Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

АВАЛОКИТЕШВАРА, или ПАДМАПАНИ

Это величайший бодхисаттва северного буддизма. Будучи эманацией своего духовного отца, дхьяни-будды Амитабхи, бодхисаттва появился на земле из цветка лотоса ради освобождения человечества. Он отказался от достижения состояния будды до тех пор, пока все страждущие существа не утвердятся на пути Бодхи, или высшего сознания. Он радеет о спасении тех, кто мучается в преисподней, и поэтому его часто изображают на картинах окруженным претами (голодными духами. – Прим. перев.) или обитателями преисподней, которые молят его о милосердии и благословении. В Саддхарма-Пундарике мы находим следующее определение миссии бодхисаттвы в этом мире, произнесенное самим Просветленным: “Он (Авалокитешвара) благодаря своему могущественному знанию зрит все существа, осажденные сотнями бед и страдающие многими печалями, и поэтому он является спасителем всего мира, включая богов”. Бодхисаттва трудился для спасения человечества уже во времена Випашьи, Шикхи, Джины и Шакьямуни. В самом деле, говорится, что самому Шакьямуни Авалокитешвара однажды помог своей силой спасения. В Гунакаранда-Вьюха, тексте, полностью посвященном восхвалению всеохватного милосердия бодхисаттвы, говорится, что Гаутама Будда, будучи в одной из прошлых инкарнаций Симхалой, спасся с острова злых демониц-ракшаси на чудесном коне, который был воплощением Авалокитешвары. Несколько разделов Саддхарма-Пундарики посвящены восхвалению различных бодхисаттв. В разделе 24, цитированном выше, мы находим список религиозных заслуг, возникающих от почитания имени бодхисаттвы. Так, говорится: “Если кто-либо будет брошен в огненную яму свирепым врагом, хотящим его убить, он должен лишь помыслить об Авалокитешваре – и он загасит пламя, словно залив водой”. И в стихе 9 говорится опять: “Если человек будет окружен множеством врагов, вооруженных мечами, намеревающимися его убить, он должен лишь помыслить об Авалокитешваре, и они мгновенно станут добрыми сердцем”.

Среди многих имен, которыми наделил бодхисаттву религиозный пыл его почитателей, наиболее употребительны следующие: Локанатха, или Локешвара – “Владыка Мира”, Сангхаратна – “Драгоценность Сангхи” и Махакарунника – “Великий Милосердный”.

В пластическом искусстве мы можем обнаружить образы Авалокитешвары уже среди скульптур Гандхары. Благодаря работам профессоров Грюнведеля, д’Ольденбурга и Фуше мы можем выделить Милосердного Владыку из изображений царственных принцев держащего цветок лотоса, четки и иногда сосуд с амритой. Эта двурукая форма бодхисаттвы очень редко встречается на позднейших изображениях. Во времена китайского путешественника Фа-сяня культ Авалокитешвары уже прочно установился, и сам благочестивый пилигрим был спасен от кораблекрушения милосердной силой бодхисаттвы. Культ Авалокитешвары широко распространился на север, и поистине бесчисленны изображения бодхисаттвы, привезенные европейскими археологическими экспедициями из Китайского Туркестана. В Китае бодхисаттва чрезвычайно почитаем в женской ипостаси, называемой Гуань-Инь. В Тибете бодхисаттва считается духовным покровителем ламаистской церкви, и само происхождение тибетского народа связано с именем Авалокитешвары.

Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы и носит титул Гьялба Гьяцо – имя, которым часто обращаются к Авалокитешваре. Резиденция далай-ламы в Лхасе называется Потала – по горе Потала, любимому месту пребывания бодхисаттвы в Индии.

В париваре бодхисаттвы мы обычно находим Тар (Белую и Зеленую), Манджушри, Владыку Мудрости, и Ваджрапани, Держащего Молнию. Иногда мы видим Бхайшаджьягуру, будду медицины, и его семерых спутников. Цвет бодхисаттвы обычно белый, хотя в некоторых случаях встречаются изображения, на которых тело написано красным или золотым.

