Как сфотографировать эльфа?
Заметки мифолога о фотоискусстве
Я не буду здесь писать возвышенно-сказочных текстов, я хочу слегка разобраться в том, что же такое фэнтези в фотографии.
Почему именно в фотографии?
Во-первых, мне интересны мастера, которые сами на себя накладывают жесткие ограничения: согласитесь, нарисовать волшебный лес с эльфами может любой (о качестве рисунка умолчим), а вот сделать фотографии - тут уже нужно уметь владеть техникой, и техника тоже нужна не уровня "мыльницы".
Во-вторых и главное. Любой фэнтезийный рисунок - это Neverland, это волшебный мир "где-то там". А любая фотография-фэнтези - это мир чудес тут, рядом с нами.
И пейзажные фото здесь особенно показательны.
Начнем мы с чего попроще. С фотографий антуражных. Такое можно сделать и "мыльницей", потому что фэнтезийность здесь - в атрибутике. Костюм, поза, эльфийские ушки, место съемки. Отдельная тема - длинные волосы, причем свои (культ естественности, скоро мы увидим его во всей красе!), это уже интереснее, тут начинают работать мифологические архетипы.
Итак, кто смелый - прошу за мной в Волшебный лес и в глубины нашего подсознания.
Подумайте пока что: почему вот эти фотографии замшелых камней мы безусловно определяем как фэнтези-пейзаж?
И сразу - главная героиня. Если я скажу, что на правой фотографии Галадриэль, - вы же не будете против?
На самом деле, Галадриэль идеально, по всем пунктам, соответствует архетипу, восходящему еще к Богине-Матери: белый цвет, длинные золотые (русые) волосы, длинные одежды (от мифа о полотне, свисающем с небес), власть над водой, связь с деревьями и с Верхним миром. На правом фото есть всё, кроме деревьев. Очень удачно передана мифологема Верхнего мира: через образ воздуха. Одежды развеваются - образ создан.
У центральной барышни тему Верха создает солнце. Волосы на самом деле должны быть не русыми, и даже не золотыми. А светящимися. Это достигается несложным фотографическим приемом.
У левой прием еще проще - камера снизу. И наша красавица головой выше деревьев на заднем плане.
Солнце, ветер, камера снизу. Три способа создать образ героини Верхнего мира. Законспектируйте и запомните ;)
Лесные духи. От Королевы отличаются не только цветом платья, но и отсутствием темы Верха. Закон дресс-кода "белый верх, темный низ" - он из недр подсознания.
Олешка разглядели? Молодцы, пока его запомните.
Полный улет, да? Правильно, полный. А вот почему?
За исключением центральной девицы это, конечно, не королевы. Почему? Потому что не выражена тема Верха.
Не всё то "королева эльфов", что девушка в белом. Центральная как-то очень высока. Поэтому воспринимается как Королева.
Еще любопытная деталь. Девушка с оленями (фотошоп? или?) по всем признакам соответствует Королеве Эльфов из сказки о Томасе Лермонте. Однако ж не ощущается таковой. Почему? Дело даже не в покрое платья, хотя рукав явно не эльфийский (у эльфийского доминирует вертикаль и мягкость). Волосы. Не те у нее волосы. Нужны слегка волнистые. Потому что мифологема воды в образе Богини-Матери может выражаться и в волосах тоже. "Волна", как вы прекрасно понимаете, означает как воду, так и волосяной покров.
Об оленях. Рога-ветви, образ Мирового Древа. А Мировое Древо связано с Богиней-Матерью больше всех других деревьев. Поэтому, если надо подчеркнуть "нездешнесть" героини, иномирность, - олешка ей в компанию. Причем, заметьте, само по себе добавление оленя к девушке в Королеву ее не превращает (у нас два фото с оленями, и на обоих - лесной дух), хотя четко выводит за пределы человеческого.
Ну почему же, почему мы воспринимаем эти фото как фэнтезийные?!
Антуражность при помощи различных атрибутов, неодушевленных и наоборот :)
Что общего между подборкой с книгами и подборкой с лошадками? То, что за счет "дополнительного объекта" попытались создать сюжет. С разной удачностью.
ИМХО, наименее удачен вариант с сожженной книгой. Случилось что-то дурное (от хорошей жизни книги не горят!), а это никак не выражено ни светом, ни цветом.
Девушка в короне - никак не королева. Принцесса максимум. Потому что камера сверху. Корона не помогает, увы.
Какая из двух девушек мудрее? В красном или в сером?
В сером. Потому что композиция. Простор мысли :) А барышня в красном - плохая волшебница: читает, читает, а толку никакого. Потому что упирается не только в край кадра, но и в здоровенный ствол дерева.
