Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Только недавно началось систематическое изучение буддийского искусства. Благодаря раскопкам и научным исследованиям, проведенным в Индии Индийским управлением археологии, в Центральной Азии рядом археологических миссий по поручению различных правительств и в Китае первопроходческой деятельностью выдающегося французского синолога покойного Эдуарда Шаванне, мы обладаем некоторым количеством бесценных фактов, которые дают нам возможность воссоздать обширную область буддийского искусства. Правда, еще невозможно написать историю искусства буддизма на всех его этапах в различные эпохи. Эту гигантскую работу еще предстоит проделать, и мы можем только надеяться, что будущие исследования в этой области облегчат задачу ученого. Но хотя полная история буддийского искусства еще только должна быть написана, мы уже сейчас можем утверждать единство его эволюции. Сколь бы ни были различны локальные влияния, но образцы, созданные соединенными усилиями эллинистического гения и индийского духа, озаренные учением Будды, сохранили свою неповторимость и через века – от караванных стоянок в пустынях Китайского Туркестана до острова Ява. В самом деле, вызывает большое удивление, что высокое учение Гаутамы Будды, который основал монашеский орден, стремящийся в этом мире к чему-то вроде идеального коммунизма, смогло стать причиной подъема искусства, которое полновластно показало себя на просторах Азии. Созерцая безмятежную простоту Будды из Гандхары, утонченный рисунок фресок Аджанты, мощный и иногда воинственный дух центральноазиатских живописных композиций и религиозный пыл вэйского искусства в пещерах Юньгана и Лунменя, – мы чувствуем себя перед высоким алтарем красоты, возведенным объединенными усилиями множества восточных и западных художников. Воображаемый барьер не стоял и не стоит между двумя этими сферами культуры и цивилизации, и только ограничивающие расовые предрассудки создавали разделяющую стену, которая постоянно возникает в сознании современного человека. Следует помнить, что историческая эволюция сознания никогда не знала подобных барьеров и что идеи культуры, провозглашенные в одной стране, часто с равным энтузиазмом приветствуются в другой, которая может быть расположена в весьма отдаленней части земного шара. Это великое взаимопритяжение идей, странствующих по дорогам, соединяющим нации, не знает, что значит “барьер”. Будущий ученый несомненно напишет общую историю Востока, и он также создаст общую историю восточного искусства, которая покажет, сколь велик был обмен между различными очагами культуры в минувшие эпохи. Когда размышляют о происхождении буддийского искусства, то, естественно, обращаются к Индии, к земле, где Просветленный проповедовал свое учение о всеобщем спасении от страданий этого мира. Но скудость достоверных датировок в древнеиндийской хронологии очень затрудняет хронологическую локализацию выдающихся произведений искусства, созданных на земле Индии. Существование искусства в Индии в добуддийские времена остается несомненным. Время и климат разрушили то, что осталось от древней архитектуры, чьим материалом служило дерево, и лишь с великим трудом мы можем написать историю первых пластических воплощений буддийских легенд. Уже были сделаны пробные попытки обсудить различные тенденции искусства раннего периода, но все усилия, предпринятые исторической школой, свелись пока только к теориям, у которых недостаточно исходного материала, чтобы стать доказанными фактами. Кажется несомненным, что был период, когда искусство было определенно окрашено греко-персидским влиянием. Это искусство расцвело при Маурьях (III в. до н.э.). Довольно хорошим образцом этого искусства является капитель колонны Ашоки из Сарнатха около Бенареса.

Следующий период характеризуется погребальными курганами, или ступами, в Бхархуте и Санчи, одинокими свидетельствами тогдашней цветущей художественной школы. Различия в стиле и композиции делают очевидным тот факт, что на равнинах Индии активно действовали различные школы искусства и что буддийские художественные школы унаследовали многое из старых локальных традиций, природу которых трудно определить в настоящее время. От фольклорных тенденций бхархутской ступы в Центральной Индии (возведенной примерно в середине II в. до н.э.) с ее многочисленными рельефами, воплощающими сцены из джатак, то есть сказаний о предыдущих жизнях Основателя Общины, мы переходим к группе погребальных курганов Санчи (около I в. до н.э.), богатых изображениями чудес, совершенных Просветленным во время его проповедей в бассейне Ганга.