В этой коллекции есть несколько картин, где изображен Авалокитешвара. На трех из них представлена четырехрукая форма бодхисаттвы, на одной – одиннадцатиликая форма бодхисаттвы, на одной – Локешвара-Симханада и на двух – бодхисаттва в форме Амогхапаша.

Любопытно, что на всех картинах уттария, т. е. покрывало в облачении бодхисаттвы, зеленая, а его паридхана красная с золотой вышивкой.

Картина №15 (табл. 11).

На картине изображен одиннадцатиликий Авалокитешвара. Именно в этой форме бодхисаттва называется “Милосердным Владыкой”. Бодхисаттва стоит на цветке лотоса на острове или на горе, окруженной водой. Позади фигуры Милосердного синий нимб с золотыми лучами. Его одиннадцать ликов следующих цветов: в первом ряду – зеленый (правый), белый (средний), красный (левый); во втором ряду – красный (правый), зеленый (средний), белый (левый); в третьем ряду – белый (правый), красный (средний), зеленый (левый). Над третьим рядом изображена синяя голова Защитника Веры. Над ней – голова дхьяни-будды Амитабхи. На других изображениях этой же ипостаси Милосердного, которые мы имели возможность изучить, цвета лиц несколько отличаются. Видимо, не существует канонического правила, предписывающего использование определенных цветов.

Цвет тела бодхисаттвы белый. Он одет в обычное облачение бодхисаттвы. На его плечах покрывало. Нижняя часть его тела обернута чем-то вроде открытой юбки, какую представляет собой современное индийское дхоти. И покрывало, и паридхана обильно покрыты золотой вышивкой. У бодхисаттвы тяжелые золотые серьги, браслеты и ожерелья.

Бодхисаттва восьмирукий. Первой парой, соединенной перед грудью, он держит овальный драгоценный камень. Вторая пара рук держит лотос и четки. Третья пара держит Колесо и лук и стрелу. Левая рука четвертой пары держит сосуд с амритой, правая делает знак щедрости.

Над фигурой видим изображение дхьяни-будды Амитабхи в позе медитации, держащим чашу для подаяния.

Картина №16 (табл. 12).

На этой картине представлена паривара четырехрукого бодхисаттвы Авалокитешвары.

Бодхисаттва изображен в центре картины сидящим со скрещенными ногами на лотосовом троне. Он одет в обычное облачение бодхисаттвы.

На его голове мы видим диадему с головой дхьяни-будды Амитабхи. Тяжелые золотые серьги украшают его уши. На его шее и руках мы видим золотые ожерелья и браслеты с драгоценными камнями. Его уттария зеленая с золотой вышивкой. Паридхана красная с золотым узором. У бодхисаттвы четыре руки. Руками, соединенными перед грудью, он держит драгоценный камень, на котором сосредоточен его взгляд. Двумя другими руками он держит четки и цветы лотоса.

Его сияние зеленое с широкой сиреневой полосой по краю. Над ним видим красный цветок с возникающей из него пламенеющей драгоценностью.

Перед троном изображена корзина, стоящая на цветке лотоса, в которой находятся Колесо Закона, музыкальный инструмент, раковина и некий фрукт. Кроме нее, на лотосе изображено коленопреклоненное божество-дэва с молитвенно сложенными руками.

1. Вайдурьяпрабхараджа, глава “Восьми Исцеляющих”.

Будда Медицины, также называемый Бхайшаджьягуру, изображен сидящим в медитации, держащим в левой руке, опущенной на колено, чашу для подаяния, а в правой, делающей знак щедрости, – цветок. Цвет его тела темно-синий. Его одеяние красное, покрытое золотой вышивкой. Бхайшаджьягуру широко почитаем в Китае, Монголии и Японии. Изображения его рая были открыты сэром Аурелом Стейном на границе Китайского Туркестана (в оазисе Дунхуань). В Тибете его культ чрезвычайно популярен. Он часто встречается на ламаистских образах вместе с Буддой Гаутамой и Амитабхой. Те, кто молятся Бхайшаджьягуру или лишь слышат его имя, переродятся в Сукхавати, Западном раю дхьяни-будды Амитабхи.

