Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

МАЙТРЕЙЯ
Будда Грядущего

Трудно дать лишь краткое описание этого Бодхисаттвы, в котором воплощены все надежды буддийского мира – от острова Цейлон до забайкальских монастырей Сибири.

Майтрейя, “Любящий”, Аджита, “Непобедимый” – такие имена даны ему верующими. Майтрейя – единственный бодхисаттва, которого знает хинаяна. Уже в Дигха-никае (III, 76) о нем говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалита-вистары (V, 39) говорится, что Просветленный, прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему Бодхисаттвы.

Минули века, но буддисты всех сект ожидают приход Грядущего. Фа-сянь, китайский путешественник V века, донес до нас легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрейя не придет воплощенным. Но не только чаша ожидает прихода будущего будды: в горе Куккутапада, недалеко от Гайя, покоится тело Кашьяпы, который хранит монашеские одежды Будды Гаутамы. Когда Майтрейя явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от мудреца одежды последнего будды. Эти легенды ярко отражают веру в то, что будущий будда придет, чтобы продолжить идеи учения Шакьямуни.

Распространение махаяны неразрывно связано с именем Майтрейи. Фа-сянь, который во время путешествия по Индии услышал и записал много местных легенд, рассказывает такое предание о чудесном происхождении образа Майтрейи: “В этой стране (Дарел) был некогда архат, который своей сверхъестественной силой поднял некоего искусного мастера на небеса Тушита рассмотреть рост, сложение и черты бодхисаттвы Майтрейи так, чтобы затем, когда он вернется, он мог бы воплотить его образ в дереве.

Всего он совершил три путешествия для наблюдений и затем создал изображение восьмидесяти футов высотой на восьмифутовом пьедестале. В дни поста оно всегда ослепительно светится. Владыки соседних стран соперничают друг с другом в богатстве жертвоприношений ему. С давних времен и до сего дня оно находилось на виду”.

Сходная легенда рассказана Сюань-цзаном в “Описании западных стран”.

Фа-сянь рассказывает другую интересную легенду, которая, возможно, объясняет столь широкое распространение культа бодхисаттвы Майтрейи в северных буддийских странах: “Когда я расспрашивал людей в этих краях, они в один голос говорили, что, согласно древней традиции, индийские шраманы стали приносить сутры и сборники монашеских правил через эту реку (в предыдущем фрагменте речь шла о переправе через реку) со дня воздвижения статуи бодхисаттвы Майтрейи. Это изображение было создано примерно через триста лет после ухода Будды в нирвану, который произошел во время правления царя Пиня из династии Чжоу (770–719 гг. до н.э.); здесь говорят, что Великое Учение начало свое распространение из-за границы после воздвижения этой статуи и что никто, кроме нашего духовного владыки Майтрейи, преемника Шакьямуни, не мог сделать так, чтобы Три Драгоценности проповедовались столь далеко, чтобы чужеземцев встречали столь преданно”. Из контекста неясно, та ли это статуя, что в Дареле, или нет. Изображения бодхисаттвы Майтрейи, высеченные на скалах, часто встречаются в Западном Тибете и на перевалах северо-западных гор, ведущих к великим караванным путям Туркестана.

Другая традиция связывает Майтрейю непосредственно с возникновением учения махаяны. Согласно ей, прославленный основатель буддийской школы йогачаров Асанга несколько раз посетил небеса Тушита и там в присутствии будущего будды постиг сущность махаяны.

Культ будущего будды был очень популярен в северо-западной Индии, где жили и проповедовали многие буддийские философы, откуда поток миссионеров устремлялся в страны, лежащие позади огромных снежных далей Гиндукуша и Каракорума. В этом легко убедиться по многочисленным статуям Бодхисаттвы, созданным из серого сланца, добытого в сердце древней Гандхары. Профессором Фуше изучен ряд этих скульптур. Бодхисаттва школы Гандхары изображен в диадеме, облаченным в царские одеяния и держащим сосуд. Часто мы видим его сидящим со скрещенными ногами и делающим знак наставления. Нага-пушпа, обычная на позднейших изображениях Майтрейи, в Гандхаре неизвестна.

