Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

АБСОЛЮТНЫЕ БУДДЫ

Прежде чем перейти к рассмотрению буддийского пантеона во всем его многообразии, следует еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело не с собранием богов в собственном смысле этого слова, что для образованного буддиста все эти бесчисленные образы суть не что иное, как персонификация философских и мистических понятий, душевных и психологических состояний человека и т.п. Назначение этих изображений – быть объектом не молитвы, а медитации (что, разумеется, не мешает превращению сложной философской системы в обыкновенное язычество в среде неграмотных кочевников).

Высшим философским понятием является Абсолютная Природа Будды, возможность Просветления как таковая, что персонифицируется в образе Адибудды, “Изначального будды”, о котором говорят, что он соединяет в себе духовную силу будд, богов и бодхисаттв. Его главный атрибут – ваджра, символ Просветления, мгновенного озарения, подобного удару молнии. На ритуальных диаграммах – мандалах – изображение Адибудды может быть заменено ваджрой. Другой его атрибут – колокольчик, символизирующий мудрость, имманентно пребывающую в мире, сверхзнание “праджня”, достигаемое не логически, а интуитивно, в состоянии озарения. Пара ваджра и колокольчик символизирует единство мудрости и метода ее постижения.

В различных школах буддизма Адибудда обозначается различными именами: в большинстве тибетских – Ваджрадхара (“Держащий ваджру”), Ваджрасаттва (“Алмазная сущность”)*4; в древнейшей тибетской школе*5 ньингмапа – он будда Самантабхадра; в японской секте Сингон – Вайрочана. Цвет тела Адибудды в любой ипостаси символизирует абсолют: это либо синий – пришедший из Индии цвет тела небожителя, либо белый, являющийся соединением всех цветов.

Картина №11. Ваджрадхара (ил. 5).

Будда трансцендентной мудрости изображен в облачении бодхисаттвы, пять лепестков его короны обозначают пять дхьяни-будд. Его руки скрещены перед грудью, в правой он держит ваджру, в левой – колокольчик. Следует отметить, что иконография Ваджрадхары и Ваджрасаттвы отражает изначальную общечеловеческую связь правой руки с мужским началом, а левой – с женским (о связи ваджры и колокольчика с мужским и женским началом см. ниже).

В облаках над ним мы видим Будду Шакьямуни слева и дхьяни-будду Амитабху справа. Оба будды изображены в обычной форме, держат чаши для подаяния. Обратим внимание на то, что в центре верхнего ряда фигуры нет, так как на этом месте изображается либо то божество, из которого эманирует центральный персонаж, либо тот из великих учителей, кто разработал иконографию или медитативную практику центрального образа. Применительно к ипостаси Адибудды это место, разумеется, не может быть занято.

Картина работы монгольского художника XVIII в.

Ваджрасаттва изображается держащим ваджру правой рукой на уровне сердца, колокольчик – левой у бедра. Возможно, его изображение мы видим в левом нижнем углу на картине №23 нашей коллекции (ил. 25).

Дхьяни-будды, равно как и ипостаси Адибудды, не являются буддами в том смысле, какой это слово имело изначально: человек, достигший Просветления. Все они – это воплощение высших космических принципов, из которых эманируют идамы, земные будды, бодхисаттвы и т. д. Ю.Н.Рерих был первым в западноевропейской науке, кто четко сформулировал этот принцип. Его схемы дхьяни-будд и их эманаций вошли в настоящее время во все основные справочники по тибетскому буддизму.

Наше добавление к сказанному Ю.Н.Рерихом удобно представить следующей таблицей:

Имя

Перевод

Стихия

Вайрочана

Сияющий

пространство

Акшобхъя

Невозмутимый

воздух

Ратнасамбхава

Тот, из которого возникают драгоценности

огонь

Амитабха

Неизмеримый свет

земля

Амогхасиддхи

Безошибочно удачливый

вода

В нашей коллекции изображения дхьяни-будд мы видим на картине №32 (ил. 33).

В традициях различных буддийских школ Акшобхъя и Вайрочана могут заменять друг друга. В таком случае Акшобхъя воплощает центр мироздания, а Вайрочана – восток. В гелукпе Вайрочана считается первой эманацией Адибудды.