Мощное воздействие учения Будды на умы людей объясняет расцвет искусства, посвященного прославлению земного пути Учителя, ибо, как сказал выдающийся французский индолог проф. Альфред Фуше, “не думаю, что воображение какой-либо расы когда-либо создало предмет для поэмы прекраснее или обширнее, чем эта судьба единственной личности, в которой показаны все аспекты жизни, в которой сконцентрирован весь жизненный опыт прошедших веков, одним словом, в которой отразилась эволюция целой расы”.

Ранние буддийские художники с исключительным рвением воспроизводили в пластических формах различные эпизоды юности Просветленного. Благочестивая тщательность, с которой художники Бхархута относились к делу воплощения предыдущих жизней Будды, заставила их подписать под рельефами названия изображенных джатак, тем самым давая современному ученому уникальную возможность интерпретации ранних буддийских образов. Рельефы Санчи, хотя и не были подписаны поясняющими заголовками, по большей части идентифицированы проф. А. Грюнведелем и проф. А. Фуше. Большинство рельефов раннего буддийского искусства может быть удовлетворительно объяснено благодаря священным буддийским скульптурам. Среди бесчисленных сцен из джатак ранние буддийские рельефы представляют восемь великих чудес Будды.

Мы легко распознаем:

1) сцену Рождения в парке Лумбини недалеко от Капилавасту (подлинное место было отмечено колонной, возведенной Ашокой, найденной недалеко от современней деревни Румминдеи приблизительно в 150 км к северу от Бенареса);

2) совершенное Просветление на месте современного Бодхигайя;

3) первую Проповедь в Мригадаве, недалеко от Бенареса;

4) смерть недалеко от городка Кушинагара в непальском Терае.

Эти четыре величайших момента в жизни Будды, которые были указаны как места для паломничества еще самим Просветленным, часто дополняются четырьмя главнейшими случаями проявления Просветленным своих магических способностей:

5) великое Чудо в Шравасти;

6) нисхождение с Небес около Санкашьи;

7) жертвоприношение Обезьяны около Вайшали;

8) укрощение бешеного Слона в Раджагрихе.

Тибетская традиция знает еще одно святое место, которое осталось неизвестным традиции индийской. Это место, где будущий Будда отрезал свои волосы и произнес обет в присутствии Брахмы и Индры. Это место обозначается ступой, называемой по-тибетски “святейшая ступа”, которую мы постоянно видим на картинах, изображающих принца Сиддартху, принимающего монашеский обет.

Почти невозможно сказать, создало ли раннее буддийское искусство образ Просветленного. Легенда Дивьяваданы, относимая к позднему периоду, рассказывает нам о чудесном происхождении изображения Будды. Царь Магадхи Бимбисара, получив богатые дары от Рудраяны, царя Роруки, решил послать последнему изображение Просветленного. Художники, которым был сделан заказ, обнаружили, что они неспособны запечатлеть божественный лик и тело Будды. Видя их затруднение, Просветленный велел, чтобы было принесено льняное полотно, и на его поверхности отразилась его тень, которая затем была обведена и раскрашена художниками. Мы невольно вспоминаем почти аналогичную историю о чудесном происхождении образа Христа.

Художественные школы, украшавшие погребальные курганы Бхархута и Санчи, видимо, отвергали изображение Просветленного в человеческом облике. На рельефах Бхархута и Санчи Будда всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот.

Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана – погребальным курганом, иначе говоря, ступой.

