Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

ЦЗОНХАВА

“НАМО ГУРУБХЬЯ. НАМО БУДДАЯ. НАМО ДХАРМАЯ. НАМО САНГХАЯ” – “Прибегаю у Учителю. Прибегаю к Будде. Прибегаю к Учению. Прибегаю к Общине” – трижды повторяет буддист перед началом молитвы или духовной практики. В его сердце живет искренняя вера: “Гуру – это Будда. Гуру – это Дхарма. Гуру – это Сангха. Гуру – это средоточие всего блага и счастья. Гуру – мое прибежище”.

Авторитет гуру – духовного наставника, ламы – монаха, достигшего высших ученых степеней, – был в буддизме всегда велик. Однако Лобсангом Дагпой, называемом по месту рождения Цзонхавой*11, почитание духовного наставника было возведено на такую высоту, что учение Цзонхавы стали именовать ламаизмом. Созданная Цзонхавой школа гелукпа (“Школа Добродетели”) быстро оттеснила все другие школы тибетского буддизма, достигнув духовной и политической власти в Тибете, а также распространившись по всей Центральной Азии. Не стоит забывать о том, что далай-лама, ныне воспринимаемый как духовный лидер всего буддийского мира (или хотя бы всего тибетского буддизма), является формально лишь главой гелукпы – одной из пяти тибетских школ.

В чем же причина столь широкого распространения учения Цзонхавы, который еще при жизни получил титул “Махаратна Дхармараджа” (“Великий Драгоценный Царь Дхармы”)?

Мы не будем сейчас останавливаться на изложении биографии Учителя и тех чудесных легенд, которыми она украшена, поскольку они неоднократно изложены в литературе. Отметим лишь один эпизод, очень важный для понимания сущности учения ламаизма.

В 1394 году Учитель собрался покинуть Тибет и отправиться в Индию совершенствовать свои знания, однако поездка не состоялась. Легенда утверждает, что сам бодхисаттва Манджушри (эманацией которого был Цзонхава) воспрепятствовал своему духовному ученику заботиться о личном духовном росте в то время, когда тибетский буддизм запятнан низшей магией, разнузданностью монахов и неотложно нуждается в возвращении к чистоте изначальной Общины.

Итак, для высшего духовного наставника забота о тех, кто ниже его, – будь то миряне или простые монахи – превыше собственного духовного совершенствования. Мы видим, как в жизни реального человека, исторического, а не легендарного лица, был воплощен обет бодхисаттвы – не заботиться о личном пути к Просветлению, пока есть живые существа, нуждающиеся в спасении.

Этот великий альтруизм, эту героическую самоотверженность Цзонхава сделал основой своей жизни и своего Учения. В созданной им “Школе Добродетели” он поставил перед духовенством новую задачу: помогать всем людям (особенно мирянам) в движении по пути Просветления. Но, разумеется, этот путь не может быть одинаковым для образованного ламы и неграмотного кочевника. Пути, которыми люди разных духовных уровней приближаются к спасению, Цзонхава разрабатывает в своем основном труде “Ламрим чэнпо” – “Ступени Пути к Просветлению”.

Цзонхава разделяет людей на три уровня по их способности воспринять Учение и настойчивости стремления к спасению. Первый уровень – это те, кто поглощен круговоротом жизни, кто не имеет возможности заниматься какой бы то ни было духовной практикой, кто обязан кормить семью и т.п. Для таких людей похвальны даже только мысли о необходимости спасения. Главное, что они могут сделать для своего духовного роста, – установить внутреннюю связь со своим ламой, дабы он мог обеспечить мирянину такое следующее перевоплощение, чтобы человек имел возможность приблизиться к спасению. Мирянин же, завися от ламы духовно, заботится о его физической жизни, поднося ему еду и вещи, необходимые для того, чтобы монах мог не беспокоиться о быте, полностью устремив свое сознание к высшим целям.

Второй уровень людей составляют те миряне и монахи, кто познал Четыре Благородные Истины и идет по пути индивидуального спасения. Им надлежит практиковать непривязанность к материальному миру, жить уединенно, отвергнув мирскую суету. Таким людям следует изучать сочинения раннего буддизма.

Третий уровень – это те, кто познал причину собственных страданий, кто более всего жаждет помочь освободиться от страданий другим, – словом, это те, кто дал обет бодхисаттвы. Именно эти люди становятся духовными наставниками, именно эти люди способны обеспечить тем, кто установил с ними духовную связь, высшее перерождение, поскольку сами они владеют энергиями собственного тела, чтобы контролировать свой дух и души, с ним связанные, после смерти или даже еще при жизни. Этим людям надлежит изучать высшую философию и тантру, практиковать мистические медитации.

