Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

БОЖЕСТВА-ОХРАНИТЕЛИ

Трудно интерпретировать этот термин, не впадая в ошибку. Само слово (yi-dam, yi-dam-pa) объясняется как “тот, чей дух тверд и неизменен”.

Это божественная сущность, постигаемая в медитации. Этот класс божеств представлен в коллекции несколькими хорошо выполненными картинами, на которых мы видим Ваджракилу, Ямантаку, Самвару и других. Каждый лама, часто каждый набожный буддист имеет собственное божество-охранителя. Он выбирает этого защитника или на всю жизнь, или для какой-либо особой цели. Тантрическая литература содержит много описаний сущности различных идамов и предписанных ритуалов, которыми умилостивляют божество. Обычно эти боги-защитники появляются в гневной ипостаси.

На картинах они изображены многоглавыми, со множеством рук, держащих пламенеющие атрибуты. Обычно мы видим их вместе с их шакти. Последняя форма считается в духовной практике очень действенной. Позади идамов полыхает пламя. Идамы секты ньингмапа – крылатые, идамы секты гелукпа крыльев не имеют. Головы богов-охранителей увенчаны коронами из человеческих черепов. На их телах мы часто видим гирлянды из человеческих голов. Они стоят на простертых человеческих телах. Их руки и ноги украшены браслетами. На талии у них нечто вроде пояса с лентами и драгоценными камнями. На груди они часто носят причудливое ожерелье с Колесом Закона посередине. На некоторых тантрических картинах мы видим змею, готовую ужалить Колесо.

Культ божеств-охранителей очень широко распространен в странах, где властвует ламаизм. Каждая буддийская секта имеет собственного бога-защитника: так, Ямантака – это идам гелукпы, а культ Ваджракилы особенно широко представлен в ньингмапе.

Картина №8 (табл. 6) изображает Ваджракилу с его шакти . Тханка исполнена исключительно красиво. Многочисленные фигуры прописаны с огромной тщательностью. Иконографическая ценность картины огромна, поскольку каждое изображенное божество подписано снизу. Ваджракила находится в центре. У него три головы, увенчанные короной из человеческих черепов. Его тело темно-зеленое, его шакти – зеленая. Правая его голова красная, левая – белая. Он шестирукий, первой парой рук он держит магический кинжал, второй – ваджру и магический скипетр с трезубцем, третьей – ваджру и петлю. На бедрах божества – тигриная шкура, на спине – слоновья кожа. На теле висит гирлянда человеческих голов. Его шакти держит чашу из человеческого черепа.

1. Тантрическая форма бодхисаттвы Самантабхадры. Самантабхадра – это дхьяни-бодхисаттва дхьяни-будды Вайрочаны. В древних сектах он почитается как Изначальный Будда.

2. Ваджрасаттва. Его атрибуты трудноразличимы.

3. Падмасамбхава. Учитель держит ваджру, чашу и магический скипетр.

4. Джебцун Марпа. Марпа был учителем известного тибетского поэта-мистика Миларепы (1038–1112). О Марпе говорят как об ученике Бромтона и Атиши. Он был основателем секты каджупа (ок. 1080 г.), целью которой было примирить идеи древних сект с идеями незадолго до того основанной Атишей секты кадампа.

5. Вероятно, это изображение великого лоцавы (переводчика) Вайрочаны, который под руководством Падмасамбхавы начал перевод буддийских текстов на тибетский. Согласно легендам, Вайрочана знал 300 языков. Он изображен держащим крестообразную ваджру и книгу. На нем облачение ламы секты ньингмапа.

6. Джомо Ди Церингма. Богиня изображена держащей зеркало и чашу из человеческого черепа.

7. Хумкара. Шестирукое божество. Его атрибуты: магический кинжал, крюк, нож, лук и стрела. Цвет тела зеленый, его шакти – светло-зеленая.

8. Хаягрива. Почитается как покровитель лошадей. Его культ был преподан Падмасамбхавой царю Трисонг Дэцену. О нем говорится, что он разгоняет демонов ржанием. Обычно он держит скипетр, петлю, Колесо и меч. Цвет его тела красно-коричневый. Его шакти на нашей картине светло-красная, хотя обычно она голубая. На этой картине у идама шесть рук, которыми он держит магический кинжал, крестообразную ваджру, скипетр, ваджру и чашу.

9. Йюгньён Дэрмо. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, петлю, палицу, ваджру и чашу. Цвет тела идама темно-зеленый, его шакти светло-зеленая.

