже - туман или размытость. В портрете... тут вариантов больше, и я как-нибудь покажу вам отдельно это.

Эти три работы - откровенный фотошоп. Разный, очень удачный. Ну, это принцип "чем больше - тем лучше". И пейзаж дополнительный вписан, и спецэффекты...

Свет издалека - ярчайший (во всех смыслах) признак фэнтезийности. Если вы любите ранних прерафаэлитов, то знаете - там едва не в каждой картине самое освещенное пятно - на самом заднем плане. А что наша фэнтези-живопись пошла от прерафаэлитов - это вы и без меня знаете.

Культ природы, культ естественности, из которого и растет наше увлечение всем эльфийским, закономерно приводит к идее освобождения от всего "не-природного". То есть вот вообще - от всего :)
Смотрите внимательно.
Здесь нагота не просто "не пошлая" (в античном искусстве она тоже, знаете ли!), но лишена даже малейшей эротичности. У этих героинь нет стыда - но не по причине безнравственности, а просто они настолько часть природы, что условностям и стыдливости тут неоткуда взяться...

А? Не ожидали.
Новое - это таки хорошо забытое старое. На рубеже XIX-XX веков всё это уже делали.
Но.
Для них игра в лесных нимф - это игра, а не попытка вернуться в природу. Поэтому их нимфы вполне эротичны, хотя и целомудрены в свой эротике. Справа - типовое фото фэйри столетней давности, дабы мы могли гордиться, как далеко продвинулось за сто лет искусство делать снимки эльфов ;)

Лес для маленьких эльфят... Почему - разберитесь сами ;)

Мы добрались до самого вкусного. До чистейшего фэнтези-фото, где фотограф настолько мастер, что не прибегает к помощи антуража вообще. Берем девушек в самой обычной одежде, отправляем их в самый обычный лес... и творим чудо.
У левой и у правой основа основ - взгляд. Опущенный у правой (таинственность; она же у силуэтной) и совершенно изумительный в своей "нездешности" у левой. Прочие детали (белая или светлая одежда, длинные волосы, туман и т.д.) - всё это уже сказано.
Фэнтезийность настроения в сочетании с обычной одеждой - прекрасный контраст, который порождает сюжет: девушка попала в Волшебный лес.

И последнее. Почему именно героини, почему ни одного мужского образа?
Потому что иномирность, как и эмоциональность, в нашем сознании устойчиво связаны с женщиной. Начиная с древнейших сюжетов, где герой попадает к хозяйке потустороннего мира.
Поэтому образ страны волшебства будет передаваться или через героиню, или через безлюдный пейзаж. Желательно с таинственной дымкой на заднем плане.


* * *

Для романтичных - только галерея, без текста.
Для любознательных:
о Галадриэли в работе "Феномен романа 'Властелин Колец'";
о Богине-Матери и о полотне с небес - тезисы "Женщина с воздетыми руками";
о ней же и о мифологической символике, идущей из подсознания художников, - статья с иллюстрациями "Шлейф, забрызганный звездами"

А.Л. Баркова (текст, подбор иллюстраций)
Вежливые люди при утаскивании сего материала ставят ссылку на исходное размещение :)
Исходное размещение и авторов всех фото можно узнать на Pinterest



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Зверики
Пейзажи
Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
А.Л. Баркова (с) 2014
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100