В “Ламрим ченпо” сформулирована еще одна чрезвычайно важная для ламаизма идея, которая была намечена в трудах великого Атиши: это представление о хинаяне, махаяне и ваджраяне как о трех ступенях на пути Просветления. Здесь следует еще раз напомнить, что тибетский буддизм утверждает, что Будда Шакьямуни при жизни проповедовал всё Учение, однако людям сообщил только хинаяну, махаяну преподавал по преимуществу нагам, ваджраяну – божествам и тогдашнему царю Шамбалы Сучандре, а людям эти тексты становятся доступными лишь тогда, когда приходит время. Благодаря тому что все три Колесницы освящены авторитетом Будды, современный буддизм воспринимается как целостное явление, а не ряд противоборствующих направлений.

Окончательно это было закреплено Цзонхавой, который писал о том, что человек, вступивший на монашеский путь, должен следовать Малой Колеснице, неукоснительно исполнять предписания Винаи, то есть Кодекса монашеских правил, блюсти безбрачие, отказ от собственности и т. п. Первые шаги на пути к спасению возможны только при условии полного разрыва с миром.

Следующим шагом является осознание того, что индивидуальное спасение невозможно, что без сострадания нет Просветления. Человек становится на путь бодхисаттвы, следуя Великой Колеснице.

Движимый героическим альтруизмом, он осознает в дальнейшем, что для действенной помощи всем живым существам ему необходимо овладение высокими энергиями, проникающими весь мир, – ему необходимо овладение тантрической медитацией Алмазной Колесницы. С другой стороны, сознание и чувства такого человека развиты настолько, что он поднимается неизмеримо выше материальной жизни, ему все равно, где жить, – в монастыре, в горах или в городе, какую пищу есть, какую одежду носить. Для него нет разницы между роскошью и убожеством – они вне его сознания. Безбрачие также не является обязательным. Будучи полностью не привязанным к материальному миру, человек сможет “увидеть себя духом, совершающим сокровенные подвиги, достигшим полного результата созерцания, имеющим власть йоги, полноту мысли ваджры”.

Легко видеть, что три уровня развития людей соотносятся с тремя уровнями Учения, однако соотношение это не прямое: люди первого уровня пребывают в невежестве, второго – исповедают хинаяну, третьего – махаяну и затем ваджраяну.

Не было такой области буддизма, которой не коснулся бы в своих трудах Цзонхава. Он систематизировал все: от философии и устройства монашеской общины до тантр (мистический смысл которых был открыт ему шестируким Махакалой) и иконографии (в частности, им была разработана столь распространенная композиция “отец с сыновьями”, где два божества-спутника изображаются у подножия трона главного божества).

При этом сам Великий Реформатор осознавал себя скорее реставратором, возрождающим изначальное, неискаженное Учение.

В ламаизме Цзонхава почитается едва ли не выше Будды. Каждый ламаист воспринимает его как “своего ламу” и ежедневно читает молитву “мигцзема”:

“Ламе Цзонхаве, Высшей Драгоценности тибетских мудрецов,
Воплощению Авалокитешвары, Сокровищнице непостижимого сострадания,
Манджушри, Владыке чистого знания,
Ваджрапани, разрушителю всех воинств Мары:
Цзонхаве, Лобсангу Дагпе, я поклоняюсь”.

Буддисты верят, что ныне Цзонхава пребывает на небе Тушита, откуда снизойдет в мир как будда Симханада.

Теперь мы обратимся к рассмотрению его образа на картинах из нашей коллекции.

Цзонхаву обычно изображают сидящим на лотосовом троне в оранжево-красных одеждах ламы, в высокой желтой шапке – признаке школы гелукпа, по которой ее монахов называют “желтошапочники” (в противоположность “красношапочникам” – представителям остальных тибетских школ), а саму школу называют “шасер” – “желтая вера”. Руки Учителя находятся у груди в позе Поворота Колеса Закона; он держит два лотоса с атрибутами Манджушри – пламенеющим мечом и книгой. Вокруг его головы нимб, вокруг его тела сияние.

У ног Цзонхавы сидят его ученики – первый Далай-лама Гедун-дуб и первый Панчен-лама Кхайдуб Гелэг-балсанбо. Они оба одеты в такие же одежды, что и Учитель, в левой руке они держат книгу. Ламы сидят на олбоках – матах для священнослужителей, олбоки лежат на тронах; спинки тронов обычно обрамлены белой тканью.

Цзонхаву пишут именно таким образом независимо от того, посвящена ли картина ему или он входит в паривару. Изображение Цзонхавы без учеников встречается крайне редко.

Картину №34 можно условно назвать “Эманация Учения” (ил. 37).

Структура этой картины (к сожалению, сохранившейся в очень плохом состоянии) отражает чрезвычайно глубокие философские идеи. Однако прежде рассмотрения этих идей нам необходимо разобрать иконографию картины как таковую.

Вверху в центре изображен Будда Шакьямуни в своей обычной ипостаси. Вправо от него идет линия серо-синих облаков, соединяющих образ Будды с небом Тушита, помещенным в верхнем правом углу картины.

В раю Тушита во дворце сидит Майтрейя в ипостаси бодхисаттвы. Его ноги спущены с трона, его руки в дхармачакра-правартана-мудре. Майтрейя окружен шестью бодхисаттвами и четырьмя монахами.