10. Додалнга. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, крюк, копье, ваджру и чашу. Цвет его тела светло-красный, шакти белая.

11. Намджал Ньямма. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, Колесо, колокольчик, ваджру и чашу. Цвет божества и его шакти белый.

12. Гонпо Малин. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, меч, петлю, ваджру и чашу. Цвет божества зеленый, его шакти светло-зеленая.

13. Шинджешед. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, мангусту, скипетр, ваджру и чашу. Цвет божества темно-зеленый, его шакти зеленая. (Редкая ипостась Ямантаки. – Прим. перев.)

14. Кхамсум Соджед. Шестирукий идам, держащий магический кинжал, секиру, петлю, ваджру и чашу. Цвет идама и его шакти белый.

15. Мигьо Тункунг. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, петлю, нож, ваджру и чашу. Цвет божества и его шакти светло-зеленый.

16. Тобчен Скучед. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, лук и стрелу, ваджру и чашу. Его цвет темно-зеленый, шакти зеленая.

17. Ратнакила. Это шестирукое божество, держащее магический кинжал, мангусту, петлю, зеркало и чашу. Его цвет желтый. Нижняя часть тела имеет форму кинжала.

18. Падмакила. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, цепь, меч, лотос и чашу. Его цвет красный.

19. Ваджракила. Эта ипостась идама шестирукая, держащая магический кинжал, Колесо, петлю, крюк и ваджру. Его цвет зеленый.

20. Кармакила. Шестирукое божество, держащее магический кинжал, скипетр, колокольчик, крестообразную ваджру и петлю.

21. Нгакьи Рунгма. Это божество считается защитником тантрического учения. Он держит трезубец и чашу из человеческого черепа. На его теле висит ожерелье из человеческих голов.

22. Йеше Гонпо, форма Махакалы. Божество считается защитником знания. Он изображен шестируким, держащим магический кинжал, чашу, ваджру, палицу, жезл и четки. Цвет божества синий.

23. Раху. Демон изображен натягивающим лук. Он девятиглавый и четырехрукий. Кроме лука, он держит петлю и ваджру (обычно он держит знамя). У него драконье тело. На картине есть подпись по-тибетски: “Великий риши (мудрец. – Прим. перев.) Раху внял словам Ваджрадхары: “Пей теплую кровь врага Учения и отсеки семье врага ступни””.

24. Чагши Гонпо. Божество изображено четырехглавым и четырехруким, держащим палицу, знамя, нож и петлю, едущим на фантастическом животном с рогами быка. Цвет божества синий.

25. Рипай Джалмо. Шестирукое божество, держащее ваджру, чашу, меч, мангусту, палицу и трезубец. Едет на муле.

26. Лха Ченпо Дордже Барба-цал. Божество едет на лошади и держит кнут.

27. Палдан Лхамо. Богиня держит меч и чашу. Она изображена едущей на муле.

28. Цангьял. Всадник в доспехах. В правой руке у него копье, которым он пронзает человеческое тело, лежащее на земле, в левой – веревка, которой он ловит такое же тело. Цангьял – это царь демонов, укрощенный Падмасамбхавой.

29. Дулгьял, царь демонов. Он изображен верхом, держащим знамя и веревку.

30. Лугьял, Нагараджа (царь змей-нагов. – Прим. перев.). Он изображен верхом, держащим вазу и нить.

На картине №9 (табл. 7) изображен идам Демчог (Самвара). Данная ипостась идама по-тибетски называется dPal ’khor-lo sdom-pa. Идам изображен со своей шакти. Он четырехглавый: центральная голова синяя, левые головы зеленая и красная, правая – желтая. На нем корона из человеческих черепов, тигровая шкура и ожерелье из отрубленных человеческих голов. В своих двенадцати руках он держит следующие атрибуты: слоновью кожу, секиру, нож григуг, трезубец, барабанчик, ваджру (правыми); слоновью кожу, чашу, петлю, отрубленную четырехликую голову Брахмы, магический скипетр и ваджру (левыми).

Его шакти держит нож григуг. Тело идама синее, шакти – красная. Они стоят на простертых человеческих телах. Под их правой ногой – тело человека, держащего нож и чашу, под их левой ногой – человека, держащего барабанчик. Над ними видим Акшобхъю с шакти. Дхьяни-будда держит ваджру.