Акшобхъя, символом которого является ваджра (на скульптурных изображениях она иногда лежит перед ним, а на картинах она может стоять на его левой ладони), особо почитаем за то, что он обладает способностью трансформировать гнев и заблуждения в чистый свет абсолютной мудрости.

Относительно сущности Ратнасамбхавы следует указать его главнейшую способность – трансформировать жадность и гордость в мудрость самообладания и спокойствия. Буддисты верят, что Триратна (Будда, Дхарма, Сангха) возникла из Ратнасамбхавы.

Амитабха особо почитаем в своей ипостаси Амитаюс (“Неизмеримая жизнь”) как божество долголетия (монг. Аюша). Амитаюс всегда изображается в облачении бодхисаттвы, и поэтому мы его рассмотрим среди бодхисаттв.

Амитабха и Акшобхъя – это владыки райских земель Сукхавати и Абхирати, то есть таких небесных миров, где перевоплощаются праведники, которым осталось лишь одно рождение для достижения Просветления. Вот как описывается небесный мир, называемый также “чистой землей”.

Эта земля безупречно прекрасна, большая ее часть, не имея ни гор, ни оврагов, ровна как зеркало. Почва ее, состоящая как бы из превращенных в муку кораллов, лазурита, хрусталя, золота, серебра и других драгоценностей, очень плодородна. Все нужное человеку само вырастает на деревьях, а благоухание цветов целебно. Воды той земли обильны и чисты. Пыль не пылит там, а по виду похожа на пахучее масло. Там всё прекрасно, и куда ни посмотри, ничего не найдешь нехорошего, что ни было бы приятно для глаза, поучительно для ума и радостно для сердца. В телах жителей той страны нет ничего жесткого, они мягки, как шелковые подушки. Там нет лжецов, клеветников, грубиянов, сплетников, умножающих зло и вред. Там называют друг друга словами “милый”, “друг”, а не говорят “неприятель”, “враг”. Блаженные обитатели этой чудесной земли возрождаются в ней не так, как все земные существа, в муках и нечистоте, а из цветков лотоса. Возрождаются все мужчинами, ибо только мужчина может непосредственно вступить в нирвану. При смерти там не бывает мучений, и с отошествием души исчезает и труп. Все они избавлены ото всех забот и болезней, земные страсти не властны над ними. Под сенью хрустальных и рубиновых дворцов они наслаждаются божественной музыкой и пением райских птиц.

Дхьяни-будды преподают Учение обитателям “чистой земли”, благодаря чему те достигают Просветления. Легенды утверждают, что если праведник достоин перевоплощения в “чистой земле”, то в момент смерти к нему нисходит Амитабха или Акшобхъя с белым лотосом в руке, помещая душу праведника в цветок и перенося ее в небесный мир. Поэтому главнейший атрибут небесного мира – пруд, где праведники рождаются из цветов лотоса. Другой непременный атрибут иконографии Сукхавати и частый атрибут Абхирати – радужная ограда, поскольку радуга в мировой мифологии считается мостом в обитель богов.

Сукхавати и Абхирати представлены на ил. 6 и 7. В центре Сукхавати восседает будда Амитабха, рядом с ним Авалокитешвара и Ваджрапани (редкий случай изображения его в милостивой форме), вокруг – бодхисаттвы Майтрейя, Манджугхоша, Самантабхадра, Вишкамбхин, Акашагарбха, Кшитигарбха; перед троном Амитабхи – пруд; по углам картины – четыре будды, вверху – Амитаюс.

Рай Абхирати окружен оградой, унизанной драгоценностями, дхьяни-будда Акшобхъя изображен в одеждах бодхисаттвы, держа ваджру на левой ладони. Вокруг – те же восемь бодхисаттв, перед вратами “чистой земли” – пруд. По углам картины – четыре изображения Акшобхъи, проповедующего монахам.

Важно отметить, что пейзаж небесных миров – это не только деревья, унизанные драгоценностями, но и дворцы китайской архитектуры с золочеными крышами. Эта деталь будет для нас существенна в дальнейшем.

Илл. 5
Ваджрадхара

Ваджрадхара
Илл. 33
Ушнишавиджая и дхъяни-будды
Ушнишавиджая
и дхъяни-будды
Илл. 6
Западный рай
Сукхавати
Западный рай
Сукхавати
Илл. 7
Восточный рай
Абхирати
Восточный рай
Абхирати

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100