Так, в Саддхарма-Пундарике есть раздел, где Просветленный рассказывает бодхисаттве Накшатрараджасанкусумитабхиджне историю прежних воплощений бодхисаттвы Бхайшаджьяраджи, который ранее был известен под именем Сарвасаттваприядаршаны. В этом разделе есть следующие строки: “Любая женщина, о Накшатрараджасанкусумитабхиджня, которая в течение последних пяти веков тысячелетия услышит и постигнет этот раздел о предыдущих перевоплощениях Бхайшаджьяраджи, сможет, после того как покинет землю, перевоплотиться в миру Сукхавати, где Владыка Амитаюс (другая форма Амитабхи), Татхагата, пребывает, существует, живет окруженный множеством бодхисаттв” (в раннем буддизме считается, что женщина в принципе не может достичь Просветления; так что слова Будды свидетельствуют об исключительной силе Бхайшаджьягуру. – Прим. перев.).

5. Шакьямуни. Будда изображен в самом начале своего духовного пути, сидящим в глубокой медитации; знаком правой руки он выражает свое стремление достичь полного Просветления. Левой рукой он держит чашу для подаяния. Шакьямуни считается главой семи будд – спутников Бхайшаджьягуру. (Здесь и далее мы сохраняем нумерацию оригинала. – Прим. перев.)

9. Митугпа. Он изображен в медитации. Левой рукой, лежащей на
коленях, он держит ваджру; правая в жесте касания земли. Цвет его тела синий. Его монашеский плащ красный с золотым узором.

12. Цанлег Гьялпо. Его тело желто-коричневатое. Левая рука лежит на коленях, правая делает жест бесстрашия. Его одеяние красное.

13. Дабьянг Гьялпо. Его тело желто-коричневатое. Левая рука лежит на коленях, правая делает знак щедрости.

14. Чойдаг Гьяцо. Его тело белое. Руки в жесте наставления. Его одеяние красное.

15. Мьянгамед Чогпал. Его тело красное. Руки в жесте наставления. Его одеяние красное.

16. Нгонкьен Гьялпо. Левая рука в знаке медитации, правая – в знаке щедрости. Его тело красное. Его одеяние желтое.

17. Серзан Римед. Его тело желтое. Руки в жесте наставления. Его
одеяние желтое.

2. Дхьяни-будда Вайрочана.

3. Дхьяни-будда Акшобхъя.

4. Дхьяни-будда Ратнасамбхава.

6. Дхьяни-будда Амитабха.

7. Дхьяни-будда Амогхасиддхи.

Отметим, что все пять будд созерцания одеты в облачение бодхисаттв – диадемы, уттария и паридхана. Дхьяни-будды изображены без их шакти, то есть женских ипостасей.

8. Дакини Наро Кхачодма. Эта дакини, вероятно, ипостась Ваджраварахи. Она изображена танцующей на распростертом человеческом теле, держа нож григуг, скипетр и чашу. Цвет ее тела ярко-красный.

10. Манджугхоша. Бодхисаттва изображен сидящим со скрещенными ногами, держащим меч и лотос с книгой на нем. Цвет его тела желто-коричневатый.

11. Устрашающая ипостась Ваджрапани. Он изображен потрясающим ваджрой. Цвет его тела синий. Манджугхоша и Ваджрапани почти всегда входят в паривару бодхисаттвы Авалокитешвары.

18. Джамбхала. Бог богатства. Он держит раковину и мангусту, изрыгающую драгоценность.

