Rambler's Top100

Из Серебряного века - в двадцать первый

Книгу Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь Красоты», изданную Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха в 2001 году, можно по праву назвать одним из выдающихся событий в культурной жизни. Жанр этого объемного труда не поддается определению. Искусствоведческое исследование? Трактат по философии культуры? Публицистика? Художественный альбом?

Как ни странно, все эти определения будут верны. Перед читателем разворачивается грандиозное полотно духовных исканий русского общества последних двух столетий. От символизма к космизму, от начала одного века к началу другого переброшен мост духовной преемственности, и слова Бердяева, В.Соловьева, Блока, Рериха оказываются жгуче современными. Впечатление - поразительное. Но этого мало: оно во много раз усилено изобразительным рядом этой книги. Свыше четырехсот цветных иллюстраций - а на них фаюмский портрет и древние иконы, картины символистов и современных космистов, таинственные маски венецианского карнавала и уродливые формы техногенного натурализма. Ужасной и прекрасной предстает эпоха на страницах этой книги. И этот полифонический подход делает книгу публицистичной по сути - через искусство, через философию, через литературу автор стремится дать ответ на вопрос, как нам строить культуру в новом, наступившем тысячелетии, как уберечься от повторения трагических ошибок прошлого. Ответ заключается в ёмком понятии «Красота».

Продолжая традицию Достоевского и Рериха, Л.В. Шапошникова выводит понятие Красоты за рамки эстетической категории, придавая ей космическое, универсальное звучание. Художник здесь предстает как теург, Творец, не выдумывающий образы, идеи, сюжеты, но воплощающий то, что существует в каких-то высших сферах мироздания. Эту мысль активно развивали философы и писатели Серебряного века, собрание высказываний которых вызывает у читателя почти мистическое ощущение приобщенности к горнему, несказуемому. Идея ответственности автора за те мысли и чувства, которые пробудит его творение, всегда была чрезвычайно важна для русской культуры, однако для одних художников (в широком смысле этого слова) она решалась в плане социальном, а для других - в духовном. Обращение к духовным высотам Серебряного века русской культуры, к идее космической ответственности художника как нельзя более важно сегодня - на перепутье исканий духовной опоры.

Однако опустимся на землю. Эта книга адресована отнюдь не только тем, кто живет высоким духовным поиском. Она будет по достоинству оценена специалистами в самых разных областях. Начну с педагогики.

Бедой современного образования является изолированность гуманитарных дисциплин друг от друга. Эта книга соединяет разрозненные науки: история искусства, литературы и философии предстает в ней единым культурным процессом, целостным и многогранным. Язык книги - свободный и богатый, образный и выразительный, глубокий без наукообразия и доступный без развязности. Сам процесс чтения этого труда доставляет огромное удовольствие. Можно только пожелать нашим студентам (да и их преподавателям тоже) радости встречи с такой книгой.

Искусствовед почерпнет для себя не только богатый сравнительный материал по культуре Серебряного века, но и уникальную информацию как по космическому искусству 20х-30х годов (общество «Амаравелла»), так и по современному искусству космистов. Книга знакомит нас с творчеством малоизвестных (и совсем неизвестных) художников, каждый из которых - яркий талант. В их творчестве наследие минувших веков преломляется удивительным образом, достаточно назвать, например, улыбающуюся Нефертити. Древний Египет и Китай, народное православие и космические абстракции - таков мир друзей Музея имени Н.К. Рериха. Глядя на эти картины, смотришь в будущее оптимистически.

Для тех, кто интересуется жизненным и творческим путем Рерихов, эта книга представляет особый интерес. Краткий очерк жизни и творчества этой выдающейся семьи художников и мыслителей находится в контексте исканий эпохи, отчего становятся ясны многие внутренние связи. Духовный поиск Рерихов, принесший миру учение Живой Этики, предстает органично вырастающим из культуры Серебряного века, устремленной к Надземному; многие цитаты из Живой Этики, приведенные в книге, звучат чрезвычайно актуально или даже пророчески.

Наконец, хочется отметить чрезвычайно высокий полиграфический уровень этого издания. Богатейший подбор иллюстраций, изумительное качество передачи цвета, оригинальный дизайн в стиле Серебряного века, прекрасная бумага - такое уважение к собственной работе редко встретишь у современных публикаторов!

Одним словом, встреча с такой книгой - настоящий праздник для русского интеллигента. И очень хочется пожелать «Тернистому пути Красоты» победы на книгоиздательском конкурсе «Лучшая книга года»!



благодарим за помощь "Мифу"
Что любит русский сильнее, чем быструю езду? Конечно, мягкий диван! Торговый дом "Кузьминки-мебель" предлагает распродажу диванов от производителя. Сделанные в классическом или авангардном стиле, они красивы, оригинальны и недороги. Также можно приобрести кухни и шкафы-купе, компьютерные столы и дачную мебель.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
портал "Миф" (с) 2005-2012

Rambler's Top100