Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

СЛОВАРЬ/P>

Абхая-мудра – скрт. мудра бесстрашия – рука поднята на уровень груди ладонью наружу.

Абхеда – архат.

Абхирати – скрт. “наслаждение” – восточная “чистая землядхьяни-будды Акшобхъи, где царит равное для всех счастье.

Авалокитешвара – бодхисаттва милосердия, составляющий вместе с Манджушри и Ваджрапани основную триаду ламаизма. Воплощением Авалокитешвары был царь Сронгцен Гампо, а также далай-ламы. Основные формы бодхисаттвы – Падмапани, Шадакшари Локешвара, Экадащамукха.

Агни – в индийской мифологии бог огня.

Аджали-мудра – скрт. мудра моления – руки молитвенно сложены у груди.

Аджанта – местность в западной Индии, где находится пещерный монастырь, знаменитый своими фресками (V–VI вв.).

Адибудда – скрт. “изначальный будда” – персонификация просветленной сущности всех будд и бодхисаттв. Широкое распространение этот образ получил в связи с учением Калачакры. В роли Адибудды в разных школах буддизма могут выступать Ваджрадхара, Ваджрасаттва, Вайрочана или Самантабхадра.

Адорант (лат.) – поклоняющийся, возносящий хвалу божеству.

Акаништха – “чистая земля”, высший из уровней рупадхату, обитель дхьяни-будды Вайрочаны. В некоторых тибетских школах она считается обителью Адибудды или будды Самантабхадры.

Акашавимала – бодхисаттва, которым после смерти стал Атиша.

Акашагарбха – один из восьми бодхисаттв.

Акшобхъя – дхьяни-будда, владыка восточного рая Абхирати, глава семейства ваджры, в которое входят Ваджрапани, Манджушри, Ямантака, Хаягрива, Найратмья, Экаджати и др.

Амитабха – дхьяни-будда, владыка западного рая Сукхавати, глава семейства падмы (лотоса), в которое входит Авалокитешвара. Его земное воплощение – Будда Шакьямуни. Из него эманируют панчен-ламы.

Амитаюс – особая форма Амитабхи, божество долголетия.

Амогхасиддхи – дхьяни-будда, владыка севера, глава семейства кармы, в которое входит Тара. Его земное воплощение – будда грядущего Майтрейя.

Амрита – в индийской мифологии напиток бессмертия.

Ангаджа – архат.

Ануттара-йога-тантра – тантра высшей йоги, ориентированная на постижение дуальной природы мироздания, единства противоположных начал. К ней принадлежат Гухъясамаджа, Ваджрайогини, Самвара, Калачакра, Ваджрабхайрава.

Апсары – небесные танцовщицы и музыкантши, пришедшие в буддизм из индуизма, где они выступали как райские гетеры, обольстительницы мудрецов.

Арупадхату – скрт. “мир без форм” – в буддийской космологии высший из уровней мироздания, мир чистого знания.

Архат – скрт. “достойный” – ученик Будды, святой, не подверженный перерождению, проповедающий Учение.

Асуры – в индийской мифологии – старшие братья богов-девов, ведущие с ними непрестанные войны.

Атиша (982—1054) – великий индийский миссионер, считается эманацией бодхисаттвы Манджушри. Принес в Тибет систему Калачакры, основал школу кадампа. Основной заслугой Атиши тибетцы считают то, что он “снова и навсегда принес в страну истинное учение Шакьямуни”, т. е. очистил тибетский буддизм от искажений. Считается, что после смерти он стал бодхисаттвой Акашавималой.

Ашока (правил 268–232 до н.э.) – царь династии Маурья, благодаря которому произошел подъем политической, культурной и религиозной жизни страны. Наиболее известным памятником искусства этого времени является Львиная капитель.

Аятана – шесть “баз”, “источников”, “областей чувств” – способность выделять зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые элементы в потоке сознания. Шестая “область” – ум (скрт. “манас”), сознание предыдущего момента. “Источниками” их называют потому, что считается, что из этих областей чувств развиваются органы, необходимые для связи с внешним миром (т. е. способность видеть – причина существования глаза, а не наоборот).

Бакула – архат.

Бодхисаттва (скрт.) – изначально: сущность, принявшая решение стать буддой; впоследствии: сущность, давшая обет не уходить в нирвану, пока страдают живые существа. Как имя собственное применимо к Будде Шакьямуни в рассказах о его предшествующих воплощениях и (иногда) к Майтрейе.