Линия бело-оранжевых облаков идет от рая Тушита к изображению Цзонхавы в центре. Изображение Великого Реформатора вместе с учениками традиционно.

Нижнюю часть тханки занимает изображение земного мира. В правом углу – коленопреклоненный монах держит в руках ступу. В центре – столик с подношениями. В левом углу – дхармапала Яма со своей сестрой Ями (относительно их символики см. ниже).

Эта картина отражает уже встречавшееся нам представление о членении мироздания на три уровня – камадхату, рупадхату и арупадхату. Мир арупадхату, мир чистого знания, персонифицирован здесь в образе Будды Шакьямуни, который в “Сутре Великого Закона” отождествлен с Адибуддой. Ему принадлежат такие слова: “С самого начала Я пробудился, дошел до завершенности, полностью развил их (бесчисленных бодхисаттв) до того состояния, чтобы они были способны соответствовать их положению бодхисаттв”. Именно эта линия передачи Учения символизируется облаками, идущими к раю Тушита, из арупадхату в рупадхату.

Миру рупадхату, сфере форм, на этой картине соответствует небо Тушита и бодхисаттва Майтрейя. Как мы уже отмечали, рупадхату – обитель не только бодхисаттв, но и сущностей, близких к Просветлению, что на нашей картине передано образами монахов в свите Майтрейи.

Мир страстей камадхату – это земной мир. Для живущего в нем есть два пути: путь невежества и бесконечных перерождений, оставляющий человека во власти царя смерти Ямы, и путь духовного роста, дающий возможность вырваться за пределы камадхату, этот путь символизируется изображением монаха.

Для того, кто находится в камадхату, он – единственная реальность, данная ему в ощущениях, понятиях, представлениях. Для него двух других уровней, несомненно, не существует. Но для ступившего на путь избавления от страданий, по мере продвижения по нему, рупа- и арупадхату становятся реально существующими. Для бодхисаттвы же реальны все три мира в том смысле, что он может спуститься в кама- и рупадхату, дабы помочь находящимся там. Это и воплощает в себе центральный образ Цзонхавы, не принадлежащий ни к одному из трех уровней, но проникающий сквозь все.

Картина работы тибетского художника XVIII в.

Картина №35. Цзонхава с окружением (ил. 38).

В центре картины – Цзонхава, у подножия его трона – ученики. Любопытная деталь: позади их тронов – сияние.

Внизу трое дхармапал: слева – владыка смерти Яма, стоящий вместе со своей сестрой на синем быке; в центре – шестирукий Махакала; справа – Лхамо, едущая через море крови на муле. Все дхармапалы объяты пламенем, Лхамо – серым (относительно их символики см. следующую главу).

Картина работы монгольского художника XIX в.

Картина №36 представляет классический сюжет “Цзонхава с учениками” (ил. 39).

Эта тханка из личной коллекции Рерихов.

Красивый золотой орнамент покрывает не только одежды Цзонхавы, но и внешнюю дугу его нимба (последнее встречается очень редко).

Трон Учителя обрамлен декоративными облаками, перед троном пруд, откуда на маленьком лотосе поднимается монашеская чаша.

Обращает на себя внимание необычная форма шапок учеников Цзонхавы, а также изображение за их спинами сияния вместо тронов.

Рисунок картины несомненно монгольский, а колорит заставляет предполагать, что она была расцвечена в Бурятии в XIX в.

Картина №37. Цзонхава с учениками.

Традиционное изображение триады. Обращает на себя внимание находящийся перед троном Учителя столик для подношений, на котором стоят три драгоценных камня, дамару (барабанчик в форме песочных часов), три фрукта в синей чаше для подаяния, ваджра, колокольчик, чаша с драгоценностями.

Фон – условный пейзаж: слева – синее дерево, украшенное лентой, справа – зелено-оранжевое пятно (видимо, неудачная попытка изобразить камни).

Картина типичной бурятской работы XIX в.

Картина №38. Цзонхава с учениками.

Традиционное изображение триады. За спиной Цзонхавы сияние в обрамлении листьев и цветов лотоса. Внизу картины – семь драгоценных камней, центральный из них объят пламенем.

Тханка попорчена, поэтому кое-где виден ее печатный рисунок – более искусный, чем прописанный поверх красок.

Типичная бурятская работа XIX в.

Картина №39. Цзонхава с окружением.

Изображение Учителя занимает большую часть полотна. Перед его троном – чаша для подаяния на лотосе.

Внизу – обычное изображение учеников, однако вместо тронов за их спинами сияние. Вверху – в центре Будда, по бокам Амитабха и Амитаюс.

Картина монгольской работы XVIII – XIX вв. Краски блеклые, вероятно выцвели.

Илл. 37.
Эманация Учения
Эманация Учения
Илл. 38.
Цзонхава
Цзонхава
Илл. 39.
Цзонхава
Цзонхава

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100