2. Идам Пал Дукьи Кхорло (скрт. Калачакра. – Прим. перев.). Это идам Шамбалы, мистической северной страны, где родилась система Калачакры. Тело идама синее, одна нога белая, другая – красная. Он трехглавый, в своих двадцати четырех руках он держит многочисленные атрибуты. Его шакти желтая.

3. Хеваджра. Идам зеленый, шакти голубая. Он изображен восьмиглавым и четырехногим.

В четырех углах изображены четыре дакини. Все четыре – в обычном для дакинь облачении: корона и ожерелье из черепов. У них четыре руки, в которых они держат магический скипетр, чашу и барабанчик. №4 – желтая, №5 – красная, №6 – серая, №7 – светло-зеленая. Все четыре стоят на простертых человеческих телах.

Идам Демчог воплощается в Великом Ламе Пекина, Канкья Хутухту. Культ этого идама особенно популярен в провинции Ца-ри.

На картине №10 изображен идам Демчог. Картина сильно повреждена.

На картине №11 изображен Ямантака, окруженный божествами-охранителями. Ямантака – это тантрическая форма бодхисаттвы Манджушри, который в этой ипостаси одолел царя смерти Яму. Он считается защитником секты гелукпа. У Ямантаки бычья голова, над которой находится красная голова гневного божества и усмехающееся лицо бодхисаттвы Манджушри. Тело идама синее, его шакти – голубая. У Ямантаки шестнадцать ног и тридцать четыре руки. Он держит следующие атрибуты: в правых руках – нож григуг, тигровую шкуру, крюк, магический кинжал, палицу, ступку, магический скипетр, нож, раковину, копье, ваджру, секиру, молот, острогу, меч, стрелу и барабанчик; в левых руках – чашу из человеческого черепа, тигриную шкуру, отрубленную человеческую голову, щит, человеческое тело на копье, человеческую ногу, котелок, петлю, череп, человеческую голову, человеческие кишки, колокольчик, острогу. Он стоит на людях и животных.

1,2,3. Цзонкапа и два его ученика – Гьялцаб-дже, держащий лотос и Колесо, и Кхайдуб-дже, держащий чашу. Гьялба Цзонкапа иногда изображается в окружении Атиши и Нагарджуны.

4. Палсангпо Дуйпа. Божество синее, шакти голубая.

5. Пал-Кхорло Домпа (Самвара. – Прим. перев.).

6. Четырехрукий Авалокитешвара.

7. Вайшравана, держащий знамя и мангусту.

8. Гурьи Гонпо, “Защитник жилища”, форма Махакалы. Синее божество, держащее григуг и чашу.

9. Гонпо Брамзе Зугчан, “Защитник тела брахмана”. Синетелый, с белыми волосами. Он держит меч, чашу и знамя. В его правой руке – гирлянда человеческих черепов. Он сидит на простертом теле человека. Этот Защитник – также одна из форм Махакалы.

10. Чойджал Чидуб, одна из форм бога смерти Ямы. Он стоит на быке, держа палицу и петлю. У него голова быка, его цвет синий. Его шакти, стоящая позади него, голубая.

11. Гонпо Чагдугпа, “Шестирукий защитник”. Эта форма Махакалы была указана монголам Третьим Далай-ламой. Бог держит нож григуг, чашу, барабанчик, петлю, трезубец и четки из черепов. Его цвет синий. Он стоит на простертом человеческом теле. Он – один из “восьми ужасных”.

12. Шридеви. Богиня изображена едущей на белом муле. Она держит трезубец и чашу. Ее тело синее. Она почитается как защитница Лхасы и супруга Ямы. На этой картине она изображена едущей через море крови демонов.

Картина №12 (табл. 8).

Идентифицировать идама затруднительно. Ламы, к которым мы имели возможность обратиться, называли это божество Гонпо Чагдуг. Цвет божества синий, его шакти зеленая. Божество изображено трехглавым и шестируким. Левая голова красная. Идам держит ваджру и чашу капалу. Вокруг центральной фигуры изображены различные идамы, возможно, ипостаси Гонпо Чагдуга. Над центральной фигурой видим бодхисаттву Самантабхадру, Ваджрадхару, Манджушри, Шакьямуни, Учителя Падмасамбхаву и основателя секты кармапа.

Эта картина из кармапинского монастыря. Она выполнена золотом по черному фону (техника нагтан. – Прим. перев.). Фигуры расцвечены. Все детали выполнены очень тщательно. Картина относится к китайско-тибетской традиции XVII–XVIII вв.

Илл. 6. Ваджракила
Илл. 7. Идам Калачакра
Идам Калачакра

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100