Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

БОДХИСАТТВЫ

Вслед за Ю.Н.Рерихом мы начнем наше рассмотрение образов бодхисаттв с группы восьми бодхисаттв, изображения которых нам уже встречались (ил. 6 и 7). Их атрибуты непостоянны, что очень затрудняет идентификацию. В сборнике “300 бурханов” эти бодхисаттвы изображены следующим образом (ил.13):

№ 146 Ваджрапани с ваджрой и колокольчиком,

№ 145 Манджушри с мечом и книгой на лотосе,

№ 147 Авалокитешвара с лотосом, правая рука в варада мудре,

№ 149 Вишкамбхин с солнцем на лотосе, левая рука в непонятной мудре,

№ 148 Кшитигарбха с чинтамани, левая рука в варада мудре,

№ 150 Акашагарбха с солнцем на лотосе, левая рука в варада мудре,

№ 152 Самантабхадра с ваджрой и лотосом,

№ 151 Майтрейя с лотосом, левая рука в абхая мудре.

Обращает на себя внимание, что лишь Манджушри сидит в позе лотоса.

Особое место среди бодхисаттв занимает бог долгой жизни Амитаюс (Бесконечная жизнь), образующий вместе с богинями Ушнишавиджаей и Белой Тарой триаду богов долголетия.

Амитаюс принадлежит к Йога-тантре, изображается в одеждах бодхисаттвы, сидящим в медитации, держа в руках сосуд с эликсиром бессмертия, из которого растет дерево ашока, считающееся деревом жизни. Снизки шариков, которые украшают сосуд, – это изображение пришедших из даосизма магических пилюль бессмертия.

Ритуалы, связанные с Амитаюсом, возникли еще в индийском буддизме. Согласно одному из преданий, его культ был принесен в Тибет Падмасамбхавой, который спрятал содержащий описание практики этого бога манускрипт в пещере, где его обнаружил в XIV веке махасиддха Тангтонг Гьялпо, который прожил 125 лет и получил наставление в видении, посланном Падмасамбхавой. Другие ученые-ламы возводят возникновение и преподавание учения Амитаюса к Атише.

Следует отметить, что стремление к долголетию не противоречит основе основ буддизма – непривязанности к жизни, поскольку из шести форм бытия (боги, асуры, люди, животные, голодные духи – преты, мученики адов) только воплощение в человеческом теле дает сущности возможность приближаться к Просветлению. Жизнь человека достаточно длинна, чтобы можно было успеть сделать многое на пути духовного роста, но достаточно коротка, чтобы бездействие на этом пути не оказалось роковым. Боги и асуры (старшие братья богов, аналог греческих титанов) живут многие тысячелетия в наслаждении, они не ведают страданий и не думают о необходимости спасения; жизнь трех низших форм бытия состоит только из страдания, в то время как в человеческой жизни страдание достаточно велико, чтобы задуматься об Учении, но не чрезмерно. Рождение в теле человека – величайшее благо, которым надлежит активно пользоваться.

(Не следует путать райские миры богов и асуров с Сукхавати, Тушитой и другими “чистыми землями”. Согласно буддийской космологии, мироздание состоит из трех уровней: арупадхату – “Мир, лишенный форм”, обитель духовного начала, рупадхату – “Мир форм”, мир, населенный духовными сущностями, пребывающими в блаженстве, камадхату – “Мир страстей”, сансара. Каждый из уровней состоит из многих миров. Сукхавати находится в мире Акаништха, на переходе из рупадхату в арупадхату; в то время как миры богов и асуров находятся в камадхату, высший уровень которого занимает Мара.)

В практике тибетского и центральноазиатского буддизма одно из важных мест занимает “церемония получения долгой жизни”. В начале ХХ века она проводилась в монастырях еженедельно. Проводящие ее монахи были людьми чистой морали, воздерживающимися от вина и мяса.

Церемония была долгой и сложной, и мы здесь отметим лишь ряд ее моментов, отсылая интересующихся к полному описанию.

После подношений статуе Амитаюса лама соединяет свою грудь с его грудью ваджрой, тем самым соединяя их духовные сущности. Он взывает: “О Амитаюс, царствующий в пяти храмах сияния! О владыки четырех сторон света, зенита и надира! И особенно вы, будды и бодхисаттвы, молю вас всех: благословите меня и исполните мою просьбу, даруя мне дух бесконечной жизни и смирения на обиды. Прошу вас послать дар жизни вечной и сойти ко мне. Я молю вашего благословения, о будды трех времен (Дипанкара, Шакьямуни, Майтрейя)”.

В результате обряда вода в ритуальной чаше превращается в напиток бессмертия амриту. Хор монахов поет: “Да будет жизнь постоянна, как адамант, победоносна, как знамя царя, да будет она тверда и сильна, как орел, и длится вечно. Да буду я благословен даром жизни вечной и да исполнятся желания мои”.

Лама, ведущий обряд, становится воплощением Амитаюса, он раздает воду-амриту и “пилюли жизни” собравшимся и произносит: “Жизнь, которую вы теперь получаете, так же верна, как ваджра. Примите ее с благоговением. Поклоняйтесь Амитаюсу, богу бесконечной жизни, главе правителей мира. Да придет слава его и добродетель и всяческое счастье!”

На картине №15 изображены три божества долгой жизни (ил. 14). Эта картина принадлежала семье Рерихов.

В центре – Амитаюс в своей обычной ипостаси, внизу – Ушнишавиджая и Белая Тара. Внешний круг их сияния обрамлен радугой. Перед троном Амитаюса – лютня, раковина и зеркало в чаше, стоящей на лотосе; перед троном Тары – Триратна и слоновые бивни, перед троном Ушнишавиджаи – Триратна и серьги.

Картина работы бурятского художника XIX в.

Картина №16 аналогична предыдущей. Перед троном Амитаюса в синей чаше зеркало, лютня, раковина, плод бильвы и лента.

Работа бурятского художника XIX в.

Картина №17 – на тот же сюжет, но чаши с подношениями перед троном нет.

Работа монгольского художника рубежа XIX–XX вв.

Среди бодхисаттв особое место занимает Ваджрапани – гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает “Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани – единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура (также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Классическое его изображение можем видеть на ил. 26 внизу*6.

Образ Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры.

В “Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму.

Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной ипостасью Манджушри.

В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.

Картина №18. Одиночное изображение Ваджрапани. Бодхисаттва изображен в обычной ипостаси, однако с иконографическими ошибками: в левой руке крюк и петля отсутствуют, с плеч свисает гирлянда отрубленных человеческих голов, которая не входит в его атрибутику. Изображение сильно потемнело. Картина работы бурятского художника XVIII в.

Илл. 13. Восемь бодхисаттв
Илл. 14. Ушинишавиджая,
Амитаюс и Белая Тара
Амитаюс, Ушнивиджая и Белая Тара

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2014
Миф.Ру (с) 2005-2014

Rambler's Top100