Божества долгой жизни – Амитаюс, Белая Тара и Ушнишавиджая.

Бон – добуддийская религия Тибета.

Брахма – один из верховных индийских богов, творец мира. Изображается златотелым и четырехглавым.

Бромтон (1004–1065) – ученик Атиши, один из создателей школы кадампа.

Будда – скрт. “пробужденный”, “Просветленный” – как имя собственное применимо к Будде Шакьямуни. Как нарицательное означает любую просветленную сущность.

Бхадра – архат.

Бхадрасана – скрт. “поза благой воли” – божество сидит по-европейски. Наиболее популярная поза Майтрейи.

Бхайшаджьягуру – скрт. “врач-учитель” – будда врачевания, обитающий в раю “Вайдурья-нирбхаса” (“Блеск драгоценного камня вайдурьи”).

Бхархут – местность в Центральной Индии, где находится ступа, знаменитая своими рельефами, иллюстрирующими сюжеты джатак (II в. до н.э.).

Бхумиспарша-мудра – скрт. “мудра касания земли” – правая рука лежит на колене ладонью внутрь.

Ваджра – скрт. “молния” – символ Просветления, мгновенного озарения. Воплощает мужское начало мира, выступает в паре с лотосом.

Ваджрабхайрава – скрт. “просветленный ужасный” – другое имя Ямантаки.

Ваджраварахи – дакини, праджня Самвары. См. также Ваджрайогини.

Ваджрадхара – скрт. “держащий ваджру” – абсолютный будда, ипостась Адибудды. В скрещенных на груди руках держит ваджру и колокольчик как символы единства мужского и женского начала Вселенной, постижения мудрости методом.

Ваджрайогини – см. Ваджраварахи. Персонификация тантры, принадлежащей к Ануттра-йоге.

Ваджракила – идам, особо почитаемый в ньингмапе.

Ваджрапани – скрт. “рука, держащая ваджру” – бодхисаттва, воплощение силы. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри образует основную триаду ламаизма. Эманация дхьяни-будды Акшобхъи. Единственный из основных бодхисаттв, изображаемый гневным. Иногда считается гневной формой Манджушри.

Ваджрасадху – скрт. “просветленный святой” – дхармапала, изображается едущим верхом на льве; в поднятой правой руке он держит ваджру, в левой – сердце врага веры. Его тибетское имя – Дордже Легпа.

Ваджрасаттва – скрт. “алмазная сущность”, в переносном смысле “просветленная сущность” – абсолютный будда, олицетворяющий дхьяни-будд, вместе взятых, а его белый цвет – слияние их цветов. Держит ваджру у груди, колокольчик у левого бедра.

Ваджраяна – “Алмазная Колесница”, “молниеносный путь спасения” – возникшая в Тибете в конце I тыс. н.э. система учений и духовных практик, позволяющая достичь Просветления даже в сегодняшней жизни. См. также ньингмапа, каджупа, кадампа, гелукпа, ламаизм.

Ваджрипутра – архат.

Вайрочана – дхьяни-будда, владыка рая Акаништха, глава семьи “будда”, к которой относится бодхисаттва Самантабхадра. В Китае и Японии Вайрочана считается Адибуддой.

Ванаваси – архат.

Варада- (вара-) мудра – скрт. “мудра щедрости” – правая рука лежит на колене ладонью наружу.

Васудхара – богиня богатства, праджня Куберы.

Вахана – ездовое животное божества.

Ваю – в индийской мифологии бог ветра.

Веды – древнейший памятник индийской культуры (сер. II – нач. I тыс. до н.э.). Представляет собой четыре сборника священных текстов, описывающих ритуалы, обращенные к различным божествам. Главной из Вед является Ригведа.

Ветала – в индийской мифологии дух, вселяющийся в тело мертвеца.

Виная – см. Трипитака.

Вирудхака – локапала юга.

Вирупакша – локапала запада.

Висваваджра – крестообразная ваджра, символизирующая распространение силы Просветления по всем четырем сторонам света.

Вишкамбхин – см. Сарваниваранавишкамбхи.

Вэй (Северная Вэй) – китайская династия (386–535), при которой буддизм постепенно распространился по стране и началось развитие буддийского искусства, возведены монастыри Юньган и Лунмэнь.

далее

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100