Как показал проф. Альфред Фуше, две школы – представленная в Санчи и так называемая школа Гандхары – существовали почти одновременно. Одна, как мы только что видели, использовала символы, чтобы представить Учителя, как бы отрицая возможность изображения его антропоморфно; другая преуспела в создании человеческого облика Основателя Общины. Будет интересно узнать, существовало ли взаимовлияние между художественными школами и различными течениями буддизма. Если такое взаимовлияние будет открыто, то школа, представленная в Санчи, должна быть признана более ортодоксальной из двух, соотносимой с теми направлениями буддизма Центральной Индии, которые ревностно следовали формуле “Будда исчезает, Закон остается”, – словам, которые были сказаны Просветленным во время ухода в Нирвану.

Создание антропоморфного изображения Будды было, как мы уже сказали, достижением греко-буддийской школы, которая расцвела незадолго до начала новой эры в древней Гандхаре, стране на северо-западе Индии. Характер этой школы определяется уже около I в. до н.э., и в последующие столетия она набирала высоту. Около III в. ее слава блекнет, и в дальнейшем мы видим ее полный упадок.

Эта школа была типичным плодом своего времени, результатом распространения на эллинистическом Востоке художественного синкретизма в последние века до н.э.

Со времен достославных военных походов Александра Великого эта мания синкретизма в искусстве и религии стала основной на Ближнем Востоке и, вероятно, оказала влияние на северо-западную Индию и Бактрию, где утвердились эллинистические династии после распада великой Македонской Империи. Классической страной эллинизма был Египет, где греческие переселенцы упорно пытались войти в контакт с древним искусством, а египтяне постепенно включали греческие концепции в свою религиозную систему. Та же общая тенденция ярко проявилась и в изобразительном искусстве, и иногда грубый вид произведений эпохи эллинизма может быть объяснен тем, что эллинистический художник не мог легко ассимилировать огромное разнообразие всевозможных стилей, находящихся в его распоряжении. Результатом склонности к эллинизму местных династий в северо-западной Индии и соседних отрядах (греческие пьесы при парфянских дворах) и распространения пропаганды буддизма за пределы Индии стало создание локальной школы в искусстве. Все произведения этой школы несут очевидные признаки двоякого происхождения: форма несомненно эллинистическая, тогда как содержание может быть установлено только с помощью буддийских священных текстов.

В настоящее время мы располагаем фундаментальной работой проф. Фуше по искусству Гандхары, где прекрасно описаны его характер, художественная ценность и распространение по буддийскому миру. Мы подольше задержались на этой школе из-за ее важной роли в истории искусства Востока. Ее произведения были перевезены по морю и по суше на Дальний Восток и там послужили основой блистательного расцвета художественных школ, вдохновленных учением и легендами о Будде. Во время археологических исследований, проведенных несколькими выдающимися учеными вдоль двух великих караванных путей Китайского Туркестана, было извлечено из земли огромное количество произведений местного искусства, дающее возможность реконструировать путь, по которому искусство Гандхары путешествовало прежде, чем достигло пределов Китая и оказало мощное влияние на религиозное искусство эпохи Вэй. Огромным затруднением в изучении искусства Гандхары и вообще искусства раннего буддизма является полное отсутствие фресок и других видов живописи. Время и климат разрушили все, что оставалось от старой изобразительной традиции. Стены монастырей – вихар и пещерных храмов были, несомненно, покрыты фресками, характер которых невозможно установить. Центральноазиатская живопись дает только очень несовершенное представление о характере изобразительной традиции в древней Гандхаре. Существует только один образец изобразительного искусства периода до новой эры: это фрагменты фрески в пещере Джогимара на горе Рамгарх в отдаленном штате Сургуджа. Согласно сэру Джону Маршаллу, фреска была создана в I в. до н.э. Исходный облик фрески искажен позднейшей реставрацией. Нам остается надеяться, что недавние археологические исследования проф. Фуше в Афганистане, кроме предоставления новых доказательств, помогут нам заполнить этот пробел в нашем знании об искусстве Гандхары и дадут свежий материал для новой главы в истории индийского изобразительного искусства. Традиции Гандхары оставили неизгладимый след в искусстве Индии, и блистательное искусство Гуптов своим великолепием во многом обязано достижениям греко-буддийских художников.

далее

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100