Колорит опять же. У девушки в сером все тона приглушены, атмосфера задумчивости... А в красном??? Вам глаз не режет? Мне - да. Размышлениями там и близко не пахнет.
Со всадницами проще. Правая, несмотря на всю простоту, Королева в дорожной одежде (выше гор, выше коня, а уж сияние чего-то на поясе вообще за пределами всех похвал!). Средняя - тоже: величественна, прекрасна (в такой полутени любая прекрасной будет!), камера сильно снизу... Левая - принцесса, причем тут нам изящно ввели тему любви, хотя проявлено сие чувство к коняшке. Сказка, в общем, реконструируется легко: мы бежим от брака с немилым, ищем любимого... детали добавить по вкусу.
В чем, кроме положения камеры, разница между правым и левым снимком выше? Почему сказка сочиняется про левую девушку, но никак не про правую?
Разница - в настроении.
Вот оно, главное слово. Фэнтези-фото должно передавать эмоции. Если оно их передает (а это свет и цвет) - мы отнесем фотографию к фэнтезийной. Будь на ней хоть просто травки, как тут. Фэнтезийный пейзаж всегда эмоционален. Эмоциональный пейзаж всегда назовут фэнтезийным.
И еще одно правило фэнтезийного фото: тайна. Недосказанность. В пейзаже - туман или размытость. В портрете... тут вариантов больше, и я как-нибудь покажу вам отдельно это.
Эти три работы - откровенный фотошоп. Разный, очень удачный. Ну, это принцип "чем больше - тем лучше". И пейзаж дополнительный вписан, и спецэффекты...
Свет издалека - ярчайший (во всех смыслах) признак фэнтезийности. Если вы любите ранних прерафаэлитов, то знаете - там едва не в каждой картине самое освещенное пятно - на самом заднем плане. А что наша фэнтези-живопись пошла от прерафаэлитов - это вы и без меня знаете.
Культ природы, культ естественности, из которого и растет наше увлечение всем эльфийским, закономерно приводит к идее освобождения от всего "не-природного". То есть вот вообще - от всего :)
Смотрите внимательно.
Здесь нагота не просто "не пошлая" (в античном искусстве она тоже, знаете ли!), но лишена даже малейшей эротичности. У этих героинь нет стыда - но не по причине безнравственности, а просто они настолько часть природы, что условностям и стыдливости тут неоткуда взяться...
А? Не ожидали.
Новое - это таки хорошо забытое старое. На рубеже XIX-XX веков всё это уже делали.
Но.
Для них игра в лесных нимф - это игра, а не попытка вернуться в природу. Поэтому их нимфы вполне эротичны, хотя и целомудрены в свой эротике. Справа - типовое фото фэйри столетней давности, дабы мы могли гордиться, как далеко продвинулось за сто лет искусство делать снимки эльфов ;)
Лес для маленьких эльфят... Почему - разберитесь сами ;)
Мы добрались до самого вкусного. До чистейшего фэнтези-фото, где фотограф настолько мастер, что не прибегает к помощи антуража вообще. Берем девушек в самой обычной одежде, отправляем их в самый обычный лес... и творим чудо.
У левой и у правой основа основ - взгляд. Опущенный у правой (таинственность; она же у силуэтной) и совершенно изумительный в своей "нездешности" у левой. Прочие детали (белая или светлая одежда, длинные волосы, туман и т.д.) - всё это уже сказано.
Фэнтезийность настроения в сочетании с обычной одеждой - прекрасный контраст, который порождает сюжет: девушка попала в Волшебный лес.
И последнее. Почему именно героини, почему ни одного мужского образа?
Потому что иномирность, как и эмоциональность, в нашем сознании устойчиво связаны с женщиной. Начиная с древнейших сюжетов, где герой попадает к хозяйке потустороннего мира.
Поэтому образ страны волшебства будет передаваться или через героиню, или через безлюдный пейзаж. Желательно с таинственной дымкой на заднем плане.
* * *
Для романтичных - только галерея, без текста.
Для любознательных:
о Галадриэли в работе "Феномен романа 'Властелин Колец'";
о Богине-Матери и о полотне с небес - тезисы "Женщина с воздетыми руками";
о ней же и о мифологической символике, идущей из подсознания художников, - статья с иллюстрациями "Шлейф, забрызганный звездами"
А.Л. Баркова (текст, подбор иллюстраций)
Вежливые люди при утаскивании сего материала ставят ссылку на исходное размещение :)
Исходное размещение и авторов всех фото можно узнать на Pinterest
|