Культ Бодхисаттвы чрезвычайно распространен вдоль двух великих караванных путей Китайского Туркестана. Сэр Аурел Стейн привез из оазиса Дунхуань несколько картин, изображающих бодхисаттву Майтрейю с париварой. В позднейшей иконографии часто встречаются несколько форм Бодхисаттвы. Его тело всегда золотого цвета, и он часто представлен (это тибетская особенность) в ипостаси Совершенного Будды. В Тибете Бодхисаттва обычно именуется Гьялба или Джина, эпитетом, всегда применимым к будде. Старый гандхарский тип, с руками, делающими знак наставления, очень популярен в Тибете. Единственное отличие состоит в том, что позади Бодхисаттвы всегда изображены два цветка нага. Представленный в этой ипостаси, Бодхисаттва всегда одет в монашеский плащ будды. В другой форме мы видим Бодхисаттву стоящим, облаченным в одеяния бодхисаттвы, на его голове – диадема с маленькой ступой на ней (когда у Бодхисаттвы нет диадемы, ступа изображается на его лбу). Правой рукой он делает знак аргументации или иногда знак щедрости. Левая рука держит сосуд с амритой. Третья форма Майтрейи сидящая, он одет как бодхисаттва, руки сложены на коленях в позе медитации, между пальцами он держит горлышко сосуда с амритой.

Наконец, существует тантрическая форма Бодхисаттвы с Курукуллой справа и Бхрикути слева. Проф. Фуше опубликовал в “Буддийской иконографии” Майтрейя-садхану, где описывается другая форма Бодхисаттвы – трехликая и четырехрукая. В Тибете Бодхисаттву часто изображают сидящим на троне по-европейски. Эта поза считается отличительным признаком Бодхисаттвы и символизирует, что он готов прийти и уже спустил ноги с трона.

Бодхисаттва Майтрейя в нашей коллекции (картина №13) (табл. 9) представлен в ипостаси будды, сидящим со скрещенными ногами на лотосовом троне, его руки делают знак наставления. Его тело золотое, монашеский плащ красный с золотой вышивкой. Спинка трона богато украшена. Мы видим два цветка нага, двух нагов, наверху орел Гаруда (подробнее описание этой картины см. во второй части. – Прим. перев.). Вокруг изображены гандхарвы, или небесные музыканты, и нимфы. Картина работы современного художника; ее краски исключительно яркие.

Завершая этот краткий обзор иконографии Грядущего Будды, следует упомянуть новое возрождение его культа среди буддистов Тибета и Монголии. Примерно десять лет назад нынешний Таши-лама (Гелэг Намджал) Джебцун Лобсанг Тубстан Чойкьи Ньима Гелэг Намджал Палсангпо, недавно покинувший Тибет, возвел гигантскую статую Грядущего Будды в великом монастыре Таши-Лунпо, тем самым дав новый импульс культу. После возведения статуи многочисленные монастыри-ответвления Таши-Лунпо возвели в своих храмах аналогичные статуи Грядущего и посвятили им специальный культ. Это свидетельствует о том, что буддийский мир готов к приходу будущего будды.

Картина №14 (табл. 10) представляет будущего будду в сопровождении Атиши и Цзонкапы. Бодхисаттва держит сосуд с амритой и делает знак аргументации. На Бодхисаттве облачение совершенного будды. На его лбу ступа. Картина создана современным художником из Шигацзе и, как говорят, изображает Майтрейю Будду из Таши-Лунпо; поэтому она представляет интерес для истории современных религиозных течений “Страны Снегов”.

Илл. 9.
Майтрейя
Майтрейя

Илл. 10.
Майтрейя, Атиша и Цзонкапа
Майтрейя, Атиша и Цзонкапа

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

39Если нужно купить мебель для офиса недорого, то у нас это можно сделать еще и быстро.49