19. Ваджрасаттва. Он изображен сидящим со скрещенными ногами, держащим ваджру и колокольчик. Его тело белое.

Эта картина работы художника, принадлежащего к локальной школе Гьянцзе, у которой много общего со школой Шигацзе.

Картина №17.

На этой картине представлена та же ипостась бодхисаттвы, что и на предыдущей. Бодхисаттва держит четки и цветок лотоса. Руками, соединенными перед грудью, он держит драгоценность.

Над бодхисаттвой изображены (слева направо): Амитабха с чашей для подаяния, Гьялба Цзонкапа, держащий чашу и стебли цветов лотоса, на которых находятся меч и книга, и Зеленая Тара, держащая в обеих руках стебли лотосов и делающая правой рукой знак щедрости.

Ниже бодхисаттвы изображены бодхисаттвы Манджушри и Ваджрапани.

Картина №18.

Эта картина вновь представляет четырехрукую ипостась бодхисаттвы. В его париваре мы видим пять дхьяни-будд в ипостаси Совершенного Будды и пять божеств, охраняющих пять органов чувств. Картина сильно повреждена.

Картина №19 (табл. 13).

Картина изображает Симханаду Локешвару. Художник верно воспроизвел индийский прототип, шиваистский характер которого уже отмечен Джеймсом Бургессом и проф. Грюнведелем.

Бодхисаттва изображен сидящим на лотосовом троне, который покоится на спине льва. Бодхисаттва сидит в позе царя. Цвет его тела белый. На нем одежда индийского отшельника. Правой рукой он делает знак касания земли, левой держит цветок лотоса, на котором стоят меч и чаша из человеческого черепа, полная цветов. В правой его руке изображен трезубец с обвившейся вокруг его змеей. Согласно садхане, опубликованной проф. Грюнведелем, из чаши, полной цветов, эманируют пять Татхагат, которые обычно изображаются на картинах над фигурой бодхисаттвы. На нашей картине вместо пяти Татхагат мы видим Бхайшаджьягуру и его семерых спутников. Передо львом, на котором едет бодхисаттва, изображен цветок лотоса с поднимающейся из него человеческой фигурой. Среди тантрических форм бодхисаттвы Авалокитешвары существует одна, так же называемая Симханада Локешвара. В этой форме бодхисаттва представлен с шакти. Его тело красное. Его облик гневный, его изображают “рычащим, как лев”. В четырех руках он держит магический скипетр, чашу и нож григуг.

Картина №20 (табл. 14).

Эта картина представляет собой мандалу, или магический круг, Амогхапаши, ипостаси бодхисаттвы Авалокитешвары. Амогхапаша стоит, держа в восьми руках книгу, трезубец, лотос, сосуд с амритой, четки и петлю. Одной рукой он делает знак бесстрашия, другой – знак щедрости. Он носит тигровую шкуру на бедрах. Его мандалу образуют дхьяни-будда Амитабха, Шакьямуни, Бхайшаджьягуру, Гьялба Сенгей Наро, изображенный держащим чашу и делающим знак щедрости, и четыре формы Тары (желтая, красная, зеленая и синяя). Выше и ниже мандалы изображены восемь фигур Зеленой Тары, спасающей от восьми несчастий.

Картина №21.

Эта картина представляет нам другую ипостась Амогхапаша-Авалокитешвары. Бодхисаттва изображен сидящим со скрещенными ногами на лотосовом троне. Его тело белое. Он четырехглавый, на каждой голове диадема с маленькой фигурой дхьяни-будды Амитабхи. Бодхисаттва представлен четырехруким, держащим трезубец, цветок лотоса и петлю. На его плечах шкура оленя. Вокруг него восемь фигур Зеленой Тары.

Илл. 11. Авалокитешвара
Авалокитешвара
Илл. 12. Авалокитешвара
Авалокитешвара

Илл. 13.
Локешвара
Локешвара

Илл. 14. Мандала Авалокитешвары
Мандала Авалокитешвары

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012